Мастер-класс
Тема: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
Цели:
Классифицировать подвижные игры в разных возрастных группах, использование подвижных игр в режимных моментах в разные времена года.
Задачи:
1) укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию;
2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
4) прививать детям организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Теоретическая часть мастер-класса
Игры и развлечения — непременные спутники детей и в дошкольных учреждениях, и. в семье, они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания дошкольников. Регулярные занятия физической культурой и спортом, различные упражнения и подвижные игры — обязательное условие здорового образа жизни.Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры-развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению интенсивности деятельности всех органов и системорганизма ребенка. У занимающихся, в зависимости от выбранной игры, потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 5—10 раз по сравнению с состоянием покоя. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их применения в природных условиях. Игры в парке, на даче, у водоемов, на лесных полянках — ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья детей. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме формируются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т д. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим лекарством Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредствам которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим лекарством отдвигательного голода — гиподинамии, так как основную часть дня — около 70 % времени пребывания в детском саду и дома — дети проводят в сидячем положении; особенно это характерно для детей старшего дошкольного возраста, когда идет интенсивная подготовка к поступлению в школу. Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения для дошкольников разных возрастных групп. Однако это распределение в известной мере условно: в зависимости от подготовленности детей, наличия необходимых условий, опыта родителей игры, предлагаемые для детей младшего возраста, могут быть использованы для более старших детей, и наоборот.Ниже представлены различные подвижные игры: с элементами-спорта, с речевым сопровождением, развлечения, а также игровые упражнения, которые выполняются и без предметов, и с игровым материалом — мячами, флажками, ракетками и воланами для бадминтона, природным материалом (камешками, желудями, шишками, палочками и т. п.).Организацию и проведение игр взрослые должны обдумывать заранее — с учетом природных условий и возможностей. Необходимый инвентарь для игр (мячи, кубики, кегли и т. п.) родителям необходимо подбирать дома перед прогулкой, природный материал собирают непосредственно на прогулочном участке. В подвижных играх и развлечениях целесообразно использовать естественные условия местности (пеньки, канавы, дорожки, деревья и т. п.) и имеющееся в наличии оборудование (гимнастические лестницы, скамейки, горки и т. п). Каждая игра — это школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. Малыш учится стойко переносить свои неудачи, радоваться чужому успеху. Доброжелательность, поддержка родителей, радостная обстановка — только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка. В каждую игру можно играть с одним ребенком, а можно и с несколькими детьми.
Практическая часть.
Подвижные игры для детей 3—4 дет
«По трудной дорожке»
Инвентарь: 5—6 камешков, кусочек мела.
На асфальте мелом (или палочкой на земле) взрослый обозначает следующие препятствия, которые располагаются друг за другом в одну линию: «коридорчик» — две параллельные линии длиной 2—2,5 м на расстоянии 15—20 см друг от друга; «кочки» — 34 кружка диаметром 40—50 см, нарисованные друг за другом на расстоянии 10—15 см; «горки» — камешки, разложенные в шахматном порядке на расстоянии 20—30 мм друг от друга.После того как препятствия будут обозначены, взрослый и ребенок становятся друг за другом в начале «трудной дорожки». Взрослый произносит:«По дорожке я пойду, Ни за что не упаду! Ты за мной, дружок, иди, Все препятствия пройди!»Затем взрослый проходит по «коридорчику», не наступая на линии, прыгает на двух ногах с «кочки» на «кочку», пробегает «змейкой» между «горками», стараясь не задеть их. Ребенок повторяет движения за взрослым.
«Кошка»
Инвентарь: скамейка, кусочек мела.
Мама и ребенок становятся друг напротив друга на площадке. Мама говорит, что она будет кошкой, а малыш — мышкой. Мама присаживается на скамейку ребенок становится на расстоянии 2—3 м в «домике» — в кружке, нарисованном мелом на асфальте (или палочкой на земле). Мама произносит:«Мышка, мышка, выходи, Порезвись и попляши! Выбегай ты поскорей, Очень я люблю мышей!»Ребенок подходит к маме и начинает приплясывать со словами:«Кошка, кошка, выбегай, Кошка, (имя), догоняй!»После слова «догоняй» «мышка» убегает в свой «домик», а «кошка» делает вид, что старается его поймать.После того как малыш окажется в «домике», мама говорит: «Кошка хочет спать», уходит и снова присаживается на скамейку. Игра повторяется 2—3 раза, затем можно поменяться ролями.
«Ежик»
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 80—100 см. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, которые ребенок повторяет.
Как-то мы в лесу гуляли, И ежа мы повстречали.
Шагают на месте, энергично взмахивая руками.
На полянке на лесной, Под пушистою сосной.
Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.
Он сидел с ежатами, Малыми ребятами.
Хлопают в ладоши. На его спине иголки, Как хвоиночки у елки.
Выполняют два наклона вперед, при наклоне руки назад-вверх. — Ты не бойся, ежик, нас, Мы подружимся сейчас.
Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.
Будем вместе мы играть, Песни петь и танцевать.
Выполняют «пружинку», руки к плечам.
Вышел ежик из-под елки, Распушил свои иголки,
Хлопают в ладоши.
Вместе с нами стал играть, Песни петь и танцевать!
Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.
Подвижные игры для детей 4—5 лет
«Ветерок»
Взрослый и ребенок становятся друг напротив друга на расстоянии 80—100 см. Взрослый читает стихотворение и выполняет движения, которые ребенок повторяет.
