УРОК № ___
Профиль урока
Тема: «Внешнее строение листа»
Цель: Сформировать представление у обучающихся о строении, листорасположении и классификации листьев.
Результаты:
Личностные:
Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников. Управление своей познавательной деятельностью. Сотрудничество с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.
Метапредметные:
Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Предметные:
Формирование представления о строении листовой пластинки, её составных частях, их взаимосвязи; очередном, супротивном и мутовчатом листорасположении; умение отличать сложные листья от простых, черешковые от сидячих;
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа растений;
- Повторить виды расположения листьев на побеге;
- Рассказать учащимся о разнообразии листьев в зависимости от наличия черешка;
- Расширить знания детей о простых и сложных листьях.
Развивающие:
- развить у учащихся толерантное отношение к среде;
- способствовать развитию у учащихся интереса к природе;
- способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
- способствовать развитию обще учебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- формирование общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
- формирование бережного отношения учащихся к окружающей среде, растениям; эстетическое воспитание; нравственное воспитание.
Понятия: лист, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники, простые листья, сложные листья, листорасположение.
Тип урока (вид урока): изучение нового материала.
Методы: беседа, объяснение рассказ; наглядные: презентация, гербарный материал, иллюстрации растений; работа с учебником, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод
Структура урока
№ | Этап урока | Время реализации |
| Организация класса | 2 мин. |
| Актуализация опорных знаний. | 10 мин. |
| Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач. | 3 мин. |
| Изучение нового материала | 20 мин. |
| Закрепление | 5 мин. |
| Задание на дом | 2 мин. |
| Рефлексия | 3 мин. |
Собственно конспект
Организация класса
Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
- Что называют стеблем?
- Какими бывают стебли в зависимости от вытянутости междоузлий?
- Какие части можно увидеть на поперечном срезе ветки или срезе дерева?
- Какую функцию выполняет сердцевина?
- За счет чего стебель растет в толщину?
- Какие функции выполняет стебель?
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.
Чтобы определить тему сегодняшнего нашего урока, отгадайте загадку.
Растут зеленеют,
Упадут пожелтеют,
Полежат почернеют.
Посмотрите на листья, изображенные на доске. Листья каких растений изображены?
К каким органам растения относится лист?
Тема урока: «Внешнее строение листа»
Целеполагание:
Мы сегодня узнаем о листе как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями его внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования; а ещё мы продолжим развивать у себя чувство товарищества и ответственности при работе в парах.
Изучение нового материала
Что же такое лист? Сформулируйте определение.
Лист – это боковая часть побега, состоящая из листовой пластинки черешка, основания и прилистников. Найдите и запишите определение в учебнике.
СТРОЕНИЕ ЛИСТА
Лист – один из основных органов зеленого растения.
Какое он занимает положение на стебле?
- боковое, располагаясь в узлах стебля.
Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.
В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые
общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.4.8.). Работа с учебником.
Какое строение имеет лист?
- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).
Следующая часть листа – это черешок.
Какова роль черешка?
- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.
На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.
Различают 4 типа прилистников: зеленые (травянистые), пленчатые, видоизмененные в колючки, опадающие. (Рассмотреть типы прилистников – электронный учебник.)
Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.
Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.
Зарисовать внешнее строение листа.
ЧЕРЕШКОВЫЕ И СИДЯЧИЕ ЛИСТЬЯ
Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из листовой пластинки и черешка, черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Листья с черешками называют черешковыми.
Например: дуб, береза, конский каштан), |
Листья, которые крепятся к стеблю основанием листовой пластинки, называют сидячими они не имеют черешка.
Сидячие листья лучше прикреплены к стеблю, но они хуже поворачиваются к свету. Черешок может быть только один.
Листья
Черешковые Сидячие
(есть черешок) (нет черешка)
Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ
На одном и том же растении могут быть листья разных типов. Например: стеблевые листья водосбора – сидячие, в то время как нижние листья имеют длинный черешок. (Рассмотреть пример и черешковые – электронный учебник)
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ
Листья разных растений различают по числу листовых пластинок. Просмотрите видеоролик и скажите какие листья являются простыми, а какие сложными? По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:
Листья
Простые Сложные
(на одном черешке – (на одном черешке -
одна листовая пластинка) несколько листовых пластинок)
Клен Каштан, шиповник
У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других. (Рассмотреть простые и сложные листья – электронный учебник).
ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
Порядок размещения листьев на побеге называют листорасположением.
Различают: очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение. (Рассмотреть листорасположение – электронный учебник).
При очередном листорасположении от каждого узла отходит один лист. (по очереди)
Например: липа, яблоня, береза |
При супротивном – листья на каждом узле размещаются попарно, один против другого.
Например: сирень, клен, крапива |
При мутовчатом – на одном узле располагаются три листа и более.
Например: элодея, олеандр, вороний глаз. |
Листорасположение
Очередное Супротивное Мутовчатое
Так же листья отличаются по форме и краю листовой пластинки.
По форме листья бывают: округлые, треугольные, эллиптические, продолговатые, овальные, ланцетные, линейные, лопатчатые, серцевидные, чешуйчатые, игольчатые и серповидные. (Показаны на экране).
По форме края листовой пластинки различают: цельнокрайние, реснитчатые, пильчатые, зубчатые, струговидные, городчатые, с волнистым краем, выемчатые. (Показаны на экране).
5.Закрепление изученного материала.
Сегодня на уроке мы узнали много нового о листьях.
- Из каких частей состоит лист?
- Какими бывают листья по числу листовых пластинок?
- Как могут располагаться листья на стебле?
- Как называют лист с черешком? А без черешка?
Задание на дом:
- § 29 – изучить, Привести примеры растений, которые имеют округлую, овальную, сердцевидную и треугольную форму листа. Привести примеры растений, которые имеют листья с пильчатым, цельнокрайним и струговидным краем листовой пластины.
Рефлексия
Учитель: Спасибо вам за работу на уроке и я хочу подвести итоги. Хочу узнать у вас:
За что вы сегодня можете себя похвалить?
Для вас было открытием то, что…
Больше всего мне понравилось…
Учитель выставляет оценки в журнал. Озвучивает фамилии самых активных учащихся на уроке.