Изучение нового материала | -Рассмотрите рисунки. Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных вещей? -Правильно. Человек внимательно наблюдает за всем, что происходит в природе. Проводя научные эксперименты, люди открывают законы, по которым живет природа. Литература и искусство тоже позволяют человеку познать мир. Как литература и искусство помогает познать мир? -Рассмотрите рисунки на странице 37. Расскажите, как человек познает окружающий мир. -Правильно. А с помощью чего еще человек может познавать мир? -Молодцы ребята. Что же такое наука? -Какие науки вы знаете? -Существует такая наука, как география. Эта наука изучает нашу Землю. Сегодня мы познакомимся с некоторыми географическими моделями. Посмотрите внимательно на слайд. Кто может прочитать мне значение этого слова? -Да, верно. Наиболее известными из географических моделей являются план, карта, глобус. -На экране изображен глобус. О чем нам рассказывает раскраска глобуса? -Какие материки и океаны вам известны? -Глобус - наиболее точная модель Земли. Он позволяет нам узнать о форме, очертании материков, океанов, о вращении Земли вокруг своей оси, о местоположении крупных гор и равнин, рек и озер. Самый первый глобус появился более 500 лет назад. -Можно ли в натуральную величину показать моря, материки? -Правильно, для этого человек использует масштаб. Чтобы уметь работать с глобусом, необходимо знать, во сколько раз уменьшены объекты. Если все объекты уменьшены в 100 миллионов раз, то масштаб будет 1:100 000 000. Это обозначает, что одному сантиметру на глобусе соответствует 100 миллионов сантиметров (1000 км). -На глобусе мы видим перекрещивающиеся линии. Посмотрите пожалуйста на слайд. На первой картинке показаны меридианы. Меридианы - линии, которые сходятся в точках полюсов. Они указывают направление север - юг. На второй картинке показаны параллели. Параллели - линии, которые пересекают меридианы. Они указывают направление восток - запад. Какая самая длинная параллель? -Правильно. Самая длинная параллель называется Экватором. Экватор делит наш глобус на два полушария: Северное и Южное. -В каком полушарии мы с вами живем? -Мы находимся в Северном полушарии. -Если внимательно рассматривать глобус, то на нем можно заметить знаки. Это условные знаки. На слайде представлены некоторые возможные обозначения. | -Обучающиеся высказывают свое мнение. (самолет - птицы, и тд) -Худ. Творчество, знакомство с произведениями литературы и искусства, наблюдения за природой, научный эксперимент. -Органы чувств, искусство, приборы и инструменты, справочники, энциклопедии, словари, всевозможные знаки и символы, изобретения человека, разные науки. -Наука – это знания, которые накопило человечество за всю свою историю. -Химия, физика, ботаника, психология и тд. Обучающиеся читают определение с экрана. -Синий цвет - океаны, моря, реки и тд, зеленый - земля, белый - ледники. -Всего 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Всего 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. -НЕТ, нельзя. -Экватор. -Северное полушарие. | Учебник (стр. 36) Учебник (стр. 37) Презентация (Слайд 2) Презентация (Слайд 3) Презентация (Слайд 4) Презентация (Слайд 5) |
| -В обычной жизни человек имеет дело с географической картой, а не глобусом. Известно, что первая карта появилась 4000 лет назад в Египте (на куске глины). Географическая карта - изображение земной поверхности на плоскости. Все объекты на карте, как и на глобусе, уменьшены и изображены в масштабе. На карте есть меридианы и параллели. -Рассмотрите внимательно карту, изображенную в учебнике на странице 41. Что вы видите на ней? -Раньше люди изображали карты в виде крошечных рисунков, старались как можно точнее отобразить реальные объекты. На карте, как и на глобусе, имеются условные обозначения. | -Дома, деревья, мосты, соборы и т.д.. | Презентация (Слайд 6) Учебник (Стр. 41) Презентация (Слайд 7) |