СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по музыке на тему: "Музыка вокруг нас"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по музыке на тему: "Музыка вокруг нас"»

Конспект учебного занятия

по музыке

в 1 «Б» классе

Тема: «Музыка вокруг нас»

студентки 42 «А» группы

Подоплеловой Анастасии Александровны















Урок будет выдан: 24.09.2024

МБОУ СОШ №17

Учитель: Вольф Екатерина Федоровна

Методист: Федосенко Ольга Анатольевна




Новосибирск, 2024






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Подоплелова Анастасия Александровна.

Предмет: музыка.

Класс: 1 «Б».

Тема урока: «Музыка вокруг нас».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении музыки вокруг нас.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

1.-Учащиеся узнают о мире звуков, об основах музыкального искусства;

-Учащиеся получат возможность узнать об особенностях «шумовых звуков» и «музыкальных звуков».

2. -Учащиеся научатся различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш);

-Учащиеся получат возможность научиться воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.


Дидактические:

1.Формировать представление о мире звуков, об основах музыкального искусства, об особенностях «шумовых звуков» и «музыкальных звуков».


2. Формировать умения различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

- делать выводы.

Уч-ся получат возможность научиться:

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Уч-ся получат возможность научиться:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.






2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.





3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:
- У учащихся будет сформирован познавательный интерес к изучению музыки вокруг нас, самостоятельность, активность в его познании.
- У учащихся может быть сформировано понимание о слушательской и исполнительской культуре.

Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению музыки вокруг нас, самостоятельность, активность в его познании.


2. Формировать понимание о слушательской и исполнительской культуре.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: звук прибоя, звук пения птиц в лесу, звук моря, звук жужжания мухи, звук скрипки, звук фортепиано, женская песня, музыка песни «Во поле березка стояла».

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать пенал, дневник.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Чтобы наш урок прошёл успешно предлагаю прослушать стихотворение.

Слайд №1

Чтение учителем стихотворения.

Без музыки не проживу и дня

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов

В молчанье трав и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

-очем стихотворение. Какую картину представили

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.












Слушают.



К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


Словесный

(беседа)


Наглядный (прослушивание аудио-записи)


Наглядный (демонстрация)

Проводит актуализацию знаний.

-Ребята, скажите, звуки окружают нас в жизни? Приведите примеры.


-Прослушайте звуки и скажите, что вы услышали?

Звучит шум прибоя.

- Ребята, скажите, что вы сейчас слышали? А какая картина представилась?

Слайд №2

-Посмотрите на репродукцию картины И. Айвазовский «Штиль».

- Похожа ваша воображаемая картина на эту?

Это – произведение великого русского художника Ивана Айвазовского, он очень любил море, и свою любовь выражал в своих картинах.

Теперь послушаем другие звуки.

Звучит пение птиц в лесу.

- Расскажите теперь об этих звуках.

- Как часто вы слышите пение птиц? Обращали ли вы на это внимание раньше?

Слайд №3

Обратите внимание на репродукцию картины Шишкина «Утро в сосновом лесу».

- Схожа данная картина с вашим представлением, созданным музыкой?

- Ребята, делая вывод из увиденного и услышанного, что вы можете сказать?

-Ребята, скажите, а из чего состоит музыка?

-Правильно. Значит и музыка окружает нас везде? Приведите примеры.


-Да. Шум деревьев, пение птиц, в театре, звук машины.

Слушают.

-Шум прибоя.

Отвечают.




Смотрят.


-Похожа.







Слушают.

Отвечают.




Смотрят.



Отвечают.



-Это звуки. Они окружают нас везде.


-Из звуков.


-Да. В театре, на улице, пение птиц.

Уч-ся научатся:

- различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),

- воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером,

осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.




К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.









К: соблюдать правила ведения диалога.


П: сравнивать объекты.


Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


  1. Выявление места и причины затруднения


Организует деятельность по формулировке темы.

Слайд №4,5

-Попробуйте сформулировать тему урока. Для этого посмотрите на слайд, слова здесь перепутаны местами, необходимо поставить их в правильном порядке.

Слайд №6

Организует постановку цели урока.

- Какую цель мы поставим на сегодня? Что мы узнаем сегодня?


Формулируют тему.


- «Музыка вокруг нас».






Называют цель урока.

– Узнать о мире музыки








П: с помощью учителя формулировать цель.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.





  1. Построение проекта выхода из затруднения


Организует постановку проблемных задач.

-Чтобы достичь цели нам нужно следовать плану действий.

Слайд №7,8

Посмотрите на слайд. Пункты плана перепутались. Назовите их в верной последовательности.


Определяют очерёдность задач урока.

1.Узнать об особенностях музыки.

2.Выявить особенности «шумовых звуков» и «музыкальных звуков». 3.Разучить песню и передать особенности настроения музыки в собственном исполнении.


Р: выстраивать последовательность выбранных действий.


Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

  1. Реализация построенного проекта


Организует реализацию построенного проекта.

- Приступим к первому пункту плана.

-Знаете ли вы, в каких местах в городе живет музыка?

Слайд №9

-Посмотрите на слайд, что это за здание? (фото Оперного театра)

-Кто из вас там был?

Слайд №10

-В Оперном театре действительно живет музыка, а точнее такие люди как мы, зрители можем услышать ее в концертном зале на сцене (фото зала).

Слайд №11

-А это что за красивое здание? (фото Музыкального театра)

Слайд №12

-Что это за здание? (фото Филармонии)

Слайд №13

-Посмотрите, что это?

-Какие звуки мы можем услышать в цирке? (фото цирка)

-Приступим ко второму пункту плана.

