СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

Институт естественных наук и математики

Кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности


44.03.05 Педагогическое образование,

направление подготовки «Основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура»





РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О БОРЬБЕ










Выполнил: Кузнецова К. П.

Группа: БФ - 41

Курс 4

Форма обучения: ОФО









Абакан, 2025

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК 14-16ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ 6

1.1. Классификация двигательного качества «скоростные способности» и их значение в спортивных единоборствах 6

1.2. Психологическая и педагогическая характеристика девушек подросткового возраста 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15





ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что скоростные способности являются основой для нормальной жизнедеятельности каждого человека. Важно отметить, что вольная борьба представляет собой важный раздел спортивной деятельности, который даёт значительные возможности для развития скоростных способностей, однако к настоящему времени недостаточно разработана методика развития скоростных способностей для массового контингента занимающихся.

В некоторых исследованиях можно найти информацию о том, что в рамках воспитания и качеств скоростно-силового характера осуществляется решение следующих задач: растет скоростные возможности мышечных групп, а также увеличивается уровень использования данных спортсменов, совершенствование данных качеств осуществляется в рамках интенсивных тренировок. Чтобы исключить стрессы, требуется регулярно, принимая во внимание индивидуальные особенности и состояние здоровья и организма человека, строить тренировки поочередно, выбирая то большую, то среднюю, то малую тренировку.

Несмотря на рекомендации для тренировок в вольной борьбе и других видах единоборств¸ чтобы выстроить тренировки грамотно и эффективно, необходимо использовать современные программы, которые обоснованы с научной точки зрения. Все это позволит усовершенствовать скоростные качества спортсменов. А информативные методики контроля позволяют обеспечить себе получение объективных данных, касающихся различных элементов спортивной подготовки в вольной борьбе.

Женская борьба один из самых перспективно развивающихся видов спорта. Она имеет распространение на всех континентах и популярна среди различных народностей, доступна для каждого, так как не требует большой материально-технической базы. Борьба настолько разнообразная в своих проявлениях, что имеет свойство реализовывать естественные физические потребности в движении, что очень важно для современного человека. Благодаря тому что по правилам вольной борьбы существует подразделение на весовые категории мы можем с уверенностью сказать что она подходит для каждого человека с индивидуальными морфологическими особенностями и уровнем физического развития.

Проблема исследования: какова основа методики развития скоростных способностей у девушек 14-15 лет занимающихся вольной борьбой.

Цель исследования: обосновать применение методики для совершенствования скоростных качеств девушек 14-15 лет, занимающихся вольной борьбой.

Объект исследования: тренировочный процесс девушек 14-15 лет, занимающихся вольной борьбой

Предмет исследования: методика упражнений скоростно-силового типа для девушек 14-15 лет, занимающихся вольной борьбой.

Гипотеза исследования: предполагается, что изучение научно-методической литературы по теме исследования поможет выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростных способностей у девушек 14-15 лет, занимающихся вольной борьбой.

Задачи исследования:

  1. Произвести отбор, структурирование, изучение и анализ научно методической литературы, связанных с данной проблемой исследования;

  2. Выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные средства и методы развития скоростных способностей у девушек занимающихся вольной борьбой.

Теоретическими и методологическими основами исследования были представлены основные изменения, направленные на улучшение обучения и тренировок борцов вольного стиля (В.Ф. Бойко, А.В. Козлякова, Д.В. Максимова); концепция тренировочного процесса борцов (Д.Г. Мендиашвили, В.И. Пугачева); научные положения по теории и методике организации тренировочного процесса борцов (О.А. Сиротина, А.А. Шепилова).

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении знаний о средствах и методах развития скоростных способностей для девушек, занимающихся вольной борьбой.



ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК 14-16ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ 1.1. Классификация двигательного качества «скоростные способности» и их значение в спортивных единоборствах


Скоростные способности представляют собой функциональные качества, способствующие тому, чтобы выполнить определённые двигательные действия в максимально сжатые сроки. Скоростные способности характеризуется следующими параметрами:

  1. временем двигательной реакции,

  2. скоростью одиночного движения,

  3. частотой движений.

При этом следует отметить, что между основными составляющими скоростных способностей не всегда отмечается прямая взаимосвязь: при высокой частоте движений возможна, например, невысокая скорость одиночных движений [14].

На скоростные способности оказывают воздействие подвижность нервных процессов, особенности управления координационной деятельностью мышц со стороны нервной системы, а также строением и составом мышц.

Деятельность по развитию скоростных способностей представляет собой по сути работу, направленную на развитие умений быстро выполнять определённые действия. Ещё в давние времена было установлено, что наиболее эффективными упражнениями для развития скоростных качеств являются бег на короткие дистанции и прыжки. При этом хорошую результативность обеспечивают систематические стартовые ускорения, бег на короткие отрезки [6].

