1.Организационный момент Цель: приветствие учащихся, организация внимания школьников. Эмоциональный настрой совместной работы. Мотивация учащихся | Приветствие учащихся, проверка учителем готовности класса к уроку; концентрация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, приготовьтесь к сотрудничеству на уроке. Не забудьте, что в течение всего урока вы работаете с листом самооценки, которые лежат у вас на столе. Сегодня у нас с вами урок подготовки к итоговой аттестации. Какой раздел математики мы закончили изучать? Значит тема урока «Прогрессии». Каким должен быть выпускник школы? Придумаем качества выпускника П-(продвинутый) Р- (решительный) О- (ответственный) Г- (грамотный) Р- (рассудительный) Е-(естествовед) С-(смелый) С- (способный) И- (интеллигентный) И-(интеллектуальный) Давайте стремиться быть такими не только на уроках, но и в жизни. Давайте определим цели урока Сегодня на уроке я: ХОЧУ: ………… МОГУ: ………… УМЕЮ: ……………. Вместе с вами сегодня мы движемся только вперед: т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает «движение вперёд» И вот в сегодняшний урок нас пройдет под девизом “Прогрессио - вперед” | Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест Включение в деловой ритм урока, знакомство с картами самооценки Формулируют цели урока | Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Выделение и формулировка познавательной цели. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Психологическая настроенность, готовность к уроку, быстрое включение в работу. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта (опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Актуализируем знания учащихся. 1) -Что называется числовой последовательностью? -Что называется арифметической прогрессией? -Что называется геометрической прогрессией?( два ученика записывают формулы на доске ) -Сравните арифметическую и геометрическую прогрессии. 2) На слайде даны последовательности чисел. Какие это последовательности? 20;15; 10…(арифметическая) 2; 6; 12; 24;…(геометрическая) 1;3;4;5;…(последовательность) 24; 12; 6; 3;…(геометрическая) 5; 10; 25; 100;..(последовательность) 0,5;1;1,5;2;… (арифметическая) 3) Оцените свою работу на этапе устного решения и поставьте себе оценки. | Определяют вид последовательности, обосновывают свой ответ. Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Включение в коллективное обсуждение вопросов. Развитие познавательных интересов. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. |
3. Первичное закрепление Цель: актуализация опорных знаний | Выявляет уровень знаний формул. Выявляет пробелы в знаниях. Показывает практическую значимость формул для решения задач.. - Для решения задач по теме «Прогрессии» что необходимо знать?. (Формулы) - Чтобы решить ту или иную задачу по этой теме, нужно знать формулы. Проверим знание формул по теме “Арифметическая и геометрическая прогрессии”. СЛАЙД.Посмотрите на слайд, проверьте правильность записи формул, исправьте ошибки, если они есть. Поставьте оценки в лист самооценки. - Какое задание вы выполняли. (Повторяли формулы прогрессий) - Как вы думаете, для чего вы выполняли это задание? (Повторили формулы, которые нам понадобятся для решения задач). - Оцените знание формул и поставьте себе оценки. Итак мы готовы к решению задач. Математический диктант: Какая последовательность? 1)4; 7; 10; 13;16; 19;…арифметическая прогрессия d = 3 2) 3; 9; 27; 81; 243;…геометрическая прогрессия q = 3 3) 1; 6; 11; 20; 25;… последовательность чисел 4) –4; –8; –16; –32; …геометрическая прогрессия q = 2 5) 5; 25; 35; 45; 55;… последовательность чисел 6) –2; –4; – 6; – 8; …арифметическая прогрессия d = – 2 Истинно или ложно каждое высказывание? 1. В арифметической прогрессии 2,4; 2,6;… разность равна 2. ( d = 2,6 – 2,4 = 0,2 высказывание ложно) 2. В геометрической прогрессии 0,3; 0,9;… третий член равен 2,7 (высказывание истинно) Проверка ответов. Оценивание ответов | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. | Личностные: проявляют интерес к учебному материалу. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. | Самооценка |
4. Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания). Цель: содействовать усвоению учащимися изученных знаний, применение их в практических заданиях, установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы в знаниях учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в в знаниях учащихся | Организация работы в группах - Объединимся в группы для решения задач. (Решение задач в группах с последующей проверкой) Выполнение заданий 1уровень: базовый 1) Дано: (а n ) арифметическая прогрессия а1 = 5,d=3 Найти: а6 ; а10. Решение: используя формулу а n = а 1+( n -1) d а6 = а1 +5 d = 5+ 5 . 3 = 20 а10 = а1 +9 d = 5+ 9 . 3 = 32 Ответ: 20; 32 2) Дано: (b n ) геометрическая прогрессия b1= 5,q=3 Найти: b3 ; b5. Решение: используя формулу b n = b1 q n-1 b3 =b1q2 = 5 . 32 =5 . 9=45 b5 =b1q4 = 5 . 34 =5 . 81=405 Ответ:45; 405. 3) Дано: (а n)- арифметическая прогрессия а4=11,d=2 Найти: а1 Решение: используя формулу а n= а 1+ ( n – 1) d а4 = а1 +3 d ; а1= а4 – 3 d =11 – 3 . 2 = 5 Ответ: 5.. 