Органи зацион ный | Слайд №1- Ребята, что непривычного вы видите на слайде? Давно, во времена А.С.Пушкина, более 300 лет назад люди для письма использовали птичьи перья. Похожие перья я принесла на урок. - Кто догадался о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Почему так быстро догадались? Слайд №2- Посмотрите на экран. Перед вами фотографии других птиц. Вы их узнали? Прочитаем хором их названия. Попробуем соотнести изображения птиц с названиями. Под каким номером изображён филин? А фламинго? А фазан? Слайд №3- Незнакомое слово «фаэтон» имеет несколько значений. Посмотрите на фотографии на слайде, выскажите свое мнение. Во-первых, это птица, чайка или рыболов жарких стран, размером с голубя в хвосте имеет два длинных пера; во-вторых – это конная лёгкая повозка со складным верхом. | Использование ИКТ. Выбор эффективного способа концентрации внимания. Мотивация деятельности. Работа с многозначным словом. | Проявляют заинтересованность. Вспоминают признаки группы животных «Птицы». Узнают о многозначности слова «фаэтон». | Регулятивные: Познавательные: логические (сопоставление) расширение кругозора умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Актуализация опорных знаний | Слайд№8.Приступим к решению нашей первой задачи. Сопоставим предмет – фотографию птицы и слово, которое обозначает этот предмет. - На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Посмотрим на начертание схемы. Как вы думаете, оно подходит к обоим словам? Как вы считаете, после анализа схемы будут одинаковыми? У кого другое мнение? Отроем Прописи на стр. 10, приготовим цв. карандаши. -Посмотрим на начертание схемы. Как вы думаете, оно подходит к обоим словам? Как вы считаете, после анализа схемы будут одинаковыми? У кого другое мнение? Откроем прописи на стр. 10, приготовим цв. карандаши. Задание: выполнить слого-звуковой анализ слова фазан в прописи, а схему слова филин выложить из счётного материала на парте. - Кто может справиться самостоятельно? Приступайте. -Кому нужна помощь? Делим слова на слоги, определяем ударный слог. Кто попробует свои силы у доски? (1 ученик выставляет схему к слову фазан и объясняет, 2 – к слову филин). Задание для успешных: выложить схему к слову фламинго. -У кого так же? Молодцы! - Теперь вы также считаете, что схемы одинаковые? Вывод: после анализа звуков в словах и постановки ударения схемы получились разные, хотя начертание было одинаковым. Слайд№9 - Выделим первый звук в каждом слове. Определим, какие они гласные или согласные. Почему? -Какой алгоритм нам подходит №1 или №2? Даём характеристику первым звукам в обоих словах. - Как вы думаете, мы справились с первой задачей? Прежде чем перейти к решению 2-ой задачи, необходимо размять наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Тихонько садимся и проверяем посадку: раз – ноги на пол, расстояние до парты, два – расправим плечи, выпрямим спинку, три - правильно положили пропись, четыре – правильно взяли ручку, проверили как работает пальчик. | Даёт дополнительное задание успешным детям. Самопроверка учащихся, учитель проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Дифференцированная работа. Подготовка рук детей к письму. Здоровьесбережение | Самостоятельно проводят слого-звуковой анализ слов. Учатся самоконтролю с эталоном. Выполняют разминку для пальчиков. | Познавательные: Регулятивные: Личностные: самопроверка развитие мелкой моторики Личностные: |
Получе ние нового знания | Слайд (отсутствует в сценарии урока, т.к. не копируется). Объяснение и показ на слайде написания заглавной буквы Ф. Ребята прописывают в воздухе. Затем пишут по точкам в прописи и прописывают самостоятельно в трёх строчках. (Тоже со строчной буквой на стр. 10). -Теперь мы сможем написать слова, а почему нет? -С какими буквами будем учиться соединять строчную букву? Покажу образец на доске: фа, фл, фо, фе. Работа в прописи на стр.10. Элемент рефлексии. -Ребята, с какими задачами вы уже справились? Возьмите изображения фазанов. Раскрашивать мы будем по правилам: вспоминайте, как в учебнике по окружающему миру, если вам было легко составлять схемы, учиться писать буквы, то голову и тело птицы вы раскрасите в зелёный цвет. Если немного где-то затруднялись, ждали помощи одноклассников, то – жёлтым. А если вам было очень трудно на данном этапе урока, то раскрасьте красным цветом. Динамическая пауза. Слайд№13 Посмотрим на экран. У нас в гостях ещё одна птица. Лебеди летят, Крыльями шумят. Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо Умеют держаться. И очень бесшумно На место садятся. Слайд№ 14-Внимание на экран. Чем отличаются эти птицы? Мы увидели ещё один отличительный признак птиц. -От чего зависит форма клюва? -А как правильно написать слово «клюв»? Какая проблема возникла? Стоп! А мы ставили такую задачу? Вернёмся к алгоритму. Задание. Перед вами в конвертах лежат буквы. Работая в паре, дружно, сообща собрать пары из звонких и глухих согласных букв. -Получилось всем буквам найти пару? -А почему? Проверим, что получилось. Первый ряд, что оказалось лишним? Почему? Ч и Х обозначают глухие согласные звуки. Второй ряд? Е и Ё – гласные буквы. Третий? М и Л - обозначают звонкие согласные звуки. -Молодцы, продолжим работу с парой «в-ф», остальные буквы уберём в конверт. Слайд№15 -Какую же букву надо писать в конце слова «клюв»? как себя проверить, если сомневаемся? Правило: «Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!» Снова сталкиваемся с алгоритмом. -Изменяем слово: «клюВЫ». Продолжим работать в парах. Сообща поднимаем ту букву, которую на ваш взгляд надо написать в конце слова. – Докажите, почему «В», а не «Ф»? (и наоборот). Работа со словами: шкаф, шарф, остров, обрыв, готов. - Открываем прописи на стр. 11. Дописываем к парным звонким – парные глухие согласные. На стр. 10 будем дописывать проверочные слова со слайда. Ребята, в прописи уже были написаны буквы в конце, а мы с вами такие молодцы сами подобрали проверочные слова! Внизу, под проверяемой согласной в квадратных скобках напишем звук, который слышим. (Образец на доске). -Что заметили? Правильно во всех словах слышится глухой парный согласный звук [ф]. Элемент рефлексии. Слайд№18-Ребята, мы справились с задачами? Продолжим раскрашивать фазана: крыло птицы. Снова, если было легко - зелёным, немного затруднялись – жёлтым, тяжело работалось – красным цветом. - Ну, а теперь-то мы уже сможем написать правильно и красиво названия птиц? Хорошо, но для уверенности вспомним, как соединяются и из каких элементов состоят буквы в одном из слов - «фламинго». Смотрим в прописи на стр. 10. Сначала отметим в слове «гнёздышки», затем «шалашики», а после «секретики». Приступим к написанию первого слова. Проверим правила посадки, то же ведь алгоритм. 1,2,3,4. Слайд№19 В прописи на стр. 10 в самой верхней строке повторим слово по образцу фламинго (ученик комментирует); второе слово то же есть в прописи – фазан (с комментированием); следующее слово – филин напишем под диктовку, и последнее слово фаэтон так же напишем под диктовку, но сначала его сфотографируем. Приготовили свои фотоаппараты- глазки. «Чик!» пишем слово под диктовку. | Показ с объяснением написания заглавной и строчной письменных букв Ф,ф. Показ написания новых букв с другими буквами. Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач. Здоровьесбережение через музыкально-динамическую паузу. Постановка проблемы написания слов с парными согласными на конце. Организует работу в парах. Работа по алгоритму: проверка парных согласных. (пропедевтика) Работа со словами из прописи, проверка написания слов с в, ф на конце. Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач. Формирование каллиграфического навыка. | Написание новых букв и соединений с ней. Активный отдых. Работа в парах. Вспоминают парные звонкие и глухие согласные звуки. Получают новое знание – проверка парных согласных по алгоритму. Навык списывания с печатного текста. Отслеживает степень проработки им учебных задач. Учатся красиво писать, анализируют сами и учатся слушать оценку своего труда учителем. | Познавательные: решение проблемы; ориентировать ся в прописи Регулятивные: Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: Регулятивные: Личностные: переносить на свой жизненный опыт; сопоставлять работу с эталоном (образцом в прописи); оценивать усваиваемое содержание учебного материала Коммуникативные: учитывает разные мнения, сотрудничество |