Ветерок, нас не пугай,
Грозят пальцем правой, затем левой руки.
Лучше с нами поиграй.
Хлопают в ладоши.
Тучки с неба прогони,
Поднимают руки вверх, машут ими вправо-влево.
С земли лужи убери.
Наклоняются вперед, машут руками вперед-назад.
Начался листопад,
Листья по ветру летят.
Кружатся на месте, руки на пояс.
Раз листочек, два листочек,
Покатились вдоль обочин.
«Кто дальше»
Инвентарь: 2 резиновых или пластиковых мяча диаметром 15—18 см, кусочек мела.
Перед стеной на асфальте мелом (или палочкой на земле) чертят линию на расстоянии 50—80 см от стены. Далее через каждые 30 см чертят еще 4—5 линий. Взрослый и ребенок встают за первой линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят за следующую линию. Игрок, не сумевший это сделать, повторяет бросок с первой линии, пока не поймает. Постепенно отступая от стены от одной линии на другую, игроки бросают и ловят мяч. Побеждает игрок, который поймает мяч, находясь дальше своего соперника от стены и затративший на это меньше попыток.
«Кинь колечко»
Инвентарь: 2 резиновых или пластмассовых кольца диаметром 15—20 см, 3—4 прута или палочки длиной 20—40 см.На площадке по одной линии в землю втыкают пруты на расстоянии 0—30 см друг от друга. На расстоянии 1,5—2 м от прутов проводят линию, за которой встают взрослый и ребенок. С этой линии игроки бросают кольцо, стараясь набросить их на прутья.
Примечание: перед игрой взрослый объясняет ребенку, как нужно встать, как держать кольцо в горизонтальном положении, как бросать (от себя), чтобы оно оставалось в этом положении во время полета. Можно предварительно потренироваться, направляя движение руки ребенка.
Подвижные игры для детей 5—6 лет
«Перебежки»
Инвентарь: кусочек мела.Взрослый предлагает ребенку выполнить различные пробежки, перебежки, поиграть, например:
— «Пробеги дальше»: на асфальте мелом (или палочкой на земле) чертят линию старта. Игроки становятся за нее. По команде взрослого: «Раз, два, три, беги!» игроки в спокойном темпе пробегают как можно дальше и дольше (не менее 100—200 м), в зависимости от возможностей ребенка;— «Выше колени»: игроки пробегают по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени;
— «Пятки выше»: игроки бегут, забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц;
— «Большие и маленькие»: игроки бегут по площадке, попеременно делая мелкие шаги (бежит мышка) и широкие шаги (бежит волк);
— «Пробеги и перешагни»: игроки бегут, перешагивая на бегу 5—6 линий
Подвижные игры для детей 6—7 лет
«Тренировка летчиков»
Инвентарь: мяч диаметром 18—20 см, кусочек мела, рулетка.
Взрослый и ребенок пробегают вместе заранее размеченную дистанцию: 2—4 отрезка по 60—150 м. Затем выполняют «тренировочные прыжки с парашютом» — 15—20 раз прыгают с высоты 30—60 см, например с пеньков, скамеечек и т. п. Далее выполняют упражнение «Сильные руки» — 20—30 раз перебрасывают друг другу мяч, встав на расстояние 2—3 м друг от друга. Заканчивается «тренировка летчиков» бегом в медленном темпе в течение 1 — 1,5 м.
«У кого меньше мячей»
Инвентарь: 4—6 мячей диаметром 18—20 см, волейбольная сетка (или веревка).
На площадке натягивается волейбольная сетка (или веревка) на высоте 130—150 см. Взрослый и ребенок становятся по обе стороны от сетки, около ног каждого лежит по 2—3 мяча. По сигналу взрослого: «На старт! Внимание! Марш!» игроки начинают перебрасывать мячи со своей половины площадки на половину противника. Выигрывает тот,у кого после команды «Стоп!» на площадке окажется меньше мячей.
«Попади в кольцо»
Инвентарь: веревка длиной 1,5—2 м, гибкий прут или кусок проволоки длиной 70—80 см, 10—20 «дротиков» — деревянных палочек длиной 15—18 см.
К ветке дерева подвешивают кольцо из прута или проволоки на 10—20 см выше поднятой руки ребенка. Взрослый и ребенок становятся на небольшом расстоянии от кольца (кому как удобней) и по очереди бросают «дротики», стараясь, чтобы они прошли через кольцо.
Примечание: для усложнения игры можно подвесить к ветке не одно, а два кольца разного диаметра и на разной высоте. Выиграет тот, кто попадет в свою мишень большее количество раз.
«Собери по одному»
Инвентарь: 10—16 камешков, кусочек мела.
На асфальте мелом или на земле палочкой обозначается линия старта длиной 1,5—2 м. За ней становятся игроки на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый из них должен вырыть у своих ног небольшую ямку (илиначертить на земле кружок). Напротив каждого игрока кладут по 5—8 камешков: первый на расстоянии 1 м от линии старта, второй — на расстоянии 2 м и т. д. По команде взрослого «На старт! Внимание! Марш!» игроки бегут вперед, берут первый камешек, возвращаются к линии старта и кладут его в ямку (или кружок), потом бегут за вторым камешком и т д. Побеждает тот кто быстрее сложит все камешки в свою ямку