Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Деятельность учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности | понимает причины успеха в учебной деятельности; | Коллективная | Приветствие. - Проверим готовность к уроку. По каким критериям? | Вспоминают критерии (стихотворение), проверяют свою готовность. Внимательно проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Ручка, учебник и тетрадка? Все дружно беритесь скорей за работу. Руки? НА МЕСТЕ Ноги? НА МЕСТЕ Локти? У КРАЯ Спина? ПРЯМАЯ. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
2. Актуализация знаний и умений | использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | индивидуальная | Работа в тетради. Работа с рядом слов: ноль, платье, съел, объели, рыбы Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный - ь – обозначает мягкость согласного звука - есть хитрые буквы, почему хитрые? - состоит из 3 слогов - из 2 слогов - односложные слова. Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Обозначим. Прочитайте ряд слов. На доске карточки со словами с пропущенными буквами: Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса, - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? - Какое задание можно выполнить со словами? - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) | Учащиеся работают с рядом слов. Роль Ь, правило определения слогов. Обозначить гласные буквы. Учащиеся читают ряд слов: Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса, Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора. Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
3.Выявление затруднений и постановка учебной задачи (проблемы) | определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; | Коллективная парная | 1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске или один из учащихся) Слово не входит на строку. - Что же делать? - Что значит перенести? 2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? (Учитель фиксирует варианты переноса на доске.) - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. - Задание было одно? - Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? - Как вы думаете, какая тема урока? 3.Учитель фиксирует тему на доске: Правила переноса слов - Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? - О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. - Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА (см. приложение 1) | Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием. Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а… Да Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов. Во множественном. Наверное, их много, несколько. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднений (открытие «нового» знания) | слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. работает по предложенному учителем плану; | групповая | - Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. - Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы Посмотреть, где стоит знак переноса Сформулировать правило переноса слов. Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... А почему нельзя переносить? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш, Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. По слогам! Все читают хором слова: кас-са, тон-на Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
5.Реализация построенного проекта: структу-рирование полученных знаний | использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; | коллективная | Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: Читаем слово. Делим на слоги. Вспоминаем, какое правило подходит. Записываем Почему выделены слова «вспоминаем правило»? | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил. Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
6.Первичное закрепление нового способа действия | переносит слова с одной строки на другую по алгоритму | Индивидуальная парная | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты) Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка | Не могли перенести слово МАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести. нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. | Выполненное задание |
7.Рефлексия. | делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; | коллективная | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. (см. приложение 2) | Правила переноса слов. Не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
Физминутка-игра «Светофор».