Следует отметить, что развитие скоростных качеств неодинаково в разные возрастные периоды. Наибольший ежегодный прирост в повышении максимальной частоты движений отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В дальнейшем возможности не так эффективны.

В различных источниках научной литературы представлены разнообразные определения скоростных способностей. Нами отмечены три определения, которые, по нашему убеждению. Наиболее целесообразно использовать при характеристике рассматриваемого качества.

Скоростные способности представляют собой умение совершать двигательные действия в минимальное время. Согласно другому определению, скоростными способностями являются функциональными возможностями организма совершать действия как можно быстрее. Помимо этого, скоростные способности определяют возможность человеческого организма своевременно реагировать на внешние раздражители.

Скорость имеет количественные характеристики. В их числе время скрытого периода двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений в единицу времени и производная от этих показателей - скорость передвижения в пространстве. В практике физической культуре и спорта скоростные способности реализуются в таким физическом качестве, как скорость [9].

По сравнению с остальными физическими качествами скорость является наиболее сложнотренируемым качеством. Так, в результате многолетних занятий спринтерским бегом прирост максимальной скорость возможен лишь на 13 – 19%. Это связано с тем, что за развитие скоростных способностей отвечают врождённые свойства мышц, осуществляющие их сокращение.

В различных видах спорта скоростные способности имеют огромное значение. Самую большую роль скоростные способности играют в таком виде спорта, как лёгкая атлетика. Скоростные качества при выполнении определённых физических упражнений связаны также и с другими характеристиками: телосложением, техникой выполнения, гибкостью, координацией, силой. В связи с этим скорость может быть увеличена посредством развития и вышеназванных качеств [2].

С целью развития скоростных способностей эффективным является использование таких средств, как бег под уклон, спринтерский бег, а также спортивные игры. Различные упражнения для развития скоростных качеств выполняются с высокой интенсивностью.

Большое значение в развитии скоростных качеств имеет соотношение так называемых «быстрых» и «медленных» мышечных волокон. «Быстрые» (или белые) волокна служат для развития максимально высокой скорости. «Медленные» (красные) волокна предназначены к работе на выносливость, так как позволяют осуществлять работу в длительном режиме на невысокой скорости [13].

Энергетическое обеспечение «быстрых» мышечных волокон осуществляется за счёт анаэробных процессов. Обеспечение энергией «медленных» волокон связано с аэробными процессами. В связи с этим в «медленных» волокнах более количество капилляров, количество миоглобина также выше. Окислительные ферменты обладают большей активностью.

Несмотря на то что на развитие скоростных способностей оказывают влияние прежде всего генетически обусловленные анатомические и физиологические особенности, такое физическое качество, как выносливость, может эффективно развиваться [4].

Таким образом, развитие скоростных способностей определяется совокупностью основных факторов:

  1. Анатомо-физиологическими и психологическими особенностями организма

  2. Возрастной периодизацией

  3. Внешними условиями.

В многочисленных исследованиях отмечается, что максимально возможная скорость определяется не только скоростными способностями, но также такими факторами, как развитие гибкости, динамической силы, координацией, техникой выполнения. Соответственно, скоростные способности являются комплексным качеством [1].

Упражнения, направленные на развитие скоростных способностей, относятся к работе с максимальной мощностью. Как правило, выполнение одного упражнения на развитие скорости не превышает 25 с.

Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Таким образом, если существует необходимость повышения скорости в определённом виде физической работы, необходимо тренировать именно эти действия.

В спорте, физической культуре, а также некоторых иных видах физической нагрузки скоростные способности реализуются в следующих видах деятельности:

а) ациклический – взрывное усилие осуществляется однократно;

б) стартовый разгон – увеличение скорости происходит постепенно и в итоге достигает максимума;

в) дистанционный – максимально возможная скорость поддерживается определённое время;

г) смешанный – состоит из всех вышеперечисленных способов деятельности [3].

В развитии скоростных способностей используются упражнения, отвечающие следующим условиям:

а) достижение максимальной скорости в ходе выполнения;

б) хорошая возможность овладения техникой;

в) в упражнении должен присутствовать этап, во время которого происходит снижение скорости [6].

Следует отметить, что снижение скорости в процессе тренировки свидетельствует о необходимости отдыха и восстановления, поскольку в противном случае дальнейшая работа будет направлена на развитие скоростной выносливости.

Такие методы, как соревновательный и повторный, наиболее эффективны для развития скоростных способностей.

