- осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач;
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
- контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, общению в коллективе.
-формирование положительного отношения к учению.
тетрадь для каждого ребенка, цветные карандаши, простой карандаш, карточки с буквами Ь, Ъ, магнитная доска, маркеры.
Этап занятия | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1.Организационно-мотивационный – 2 мин. | Ф: фронтальная, коллективная М: словесный Приветствие. | Приветствует обучающихся. Создаёт благоприятный настрой на совместную деятельность. - Здравствуйте, ребята! - Проверьте, все ли готово к занятию? На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё ……….(видят) Наши ушки внимательно слушают и все …….(слышат) Голова запоминает и ……(думает) | Приветствуют педагога и друг друга. Настраиваются на предстоящую работу в классе. | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов. |
2. Повторение изученного материала – 3 мин. | Дидактическая игра «Слово, схема». Ф: фронтальная, индивидуальная М: словесный - эвристическая беседа, опрос | Обращает внимание на интерактивную доску, на которой изображена схема слова и предметные картинки. - Выберите картинку, название которой подходит к схеме, объясните свой выбор. Слайд 1. Загадка Этот знак – хитрый знак! Не назвать его никак. Он не произносится, Но часто в слово просится. Он согласный звук смягчит, Слово мягко зазвучит. (Мягкий знак.) - Для чего нужен ь? - Верно, ребята. Мы с вами уже знакомы с мягким знаком. Давайте, вспомним, как он выглядит? Педагог вывешивает букву. - Молодцы! Вы дали хорошие пояснения к заданию. А теперь составьте слова-названия картинок. - Почему во всех ваших словах букв больше, чем звуков? - Правильно. И сегодня мы познакомимся с еще одной буквой, которая тоже не обозначает звука. Карточка с буквой. | - Слово лось подходит к этой схеме, потому что в этом слове три звука; первый звук – твердый согласный [л], второй - гласный [о], третий – мягкий согласный [с,]. - Слово гусь подходит к этой схеме, потому что в этом слове три звука; первый звук – твердый согласный [г], второй - гласный [у], третий – мягкий согласный [с,]. - Мягкий знак. Отвечают. Дети показывают в воздухе. Дети выполняют задание. - Мягкий знак не обозначает звука. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: прогнозирование, коррекция своих действий. Коммуникативные: умение слушать собеседника; развитие монологической и диалогической форм речи. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов обучающихся. |
3. Постановка целей и задач занятия – 2 мин. | Ф: фронтальная, индивидуальная М: словесный - эвристическая беседа, опрос | Проводит предварительную эвристическую беседу с целью подведения обучающихся к формулировке темы занятия. - Отгадайте загадку. Был мягкий знак высоковат… Сказали буквы строго: -Эй, наклонись немного!- И так согнулся он, чудак, Что превратился в….… твѐрдый знак. - Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего занятия? - Ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня на занятии? - Сегодня мы будем знакомиться с буквой «разделительный твердый знак». Эта буква является братом мягкого знака. | Отвечают на вопросы педагога, выдвигая свои версии. Отгадывают загадку. Твердый знак - Разделительный твердый знак. - Зачем нам нужен ъ. - Будем учиться писать ъ. - Читать слова с ъ. | Регулятивные: целеполагание, планирование и прогнозирование. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи; способность строить понятные для партнёра высказывания. |
4.Открытие нового знания - 3 мин. | Дидактическая игра «Слово, схема». Ф: индивидуальная, коллективная. М:частично-поисковый, наглядный, практический | Предлагает выполнить задание на соответствие основных понятий. Инструктирует. Корректирует. Читаю рассказ «Сел и съел» (Богомолова). Слайд 2. - Утром мышонок Мыша сел на трёхколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге лежит и спит. Объехал его Мыша потихонечку и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыр купил и обратно поехал. Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается. «Посижу – ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра». Сел и отъел кусочек сыра. Потом ещё отъел и ещё. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек. - ЭХ! Только сел, а уже съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром. 2) На интерактивной доске две карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ: Уточнение значения слов СЕЛ и СЪЕЛ. - Чем отличаются эти слова друг от друга? Соотнесение схемы со словом, к которому она подходит. - Почему соединили со словом сел? Слайд 3. Работа в прописи (стр.58). №1. Игра «Слово, схема». | Выполняют задания в соответствии с инструкциями педагога. Находят пары соответствия. Отвечают, дополняя и корректируя друг друга. -В слове СЪЕЛ – Ъ. - Потому, что в слове сел первый звук – мягкий согласный. Выполняют задание №1 в прописи. Выполняют самоконтроль по зрительному образцу на интерактивной доске. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи; способность строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
