СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительной деятельностью»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Применение элементов ТРИЗ в развитии младших школьников в корне изменяет стиль работы педагога, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. 

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, в руках педагога имеется  инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой общеразвивающей программы (лепка, бумагопластика, изо)  можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. 

Просмотр содержимого документа
««Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительной деятельностью»»

«Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительной деятельностью»

(1 слайд)


Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе я ориентируюсь на следующие основные направления: (2 слайд)

  • развитие воображения;

  • развитие мышления;

  • формирование качеств творческой личности;

  • формирование культуры общения, поведения, чувств.


Применение элементов ТРИЗ в развитии младших школьников в корне изменяет стиль работы педагога, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

( 3 слайд)

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, в руках педагога имеется инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой общеразвивающей программы (лепка, бумагопластика, изо) можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

(4 слайд)

Одним из любимых занятий детей в младшем школьном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования.

(5 слайд)

Работаю по программе художественной направленности «Чудо рисование». Программа была написана мною ребят в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 4 года. Обучение по программе строится по принципу от простого к сложному. Набор в группы осуществляется без какого-либо отбора, по желанию детей. Так в группы первого года обучения могут комплектоваться обучающимися в возрасте от 7 до 10 лет, что оказывает влияние на содержание и задачи изобразительной деятельности младших школьников.

Приоритетным направлением становится создание ситуации успеха для каждого с учетом его возможностей и потребностей.

(Слайд 6)

В своей работе стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку 7 летнего ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Это обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник.

(слайд 7,8)

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.), а в природе вокруг нас: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Все эти предметы можно использовать для продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изодеятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора изобразительного материала.

(Слайд 9, 10, 11)

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча и много другое. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет ребятам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Научившись выражать свои чувства на бумаге в рисовании и аппликации, в поделках, постройках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо.

В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с первых ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего мира.