При определении методического аппарата развития скоростных способностей принимают во внимание следующие приёмы:

а) воспитание быстроты в целостном движении;

б) развитие максимальной скорости движений при выполнении упражнений [1].

Основная тенденция при развитии скоростных качеств – повышение скорости до максимально возможного уровня. В связи с этим рекомендуется использование соревновательного метода в тренировочной деятельности. Данный метод вызывает у спортсменов стремление превзойти соперников, что связано с необходимостью проявить максимально возможную скорость.

Вместе с тем, необходимо знать, что при выполнении серии движений с максимальной частотой, движущейся конечности (части тела) вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц – антагонистов, и этому же сегменту придаётся обратное ускорение. При повышении частоты двигательного действия может наступить такой момент, когда мышцы будут не в состоянии сократиться и расслабиться в течение короткого промежутка времени. При этом режим их работы при этом будет приближаться к изометрическому. В связи с этим, осуществляя тренировочную деятельность, направленную на развитие скоростных способностей. Необходимо также выполнять работу, направленную на развитие умений к мышечному расслаблению. Спортсмены высокой квалификации отличаются способностью к уменьшению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путём постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц, в том числе, и аутотренингом [10].

На начальном этапе развития скоростных способностей необходимо не останавливаться на определённом методе, а использовать разнообразные средства, что позволит тренировать различные аспекты скоростных качеств. Развитие скоростных способностей при этом должно происходить в различных условиях [4].


1.2. Психологическая и педагогическая характеристика девушек подросткового возраста


Стоит разделить воспитание девушек на две составляющие: физическое и психологическое состояние. Именно поэтому, далее будут предоставлены факты и теории касательно двух вышеперечисленных состояний. А также приведены аргументы, которые влияют и имеют перспективу дальнейшего влияния на физическое и психологическое состояние подростка девушки.

Высокие темпы физиологического развития девушек 14-15 лет могут привести к тому, что у них возникают проблемы с психическим развитием. Это в свою очередь имеет связь с разрушением семейного воспитания, кризисом нравственных ценностей в обществе, качества и дезорганизации пропаганды и устоявшихся стереотипов, находящихся в свободном доступе на информационных платформах [3]. Поэтому, многие исследователи подчеркивают тот факт, что личное пространство крайне важно для формирования личности каждого подростка.

Девушки сталкиваются с первыми трудностями, опытом первой любви, новым окружением. Именно поэтому крайне важно грамотно донести до подростка убеждения и ценности, которые могут принести ей пользу в дальнейшей жизни, не переходя границы формирования личного пространства. Отдельное внимание стоит обратить на потенциальные риски, влияющие на будущую жизнь девушки. Первостепенным катализатором является попадание под негативное влияние [8].

В данной проблеме есть несколько сред, где такое возможно: плохие компании и разнообразные деструктивные течения обстоятельств. Это впоследствии может привести к проблемам с органами правопорядка. Сильная депрессия или психические расстройства, связанные с самоопределением или конфликтами, возникающими в общении.

Возраст 14-16 лет приходится на период обучения в школе, из-за чего вытекает следующая проблема – травля (буллинг). Это имеет такие гнетущие последствия как психологические травмы на всю оставшуюся жизнь и снижение успеваемости. Заключительной проблемой является возникновение зависимостей и формирование вредных привычек. Это происходит в результате всех вышеперечисленных проблем и приводит к разрушению здоровья девушки и замедлению развития. Воспитательный процесс имеет непосредственную связь с конфликтом поколений и, именно поэтому, крайне важно не терять связь и доверительные отношения, подбирать индивидуальный подход [13].

В период «созревания» подростка, важно грамотно направить его на «истинный» путь. Физическое воспитание посредством фитнес тренировок является одним из лучших путей для этого. Так как оно несет в себе не только положительное влияние, но и множества необходимых навыков для дальнейшей жизни.

В начале 20 века, Ганс Костерлиц выявил что, именно посредством физической нагрузки вырабатывается гормон «счастья» эндорфин. Благодаря эндорфину происходит уменьшение головных болей, повышается соотношение положительных эмоций и формируются позитивные привычки, благотворно влияющие на рутинную жизнь. Шутова Т.Н. и другие утверждали, что ключевой направленностью физического воспитания 14-16 летних девушек является расширение границ представления об основных видах спорта, а также выявление интереса к регулярным и систематическим спортивным и оздоровительным тренировкам. Рассматривая с точки зрения ментального человеческого фактора, важность физического воспитания имеет колоссальную связь с формированием спортивного и «бойцовского» характера, что также помогает девушке мобилизовать себя для преодоления тех или иных трудностей и развивать в себе организаторские навыки и дисциплину. Более того, физическое воспитание благоприятно влияет на мотивацию к систематическому и повседневному физическому самосовершенствованию, как в организационных, так и самостоятельных делах. Все эти факторы имеют непосредственную связь с современным миром, его передовыми технологиями и архетипическими ценностями.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Скорость является одним из физических качеств. Её особенность заключается в том, что скоростные качества не могут развиваться в том же объёме, что и остальные физические качества. При проведении работы, направленной на развитие скорости в течение нескольких лет, многим удаётся развить скорость лишь на 30%.

