Цель этапа: создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта…» М. Шолохов Учитель знакомит учащихся с эпиграфом урока. | Учащиеся объясняют, как они понимают эпиграф. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Цель этапа: актуализировать ранее изученный материал для дальнейшего наращивания новых теоретических сведений и навыков | Используется прием «Корзина идей, понятий, имен» Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Лексика». Давайте с вами проверим, насколько хорошо мы с вами изучаем данный раздел. Обратите внимание на доску. На ней вы видите корзину, а под ней написаны слова. (Синонимы, антонимы, омонимы, синтаксис, предложение, приставка, диалектизмы, архаизмы, корень, историзмы, окончание). К корзине нам нужно прикрепить только те слова, которые относятся к разделу «Лексика». Итак, давайте посмотрим, какие слова вы прикрепили и дадим им определение. (Синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, архаизмы, историзмы). Молодцы! | Учащиеся по очереди подходят к доске и прикрепляют слова к корзине. | Самоопределение и смыслообразование (Л) Извлечение необходимой информации (П) Работа в группе (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы | Ребята, я вам загадаю лексическую загадку, а вы попробуйте её отгадать. О каком слове идет речь? - В переводе с английского языка это слово имеет значение «устройство, приспособление». Достаточно ли информации для отгадки? - Это некое устройство, с помощью которого можно упростить некие действия, совершаемые человеком. Ваши предположения? - С этим словом ассоциируются слова: телефон, планшет, компьютер, смартфон, айфон, интернет, технологии ноутбук, плеер, андроид. Правильно! Слово, которое я вам загадала – гаджет. Молодцы! Ребята, как вы думаете, давно мы стали употреблять такие слова в нашей речи? Правильно! Как вы думаете, почему появились такие слова? С чем связано их появление? Новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Неологизмы». (В ходе беседы приходим к выводу, что цель нашего урока – познакомиться с неологизмами и понять, зачем они нужны, как появляются в нашей речи). Скажите, когда пройдет много времени, будут ли эти слова считаться неологизмами? Ребята, мы с вами узнали, что неологизмы нужны для того, чтобы новые предметы и явления, которые появляются с развитием науки, техники, искусства, получили свои названия. Но всегда ли неологизмы – это новые слова? Например, такое популярное слово среди молодёжи как «тусоваться» оказывается употреблялось у нас в языке ещё намного раньше. Давайте посмотрим интересное видео о происхождении этого слова. (Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PeIXUhHvhaU Канал «Гуманитарий», видео «Неологизмы в языке. Литературный квартал») Новые слова в русском языке могут придумать писатели и поэты. Такие неологизмы будут называться авторскими. Авторские неологизмы создаются писателями, чтобы сделать уже известное слово ярче, насыщеннее, придать ему новый оттенок или сделать свою речь более выразительной. | Учащиеся размышляют, высказывают свое мнение. В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет. Должны прийти к выводу, что появление этих слов связано с появлением чего-то нового. Учащиеся приходят к выводу, что через определённое количество времени слова станут общеупотребительными. Учащиеся смотрят видео. Приходят к выводу, что многие слова могут менять свое значение (также вспоминают об историзмах). | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (Л) Оформляют свои мысли в устной форме, строят рассуждения (К) Высказываю и обосновывают свою точку зрения (К) |
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала | Ребята, на ваших столах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку с заданием № 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Велимира Хлебникова, найдите неологизмы и подчеркните их. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей… (Источник: https://rustih.ru/velimir-xlebnikov-zaklyatie-smexom/) Ребята, а вы знаете, что с 1924 – 1928 годы выпускался сатирический журнал «Смехач», название которого взято из стихотворения Велимира Хлебникова? Возьмите карточку с заданием № 2. Какие неологизмы мы употребляем, когда говорим: Особая разновидность фотоавтопортрета, когда человек самостоятельно снимает себя на фотоаппарат, смартфон, планшет Беспилотный летательный аппарат с четырьмя пропеллерами, который обычно управляется пультом дистанционного управления с земли Игра, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определённому результату Маленькая хитрость, житейская мудрость, помогающая решить бытовые проблемы, экономя тем самым время Запишите свои ответы в тетрадь. Проверяем (проводится фронтальный опрос). | Ребята находят в стихотворении неологизмы, подчеркивают их. Учащиеся записывают свои ответы в тетрадь (селфи, квадракоптер, квест, лайфхак). Обсуждают свои ответы. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
Цель этапа: самопроверка умений применять новое в типовых условиях; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | На карточке с заданием № 3 вам нужно самостоятельно распределить слова по колонкам и устно объяснить их значение. профессионализмы | диалектизмы | неологизмы | акварель | взвар | фриланс | вакцина | шия | троллинг | штаб | буряк | копирайтинг | диагноз | скибка | промоутер | кок | тютина | гироскутер | мольберт | куринь | смартфон | Проводится фронтальный опрос. | Распределяют слова по колонкам, определяют значения слов. Если не могут определить значение слова, используют толковые словари. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности | Ребята, давайте с вами еще раз вспомним. Что такое неологизмы? Как появляются неологизмы в русском языке? Что такое авторский неологизм? На листе самооценивания учитель предлагает написать ему телеграмму. Как вы, на ваш взгляд, оцениваете свою работу на уроке? Что на уроке понравилось больше всего? Что вызвало трудности? Используется приём «Телеграмма» Домашнее задание: Параграф 26, упр. 131 | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся оценивают свою работу на уроке и сдают телеграмму учителю Записывают домашнее задание | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л) |