4) Дано: (b n ) геометрическая прогрессия b4= 40, q =2 2 Найти: b1. Решение: используя формулу b n = b1 q n-1 b4 =b1q3 ; b1 = b4 : q3 =40:23 =40 :8=5 Ответ: 5. 2 уровень (класс решает самостоятельную работу ) 1)Дано: (а n ), а1 = – 3, а2 = 4. Найти: а16 – ? 1) 102 2)Дано: (b n ) , b 12 = – 32, b 13 = – 16. Найти: q – ? 2) 0,5 3)Дано: (а n ), а21 = – 44, а22 = – 42.Найти: d - ? 3) 2 4)Дано: (b n ) , bп 0, b2 = 4, b4 = 9.Найти: b3 – ? 4) 6 5)Дано: (а n ), а1 = 28, а21 = 4. Найти: d - ? 5) – 1,2 6) Дано: (b n ) , q = 2. Найти: b5 – ? 6) 0,5 7) Дано: (а n ), а7 = 16, а9 = 30.Найти: а8 –? 7) 23 -Оцените работу соседа и поставьте оценку за вклад его в решение. - В чем были ошибки? - Для чего вы выполняли данное задание? (Для того, чтобы уметь самостоятельно выбирать формулы и для решения, правильно вычислять по формулам, хорошо решить задачи по теме в ОГЭ) -Работая в группе, мы справились с поставленной задачей? -Где вам может пригодиться умение работать с формулами? (На других уроках) | Работают в группах Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их . Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их . Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений. Выполняют задание. Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. | Личностные:проявляют положительное отношение к урокам математики, доброжелательное отношение к сверстникам; дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определяют цель учебной Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.Поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия. Умение осознанно применять полученные знания на практике. Коммуникативные: умеют сотрудничают в совместном решении задачи, умеют слушать других, договариваться. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Устная оценка учителя. Самооценка и взаимооценка учащихся. |
Психологическая разгрузка. | - У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте ряд двумя разными цветами в любом порядке. А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия. И вот на ваших карточках казалось бы цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: Обратите внимание, что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Как я это сделала, показано на слайде. Какие числа образуют прогрессию? (3, 6, 9) Найдите такие числа в своих рядах. | | | |
5. Решение заданий ОГЭ. Цель: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий. | Формулирует задание. Организует деятельность по их выполнению. Предлагает учащимся оценить свою работу. -Для того, чтобы проверить свои умения использовать знания при решении задач, я предлагаю вам выполнить тестовую самостоятельную работу, (с последующей самопроверкой): 1) Пятый член арифметической прогрессии равен 8,4, а ее десятый член равен 14,4. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии.(20,4) 2) Число –3,8 является восьмым членом арифметической прогрессии (ап), а число –11 является ее двенадцатым членом. Является ли членом этой прогрессии число ап =-30,8? (является) 3) Между числами 6 и 17 вставьте четыре числа так, чтобы вместе с данными числами они образовали арифметическую прогрессию. (6; 8,2; 10,4; 12,6; 14,8; 17) 4) В геометрической прогрессии b12 = 315 и b14 =317. Найдите b1. b1=34 или b1= –34 Применение арифметической и геометрической прогрессии при решении текстовых задач. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы максимальная продолжительность была 1 час 45 минут. (10) Предлагает ответить на вопрос: Какая из изученных прогрессий, на Ваш взгляд, более сложная? Почему? | Выполняют самостоятельную работу на выбор, оценивают, анализируют свою работу, делают выводы. Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения. Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные-умеют оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Умение аргументировать свою точку зрения. | Взаимооценка. Устная оценка учителя. |
7 Подведение итогов занятия. Рефлексия. Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивация своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Подводит итоги учебного занятия. -Какую цель вы ставили в начале урока? -Достиг ли вы ли этой цели?- Заполните листы самооценки (Работают с картами самооценки)– поставьте общую оценку за урок -Поднимите руку, кто доволен своей работой, кто из вас остался не довольным своей работой, почему, какую тему вам необходимо повторить? -Что для этого вы должны сделать? Проанализируйте предложения и ответьте на вопросы. 1.Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) 2.Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) 3.Сегодня на уроке научился(лась) делать лучше (что?) 4.Самым неожиданным для меня стало (Что?) 5.Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) 6.Осталось непонятным (что?) -Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен. | Подводят итоги своей работы. Анализируют свою работу, делают выводы Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности; осуществляют контроль и коррекцию, осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровня усвоения. Коммуникативные- умеют критично относиться к своему мнению. | Самооценка. Устная оценка учителя. |