Тема урока:» Опасности в быту»
Цели урока:
Образовательные - рассмотрение правил поведения и опасных ситуаций, возникающих дома.
Воспитательные - развитие познавательного интереса, содействие формированию понимания и оценки опасностей в доме, расширения кругозора учащихся.
Развивающие - развитие критического мышления, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска опасных ситуаций для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Задачи:
Обучающие - рассмотреть разновидности опасных ситуаций в быту, познакомить учащихся с их разрушительным действием; дать характеристику опасных ситуаций в быту;
Развивающие – проверить подготовленность учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;
Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: учебник-тетрадь «Я и мир вокруг нас», комплект лекарств для демонстрации, макеты телефонных трубок, карточки-памятки, презентация.
ХОД УРОКА
.
Оргмомент.
Эмоциональный настрой.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации.
Мудрая Черепаха приготовила для вас пословицу, прочитайте её.
Мой дом - моя крепость.
- Как вы её понимаете?
- Современные дома не похожи на крепости, но они защищают нас от ветра, холода, дождя, от злых людей. Каждый дом- это не просто крыша и стены, это прежде всего, где живёте каждый из вас, ваша семья, родные люди, которые вас окружают. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей.
Давайте повторим, какие группы предметов нас окружают. Слайды № 3, 4
Поработаем в паре. У вас на парте лежит лист с заданием. Рассмотрите внимательно первое задание. Найдите лишний предмет в этой группе. Посоветуйтесь друг с другом. Объясните свой выбор.
стол, шкаф, нож, диван (столовые приборы)
кастрюля, газовая плита, тарелка, сковорода (бытовая техника)
пальто, утюг, шорты, юбка (электроприборы)
стиральный порошок, рис, гречка, сахар (бытовая химия)
Молодцы, все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни.
Любая вещь может быть и безопасной и опасной, может помогать, а может мешать и даже угрожать. Давайте разберемся, что может быть опасным в доме?
Итак, тема нашего урока так и называется
«Опасности в быту».
3. Совместное открытие новых знаний
- Ребята, а чем могут быть опасны столовые приборы?
- А чем опасны иголки и спицы?
Учитель. Да, первая опасность в доме — острые, колющие и режущие предметы.
Поэтому... (Дети сначала выводят правило самостоятельно, а учитель подводит итог сказанного)
Правило № 1. Слайд № 9
Все острые, колющие и режущие предметы надо обязательно класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
А теперь послушайте загадку. О каком предмете в ней говориться?
Четыре синих солнца,
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца,
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (газ. плита) Слайд № 10
Учитель. Это опасность невидимая и неслышимая.
Д. Газ.
Учитель: Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Поэтому...
Правило № 2. . Слайд № 11
Почувствовав запах газа:
Срочно скажите об этом взрослым.
Сразу же откройте окна и проветрите квартиру.
Проверьте, закрыты ли краны на плите.
Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички.
Позвоните по тел: 112 (с мобильного)
Слайд № 12
Тигра назвал еще одну опасность. Ребята, а только ли от спичек может возникнуть пожар?
Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить, если случился пожар. Слайды № 13,
Правило № 3.
Помни, каждый гражданин,
Это номер – 112
Дым увидел, не зевай,
И пожарных вызывай.
Ребята, как же действовать при пожаре?
Правило №1. В жилище начался пожар не надо паниковать: спокойно, но быстро обесточьте очаг пожара.
Правило № 2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю с водой.
Правило № 3. Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.
Правило № 4. Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонив по телефону 112.
Чем могут быть опасны электрические приборы? (Они могут загореться или ударить током.) Слайд № 15
Правило № 4. Слайды № 16, 17
Уходя из дома или комнаты, обязательно выключайте телевизор, утюг и другие электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Ни в коем случае не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них.
О следующей опасности вы узнаете, послушав стихотворение:
Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать, как тут быть?-
Тараканов уморить!
И купили великаны
Средства против тараканов…
Но остались тараканы,
А не стало великанов.
Учитель: Что же случилось?
Д: Великаны отравились ядом.
Учитель:. Чтобы в доме было красиво и чисто люди используют бытовую химию.
У: Какое правило надо соблюдать?
Д: Не открывать химикаты.
Учитель: Поэтому химикаты – это пятая опасность в доме.
Правило № 5
У. Ребята, а что такое лекарства? Для чего они нужны?
Лекарство – вещество, применяемое для лечения или предупреждения болезни.
Правило № 6 Слайд № 20
У. Какие бывают лекарства по внешнему виду, форме?
Д. Лекарства выпускаются в виде таблеток, капсул, капель, растворов, мазей, ампул для инъекций...
У. Откуда мы берем лекарства?
Д. Покупаем в аптеках.
У. А можно ли самому решать, какие лекарства принимать?
У. Что же делать, если вдруг выпил лекарство по ошибке или по глупости?
Д. Надо сразу обратиться к взрослым или к врачу.
У. Правильно. В такой ситуации нужно вызвать «Скорую помощь».
Назовите номер «Скорой помощи» 112 (Вывешивается табличка 112) (Памятка)
Слайд № 21
Правило № 5. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, - так от дыма не спастись. А пожарные долго не могут найти детей из-за этого.
Надо смочить одежду водой, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить, пригнувшись.
При сильном дыме дышать через мокрую ткань.
Физкультминутка.
ОПАСНЫЕ ЛЮДИ
В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.
Один в квартире Слайд № 24
Правило 1: Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек
Правило 2: Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже милиционер, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.
Правило 3: Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию и назови свой точный адрес
Правило 4: На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?»- отвечай, что дома, но они заняты, и подойти к телефону не могут.
Правило 5: Не верь, что кто-то придет или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сказали тебе об этом заранее.
Правило 6: Если собака в доме глухо рычит — за дверью чужой.
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва –
Позвони скорей 112. (ПАМЯТКА)
Рефлексия. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель: Какие правила вы узнали на уроке.
- Какие правила надо знать, чтобы жизнь в своем доме, в квартире стала безопасной?
Тема урока
Инвентарь и приспособления для уборки помещения. |
Правила безопасности при работе с инвентарем. |
Цели: закреплять и расширять умения и навыки регулярной уборки помещения;
Обучать приёмам мытья и подметания полов;
Развивать тактильное ощущение, мелкую моторику рук;