СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Внешнее строение листа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Внешнее строение листа"»

УРОК № ___

  1. Профиль урока

  1. Тема: «Внешнее строение листа»


  1. Цель:  Сформировать представление у обучающихся о строении, листорасположении и классификации листьев.


  1. Результаты:

  1. Личностные:

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников. Управление своей познавательной деятельностью. Сотрудничество с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.


  1. Метапредметные:

Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.


  1. Предметные:

Формирование представления о строении листовой пластинки, её составных частях, их взаимосвязи; очередном, супротивном и мутовчатом листорасположении; умение отличать сложные листья от простых, черешковые от сидячих;

  1. Задачи:

  1. Образовательные:

- Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа растений;

- Повторить виды расположения листьев на побеге;

- Рассказать учащимся о разнообразии листьев в зависимости от наличия черешка;

- Расширить знания детей о простых и сложных листьях.


  1. Развивающие:

- развить у учащихся толерантное отношение к среде;

- способствовать развитию у учащихся интереса к природе;

- способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

- способствовать развитию обще учебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы, анализировать и делать выводы.


  1. Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки учащихся;

- формирование общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

- формирование бережного отношения учащихся к окружающей среде, растениям; эстетическое воспитание; нравственное воспитание.

  1. Понятия: лист, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники, простые листья, сложные листья, листорасположение.

  2. Тип урока (вид урока): изучение нового материала.

      1. Методы: беседа, объяснение рассказ; наглядные: презентация, гербарный материал, иллюстрации растений; работа с учебником, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод


  1. Структура урока

Этап урока

Время реализации

Организация класса

2 мин.

Актуализация опорных знаний.

10 мин.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

3 мин.

Изучение нового материала

20 мин.

Закрепление

5 мин.

Задание на дом

2 мин.

Рефлексия

3 мин.


  1. Собственно конспект

  1. Организация класса

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.



  1. Актуализация опорных знаний.

- Что называют стеблем?

- Какими бывают стебли в зависимости от вытянутости междоузлий?

- Какие части можно увидеть на поперечном срезе ветки или срезе дерева?

- Какую функцию выполняет сердцевина?

- За счет чего стебель растет в толщину?

- Какие функции выполняет стебель?


  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.


Чтобы определить тему сегодняшнего нашего урока, отгадайте загадку.


Растут зеленеют,

Упадут пожелтеют,

Полежат почернеют.


Посмотрите на листья, изображенные на доске. Листья каких растений изображены?

К каким органам растения относится лист?


Тема урока: «Внешнее строение листа»


Целеполагание:

Мы сегодня узнаем о листе как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями его внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования; а ещё мы продолжим развивать у себя чувство товарищества и ответственности при работе в парах.





  1. Изучение нового материала 

Что же такое лист? Сформулируйте определение.

Лист – это боковая часть побега, состоящая из листовой пластинки черешка, основания и прилистников. Найдите и запишите определение в учебнике.

СТРОЕНИЕ ЛИСТА

Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле?

- боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими  разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.


В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые

общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.4.8.). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?


- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

Следующая часть листа – это черешок.

Какова роль черешка?

- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Различают 4 типа прилистников: зеленые (травянистые), пленчатые, видоизмененные в колючки, опадающие. (Рассмотреть типы прилистников – электронный учебник.)

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Зарисовать внешнее строение листа.


ЧЕРЕШКОВЫЕ И СИДЯЧИЕ ЛИСТЬЯ

Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из листовой пластинки и черешка, черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Листья с черешками называют черешковыми.

Например: дуб, береза, конский каштан),

Листья, которые крепятся к стеблю основанием листовой пластинки, называют сидячими они не имеют черешка.

Например: алоэ, пшеница


Сидячие листья лучше прикреплены к стеблю, но они хуже поворачиваются к свету. Черешок может быть только один.



Листья



Черешковые                                                              Сидячие

(есть черешок)                                                          (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония                                             Рожь, алоэ


На одном и том же растении могут быть листья разных типов. Например: стеблевые листья водосбора – сидячие, в то время как нижние листья имеют длинный черешок. (Рассмотреть пример и черешковые – электронный учебник)

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ

Листья разных растений различают по числу листовых пластинок. Просмотрите видеоролик и скажите какие листья являются простыми, а какие сложными? По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:

Листья



        Простые                                                                                      Сложные

(на одном черешке –                                                                   (на одном черешке -

одна листовая пластинка)                                                          несколько листовых пластинок)

            Клен                                                                                   Каштан, шиповник

У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других. (Рассмотреть простые и сложные листья – электронный учебник).


ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ


Порядок размещения листьев на побеге называют листорасположением.

Различают: очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение. (Рассмотреть листорасположение – электронный учебник).


При очередном листорасположении от каждого узла отходит один лист. (по очереди)

Например: липа, яблоня, береза


При супротивном – листья на каждом узле размещаются попарно, один против другого.

Например: сирень, клен, крапива


При мутовчатом – на одном узле располагаются три листа и более.

Например: элодея, олеандр, вороний глаз.

Листорасположение



Очередное Супротивное Мутовчатое


Так же листья отличаются по форме и краю листовой пластинки.


По форме листья бывают: округлые, треугольные, эллиптические, продолговатые, овальные, ланцетные, линейные, лопатчатые, серцевидные, чешуйчатые, игольчатые и серповидные. (Показаны на экране).


По форме края листовой пластинки различают: цельнокрайние, реснитчатые, пильчатые, зубчатые, струговидные, городчатые, с волнистым краем, выемчатые. (Показаны на экране).


5.Закрепление изученного материала.


Сегодня на уроке мы узнали много нового о листьях.

- Из каких частей состоит лист?

- Какими бывают листья по числу листовых пластинок?

- Как могут располагаться листья на стебле?

- Как называют лист с черешком? А без черешка?


  1. Задание на дом:


- § 29 – изучить, Привести примеры растений, которые имеют округлую, овальную, сердцевидную и треугольную форму листа. Привести примеры растений, которые имеют листья с пильчатым, цельнокрайним и струговидным краем листовой пластины.


  1. Рефлексия

Учитель: Спасибо вам за работу на уроке и я хочу подвести итоги. Хочу узнать у вас:

  1. За что вы сегодня можете себя похвалить?

  2. Для вас было открытием то, что…

  3. Больше всего мне понравилось…

Учитель выставляет оценки в журнал. Озвучивает фамилии самых активных учащихся на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!