Скоростные способности характеризуется следующими параметрами:

  1. временем двигательной реакции,

  2. скоростью одиночного движения,

  3. частотой движений.

На скоростные способности оказывают воздействие подвижность нервных процессов, особенности управления координационной деятельностью мышц со стороны нервной системы, а также строением и составом мышц.

Значимым видом спорта, в котором необходимо развитие скоростных качеств, является вольная борьба. Помимо этого, развитые скоростные качества необходимы в таких видах спорта, как лёгкая атлетика, футбол, баскетбол, волейбол, спортивная гимнастика, бобслей и др.

В возрасте 14-15 лет у девушек имеются благоприятные предпосылки для развития скоростных качеств. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям девушек 14-15 лет обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных развивающемуся женскому организму.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Айзман Р. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - Москва: КНОРУС, 2017. - 404 с.

  2. Антропометрический контроль физического развития студентов: учеб.-метод. пособие / Е.Д. Грязева и [др.]; под ред. М.В. Грязева. Тула: Издво ТулГУ, 2011. - 28 с.

  3. Артемов М.А. Основные задачи учебно-тренировочного процесса // Спортивная борьба: Ежегодник, М., 1989. - 22-24 с.

  4. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 254-349 с.

  5. Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов. - М., 2004. - 224 с.

  6. Галковский Н.М., Техника вольной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник, - М., 1984. - 42-43 с.

  7. Герц А.Н. Планирование тренировки // Спортивная борьба: Ежегодник, М., 1973. - 6-8с

  8. Гулгенов Ц.Б., Сагалеев А.С., Балдаев К.В. Тренировка борцов вольного стиля. - У-У.: Издательство БГУ, 2001. - 104с.

  9. Дорохов Р.Н., Губа В.П.- Спортивная морфология. - М.: СпортАкадемПресс.- 2012. – 182 с.

  10. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций). – Ижевск: УдГУ, 2010. – 196 с.

  11.  Егиазарян, А.Д. Экспериментальное обоснование путей совершенствования скоростно-силовой подготовки юных борцов: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2013. - 24 с.

  12. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.

  13. Ильин В.Г. Форма и организация тренировки//Спортивная борьба: Ежегодник, 1986. - 23-25 с.

  14. Колесниченко В.А. Механогенез синдромов перенапряжения у спортсменов / В.А. Колесниченко, А.И. Продан, А.А. Тяжелов // Травматология и ортопедия России. – 2009. – № 1. – С. 37–44.

  15. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных организациях. - М., 2014. - 344 c.

  16. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.

  17. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.

  18. Луговцова Е. И. Психология формирования здорового образа жизни школьников . - Минск, 2016. — 208 с.

  19. Медведь А.В., Кочурко Е.Н. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы. - Минск: Физкультура и спорт, 1985. - 214с.

  20. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО Люберцы, 2016. - 328 c.



Приложение

  1. Откуда родом Олимпийские игры?

  1. Древняя Греция

  2. Древний Египет

  3. Древний Рим

  1. Российский Олимпийский комитет был создан?

  1. 1908 году

  2. 1911 году

  3. 1912 году

  1. Одним из основных физических качеств является?

  1. Внимание

  2. Работоспособность

  3. Сила

  1. Александр Карелин - Чемпион Олимпийских игр в …

  1. Плавание

  2. Бокс

  3. Борьба

  1. Дугообразное, максимальное прогнутое положение спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами в борьбе называется?

  1. Кувырок

  2. Колесо

  3. Мост

  1. Какое соревнование считается одним из самых престижных в мире борьбы?

  1. Олимпийские игры

  2. Чемпионат Мира

  3. Чемпионат Европы

  1. Как называется прием, при котором борец использует свои ноги для контроля противника?

  1. Подсечка

  2. Бросок

  3. Захват

  1. Какой из этих приемов запрещен в борьбе?

  1. Ловля за ноги

  2. Удушение

  3. Бросок через бедро

  1. В каком из видов борьбы запрещено захватывать противника ниже пояса?

  1. Вольная борьба

  2. Греко-римская борьба

  3. Самбо

  1. Техническое действие в борьбе, когда соперник лежа на лопатках?

  1. Удержание

  2. Болевой прием

  3. Бросок