-А сейчас будет небольшая музыкальная викторина. Ваша задача узнать звуки кого или чего я буду включать.

Слайд №14-18

-Что это за звук? (звучит жужжание мужи).

-Следующий звук (звучит скрипка).

-Кто или что издает такой звук? (звучит шелест моря).

-Чей это звук? (звучит женский голос).

-Следующий звук (звучит фортепиано).


-Какие различия вы заметили во всех этих звуках?

Слайд №19

-Звуки можно разделить на две группы:

Звуки


Музыкальные Шумовые

К музыкальным относятся звуки музыкальных инструментов, голоса людей, пение.

К шумовым – звуки города и природы.


-Кто создает музыку?

-Значит композиторы – это люди, которые сочиняют музыку. Чтобы стать композитором нужно иметь талант и закончить специальное музыкальное учебное заведение.

-Как зарождается музыка?

-Музыка рождаются в душе композитора от пережитых сильных чувств.

-Композиторы пишут музыку на бумаге. Кто нам нужен, чтобы музыка зазвучала?

-Значит музыканты, играющие на инструментах, поющие - это исполнители музыки.


-Для кого композиторы пишут свою музыку, а исполнители исполняют?

Слайд №20

-Какие музыкальные инструменты вы знаете?

-Если композитор является создателем музыки, пишет ее для нас, то мы являемся…?

-Нужно ли учится, чтобы быть слушателем?

-Быть слушателем это непросто, нужно соблюдать некоторые правила:

1.Сесть удобно.

2.Сидеть тихо, не разговаривать, в тишине.

3.Не отвлекаться.

4.Думать о музыке.

5.Слушать инструменты.

-Сейчас мы будем учиться вслушиваться в музыку.

Какие чувства, эмоции у вас вызвала эта музыка?

Включает Танец цветов П.И. Чайковского

-Какие инструменты здесь услышали?(Скрипка, альт, виолончель, флейта, труба, арфа).






Предполагают.



-Театр оперы и балета.










-Музыкальный театр.



-Филармония.


-Цирк.



-Музыку, звуки животных и т.п.







-Жужжание мухи.


-Звук скрипки.

-Это звук моря.


-Это женский голос.

-Звучит фортепиано.



-Одни – звуки природы, другие – издает человек.














-Композиторы.






Предполагают.





-Музыканты или исполнители.





-Для нас, для людей.



Предполагают.



-Слушателями.


Предполагают.















Отвечают.


Предполагают.

Научатся различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш);


Научатся воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.











П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.




К: соблюдать правила ведения диалога.






















П: сравнивать объекты.
























П: делать выводы.



Познавательный интерес к изучению музыки вокруг нас, самостоятельность, активность в его познании;



Понимание о слушательской и исполнительской культуре.

















































  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Организует первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Легенда о трех китах.

-В самом начале на нашей Земле было всего три основы, то без чего не мог бы жить человек: без воздуха, без воды и без Солнца.
Так и в музыке, есть три основы, три «кита». Знаете ли вы имена этих китов?

-Сейчас я включу вам музыку, а вы попробуйте сказать мне, что это.

Слайд №21

Включает марш.

-Можете мне назвать, что это за жанр музыки?

-Мы с вами прослушали марш. Какие основные признаки есть у марша? Какой он?

-Где мы с вами можем его услышать?

-Теперь прослушайте еще 2 фрагмента.

Слайд №22

Включает польку.

-Что это за музыка? Что хочется под нее делать? Какая она, по характеру?

-Верно, хочется танцевать. Мы прослушали танцевальную музыку.

Включает вальс.

-Теперь скажите, что это за танец? Чем он отличается от предыдущего?

Слайд №23

Включает песню.

-Скажите, узнали что это за жанр музыки? Какое название у этой песни? Инструмент










-Нет.







Предполагают.


-Чёткий, энергичный, хочется маршировать.


-На парадах.





-Веселая музыка, подвижная. Под нее хочется танцевать.




-Это вальс. Он нежный, плавный, хочется кружиться.


-Песня. «Во поле береза стояла».

Научатся различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш);


Научатся воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.


К: соблюдать правила ведения диалога.
















П: сравнивать объекты.


П: делать выводы.



Познавательный интерес к изучению музыки вокруг нас, самостоятельность, активность в его познании;



Понимание о слушательской и исполнительской культуре.


  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону


Организует самостоятельную работу.

-Послушайте еще одну песню, которую будем разучивать. О чем она?

Включает песню «Учат в школе».

-Чему вы научитесь в школе?

Ребята, давайте сейчас разучим эту песню, а потом попробуем ее спеть.

Разучивает песню по половине куплета.

Выполняют самостоятельную работу.

-Песня о школе.



Предполагают.

Разучивают песню.




К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.



  1. Включение в систему знаний и повторение


Организует обобщение изученного.
-Наше занятие подходит к концу, что же вы запомнили? Кто сочиняет музыку?

-Кто нужен, чтобы музыка звучала?

-Для кого композиторы сочиняют музыку?

-Какие звуки называют музыкальными?

-Какие шумовыми?

-Какие 3 кита в музыке вы запомнили?




-Композиторы.



-Исполнители, музыканты.

-Для нас, слушателей.



-Которые издает человек.

-Которые издает природа, и звуки города.

-Марш, танец, песня.


К: соблюдать правила ведения диалога.



П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Организует рефлексию деятельности.

-Ребята, у вас есть рисунки китов. Раскрасьте его зеленым цветом, если у вас все получилось, желтым – если были затруднения, и красным – если совсем ничего не получилось.

- На этом наш урок окончен, до свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.

Раскрашивают.




Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.