5.Изучение новой темы (усвоение новых знаний и способов действий)- 4 мин. | Слово педагога-объяснение новой темы. Ф: коллективная, групповая, индивидуальная. М: словесный - рассказ, эвристическая беседа, наглядный | Закрепление оптического образа буквы Ъ. Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик – твёрдый знак, Чтобы не облиться. Вывешиваю картинку. На интерактивной доске карточка с буквой «Ъ». - Ребята, а сейчас выложим букву «твердый знак» из счетных палочек. Работа по прописи. - Буква «ъ» написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение (с.59). И. Блюмкин Эдрель сидит не просто так – Изображает твердый знак. Написать букву «Ъ» очень просто, у нее есть хвостик, ровная спинка и большой животик, она похожа на «Ь» знак, только с хвостиком. Обвести по точкам «ъ», а затем написать эту букву в каждом квадрате. Подготовка руки к письму «Варежки». Слежу за посадкой, правильным положением тетради, ручки в руке. | Принимают информацию, дают ответы на вопросы, корректируя и дополняя друг друга. Конструирование буквы Ъ из счетных палочек. Готовят руку к письму. Печатание буквы «твердый знак» по точкам и самостоятельно. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция своих действий. Коммуникативные: способность строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника; развитие монологической и диалогической форм речи. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов обучающихся. |
Физкультминутка – 2 мин. | Игра - упражнение «Камень – вата» | Встаньте дружно, потянитесь Пошагайте, покрутитесь Руки право, руки влево, а потом присядьте смело! Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь! Дети делятся на две команды. Команда «Камень» встаёт, если в слове Ъ, если Ь – встаёт команда «Вата»: лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень. | Повторяют движения. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль – 7 мин. | Дидактическая игра «Звук, буква, слово». Ф: командно-групповая. М: наглядные, словесные, практические. Дидактическая игра «Найди букву». | №2. Игра «Звук, буква, слово» Слайд 4. - Под каждым предметом написать первую букву в его названии. - Прочитать написанные слова. №3. Чтение стихотворения Твердый знак и мягкий знак Разговаривали так: - Сколько я пирожных съем? Мягкий знак ответил: - Семь. Слайд 5. - Назовите слова из стихотворения с «ь» и «ъ». - Придумайте предложения со словами «семь» и «съем». - Чем похожи и чем отличаются эти знаки? Если мягкий знак делает согласный мягким, то твердый знак делает его твердым, стоит между согласным и гласным и приказывает им звучать отдельно! №4. Игра «Найди букву». Слайд 6. Чтение стихотворения Г. Сапгира Птица смотрит в удивлении На лесное объявление. Не найдет она никак В этом слове твердый знак. Найдите букву «ъ» в слове объявление и обведите ее. Прочитать слова, в которых есть «Ъ», подчеркнуть их | Пишут самостоятельно буквы. Проверяют по эталону на экране. Читают. - Семь, сколько, съем. - Придумывают предложения (В неделе семь дней. У радуги семь цветов. Колобок, колобок, я тебя съем). - Мягкий знак делает согласный мягким. - Твердый знак отделяет согласный от гласного. Дети слушают стихотворение. Обводят букву «Ъ». Дети называют слова. - Въезд, подъезд, съезд. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; выбор оснований для классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция своих действий. Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение; ориентация на позицию других людей; понимание возможности различных позиций и точек зрения; способность обосновать собственное мнение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов обучающихся. |
7.Рефлексия учебной деятельности – 2 мин. | Ф: групповая, коллективная М: словесный – эвристическая беседа. Приём «Смайл» для оценки настроения и эффективности работы. | Подводит итоги работы обучающихся. Предлагает оценить преобладающее настроение, используя смайлы. Благодарит за работу на занятии. - Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков? – Что показалось самым трудным на уроке? – С чем справились быстрее всего? – С чем бы хотели поработать на следующем уроке? - Ребята, посмотрите, у меня в корзинке лежат смайлики, они все разные. - Чем отличаются друг от друга? (Одни грустные, другие радостные или задумались). - Возьмите радостного смайлика, если у вас все получилось, грустного, если совсем трудно было, а задумчивого, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть. - Покажите своих смайликов! Вижу у всех все получилось! Спасибо вам за работу! | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о проделанной работе. Подводят итоги своей деятельности на занятии, оценивая себя и труд своих коллег. | Познавательные: структурирование полученных знаний. Регулятивные: оценка, самооценка. Коммуникативные: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; ориентация на партнёров по общению. Личностные: рефлексия своих действий; формирование адекватной самооценки. |