Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета
«Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительной деятельностью»
выполнил: Дацко Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета
Тайшет 2021 год
Основные направления в работе: развитие воображения; развитие мышления; формирование качеств творческой личности; формирование культуры общения, поведения, чувств. .
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, в руках педагога имеется инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где передает образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Программа художественной направленности «Чудо рисование». Программа для ребят в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 4 года. Обучение по программе строится по принципу от простого к сложному.
Нетрадиционные художественно-изобразительные техники способствуют: - интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы обучающихся. -повышению уровня развития зрительно-моторной координации - коррекции мелкой моторики пальцев рук -точности и быстроты движения -умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент -воспитанию терпения, аккуратности, внимания -развитию творческих способностей ребёнка.
Средства изображения: - гуашь, -краски, - пластилин, -соль, -крупы, - песок, - нитки, -пуговицы и др .
Перечень нетрадиционных инструментов:
-тычки разных размеров; тонкие веточки веника, прутики; поролон; печати, штампы; палочка от мороженого; ватные шарики, ватные палочки; зубная щетка; пульверизатор с краской; пипетка; ершики для бутылок; ластик, резинка; проволока; мыльные цветные пузыри; тряпка; свеча; помада; целлофан; перья; пальцы, ладошки, ступни .
Разнообразие техник рисования
- кляксография
- рисование ладошками и пальчиками,
- скомканной бумагой,
- валиками,
- поролоном,
- печатают пробками и штампами из картофеля.
- оттиск пробкой и листьями,
- тычком жесткой кисти,
- восковой мелок+акварель,
- печать по трафарету,
- черный маркер+акварель,
- черно-белый граттаж,
- рисование трубочкой,
- монотипия.
- точечный рисунок,
- цветной граттаж,
- рисование свечой+акварель,
- рисование гуашью с разными добавками,
- «рисунок ветра».
Результаты использования нетрадиционных техник:
-значительное повышение уровня развития творческих способностей;
-расширение и обогащение художественного опыта;
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности;
- способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами;
- развитие общей ручной умелости;
- склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами;
- самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов;
- оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Нетрадиционные техники рисования дают ребенку простор для творчества и самовыражения. Он сам выбирает, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать!