СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Виды транспорта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Виды транспорта"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Виды транспорта"»

Технологическая карта

урока по предмету «Окружающий мир», 2 класс, УМК «Школа России».

Тема урока: «Виды транспорта»

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающая: развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.


Формирование УУД:

  • Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативны: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы , строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.


Планируемые результаты:

Предметные: знания: узнают о видах транспорта; умения: научатся определять вид транспорта по характерным отличиям; навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.


Основные понятия: виды транспорта

Межпредметные связи: русский язык, история

Ресурсы: Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс; рабочая тетрадь № 1 А.А.Плешаков; карточка – кластер; карточки с изображением транспорта; модели разных видов транспорта; цветные карандаши; толковый словарь, энциклопедии; компьютер; презентация.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности


Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

- определить тип урока;

Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Цель: оценить свою готовность к уроку.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.


Проговаривают девиз урока


- Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.


Микроитог: готовы к уроку

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.


-организует проговаривание правил поведения на уроке;

- организует проговаривание девиза урока;

-организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – хорошо учимся!

Всё у нас получиться!


2 На. карточке – кластере нарисовать настроение в начале урока

3. Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).



Коммуникативные:

- умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе и

следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать необходимость учения


2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы.

Цели: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся об отраслях экономики, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания, мышления, воображения

Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память).

Цель: повторить виды экономики



Отвечают на вопросы учителя


Микроитог: обобщили знания об экономике

Организует повторение изученного.




Слайд 3

- Какую большую тему мы изучаем?

-Что такое экономика?

-Какой части экономики не хватает на схеме?

У: На доске зашифровано слово . Расшифруйте его.

Что это за слово –ТРАНСПОРТ? Что означает ?

Обратимся в толковый словарь.


- знать виды экономики и правильно их называть.

- уметь определять зашифрованное слово,

- определять значение слова «транспорт».


Познавательные:

- умение добывать новые знания;

- умение находить ответы на

вопросы, используя свой

жизненный опыт и

информацию, полученную на

уроках

- умение выполнять классификацию видов экономики.

Регулятивные:

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

- умение слушать и понимать речь других обучающихся;

3.Этап формулирования темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности..


С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.


Микроитог: определили вопросы.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

У: Определите тему нашего урока. -Что такое транспорт?

У:Запишите тему в кластер: ТРАНСПОРТ (Слайд 4.)

-Какие виды транспорта вы знаете?

-На какие группы можно разделить весь транспорт?

-По каким признакам можно разделить транспорт на группы?

-Я заметила, что вы испытываете трудность в в вопросах которые я вам задала? А вы заметили это? Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Значит, наша задача – определить признаки, по которым можно разделить весь транспорт на разные группы. Для этого мы сравним разные виды транспорта: найдем общее и различия.


-Что бы вы хотели ещё узнать о транспорте? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Вопросы детей (записываются на доске учителем):

-На какие группы можно разделить весь транспорт? Когда появился первый автомобиль? Какого цвета мигалка у милицейских машин? (Записать на доске вопросы детей)

Сообщение ученика «Как появился транспорт» (Слайд 5)

- умение правильно составлять вопросы


Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные

- умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями


4. Этап открытия нового знания.

Цель: формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о транспорте; развивать познавательных УУД через знакомство с понятиями видов транспорта; формировать регулятивные УУД через коллективную работу., работу в группах, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

































Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.




Микроитог: определили виды транспорта в зависимости от способа передвижения








































Организует, помогает. направляет, дает советы.

Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией дома и умение представлять данную информацию обучающимся..
















































- по электронной почте Муравьишка прислал письмо. (Слайд 6.)

Дорогие ребята !

Заболела Черепашка и мне нужно срочно к ней добраться, но только я не знаю каким транспортом. Я высылаю план схему маршрута. Смайлик, даст справочную информацию.

(Слайд 6.)

-Муравьишка живет на острове окруженный океаном как вы думаете, на каком транспорте можем мы добраться до г. Луговое. (Смайлик- справка - нет аэропорта.) (Слайд 7.)

Решение ребят – катер, корабль

Как можно назвать вид этого транспорта – ВОДНЫЙ (запишем в кластер ).

Сообщение ученика – «Как появились корабли » (Слайд 8.)

(Слайд 9.)- Как нам проехать расстояние от г. Лугового до реки (Смайлик- справка нет аэропорта, нет ж/д вокзала) Решение ребят – велосипед, автомобиль, автобус. Как можно назвать вид этого транспорта – НАЗЕМНЫЙ (запишем в в кластер) Сообщение ученика – «Первые автомобили» (Слайд 10.)

Информация учителя: Автобус – это автомобиль, у которого число пассажирских мест больше 8.Бывают автобусы на 80 мест и даже больше.

(Слайд 11.)По дороге у Муравьишки встречается река. Как мы сможем проехать по реке до г. Полюшкино? На чем? Лодка - вид этого транспорта – ВОДНЫЙ

Как нам проехать от Полюшкино до Облачково (Смайлик - справка есть аэропорт, нет ж/д вокзала)) – На самолете - вид этого транспорта – ВОЗДУШНЫЙ (запишем в кластер )

(Слайд 12.)Сообщение ученика – «Как люди научились летать»

(Слайд 13.)Как нам проехать от Облачково до вокзала города в котором живет бабушка (Смайлик - справка - нет аэропорта, есть ж/д вокзал)) – На поезде - вид этого транспорта – НАЗЕМНЫЙ (в кластере уже есть)

Информация учителя: -Очень велико значение железнодорожного транспорта. Его дороги – это целая сеть. Днём и ночью идут поезда. Особенно хорошо это замечает тот, кто живёт вблизи железной дороги.
В пассажирских поездах по 15-20 вагонов, а в грузовых – по 50 – 60 и даже больше.
Как же нам добраться от вокзала до дома Черепашки. (Смайлик – справка- в городе очень большие пробки) Пешком долго – метро вид этого транспорта – ПОДЗЕМНЫЙ (запишем в кластер )

(Слайд 14.) Обратимся к кластеру. На какие группы мы с вами можем разделить транспорт. в зависимости от передвижения?

Вывод: в зависимости от способа передвижения можно разделить на 4 группы: водный , воздушный, наземный. подземный

- Знать источники для получения информации;

- Уметь находить информацию из дополнительной литературы;

- Уметь составлять устный рассказ;

- Знать отличительные особенности транспорта.


Регулятивные:

- определять и формулировать

цель деятельности на уроке под

руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

-определять последователь-

ность действий на уроке.

Познавательные:

- добывать новые знания:

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и дома.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других

Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом





















Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Микроитог: выпол-

няли физические упражнения.

Организует, выполнение движений


(Слайд 15.)Физминутка. Я буду называть транспорт, а вы попробуйте подобрать движения, которые подходили бы к данному виду транспорта.

Наземный имитация - руля. Воздушный – руки в сторону – летящая птица, водный – плавательные движения.



Коммуникативные

- умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.


Работа в паре

Цель: - проверить умение работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.


Делятся на группы. Проводят обсуждение в группе.


Микроитог: определяли вид транспорта, работали в группах

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку умения работать с информацией.


(Слайд 16.) Работа в паре: У каждого ряда карточка. Определить вид транспорта, его назначение найти лишний транспорт.

(Слайд 17.)

Обсуждение ответов учащихся с записью в кластер видов транспорта ГРУЗОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ.

Грузовой – коллективное обсуждение

Пассажирский - коллективное обсуждение

Специальный – сообщение ученика.


-уметь работать по группам.

-уметь находить отличие.


Познавательные:

- умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Работа в паре

Цель: - проверить умение работать в паре, умение работать с информацией;

- организовать выполнение взаимопроверки


Работа в паре –взаимопроверка опираясь на эталон.


Микроитог: работали в парах, проводили взаимопроверку.

Организация взаимопроверки


(Слайд 18.) Выполните задание в рабочей тетради с 76 №3 (запись номеров телефона)

Проведите взаимопроверку в парах.


-Кто справился без ошибок, встаньте, пожалуйста.

- У кого одна ошибка?

Молодцы! Хорошо справились.

А сейчас я вам предлагаю обратиться к кластеру. Что вы заметили?

(свободные квадратики) Чтобы нам их заполнить, мы должны сделать определенную работу.

-уметь работать с информацией.

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Коллективная работа

Цель: - проверить умение работать в коллективе; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать уважение к пожилым людям , инвалидам и друг к другу.


Коллективная работа. Проводят обсуждение. Обосновывают и доказывают свои ответы.


Микроитог: работали в коллек-

тиве, определили транспорт в зависимости от назначения.

Организация коллективной работы

(Слайд 19.)

Нужно правильно расставить транспорт в 2 группы:

Личный – (запись в кластер) обсуждение правил поведения .

Общественный -(запись в кластер) - обсуждение ситуаций в транспорте и правил поведения

Обратимся к кластеру. На какие группы мы с вами можем разделить транспорт в зависимости от назначения ?

Вывод: в зависимости от назначения можно разделить на группы: грузовой, пассажирский, специальный. личный, общественный.

- уметь слушать

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов


5.Этап первичного закрепления

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД )

Составляют при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три значения


Микроитог: приме-

няли полученные знания. составляли характеристики.

Организует, помогает. направляет.

Организует проверку умения работать с информацией.


(Слайд 20.)

У нас в кластере появилась схема.

Глядя на кластер какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: мы разделили весь транспорт на группы, используя разные признаки.

-Любому виду транспорта можно дать характеристику из трёх пунктов.

Попробуйте составить при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три значения.


- уметь слушать учителя и выполнять действия, контролируя свои знания.

- знать отличитель-

ные признаки транспорта.




Познавательные:

- умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

- умение слушать и понимать речь других

Личностные УУД

-умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия.


Динамическая пауза.

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Проговаривают стихотворение, выполняют физические упражнения


Микроитог: выпол-

няли физические упражнения, проговаривали стих.

Организует проговаривание, выполнение движений

Цель: снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

(Слайд 21.)

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре- Полетел наш самолет.

А теперь прилетели и за парту тихо сели.


- уметь слушать

- уметь четко проговари-вать слова

Коммуникативные

- умение выполнять физические упражнения по команде , вместе.


7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цели:

-организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Задача – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы

Работа с рабочей тетрадью с. 74 опираясь на кластер.

Выполняют задание самостоятельно в тетради и

самопроверку по образцу.

Выполняют самопроверку опираясь на эталон

Микроитог: применяли полученные знания при выполнении самостоятельной работы; выполняли самопроверку.

Цель: создать условия для выполнения

самостоятельной работы

Организует самопроверку.

.


(Слайд 22.)

Выполните самостоятельно задание в рабочей тетради с. 74 опираясь на кластер.

-Как думаете, вы правильно вы выполнили задание?

Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

Поднимите руки , кто не совсем уверен в правильности выполнения.

Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран и сравните свои ответы с эталоном.

(Слайд 23.)

Выполните самопроверку с опорой на эталон.

-Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо знать учебный материал. А кто был уверен , но в результате контроля нашел ошибки , вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.



- уметь выполнять задание самостоя-тельно в тетради и

самопроверку по образцу;

- уметь работать с информацией.




Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые

коррективы в действие после

его завершения на основе его

оценки и учёта характера

сделанных ошибок.

Познавательные:

- умение преобразовывать

информацию из одной формы в

другую;

- составлять ответы на

вопросы

Личностные УУД

-умение проявлять способность

к самооценке на основе

критерия успешности учебной

деятельности


8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

Задача этапа – анализ и оценка успешности дости-

жения цели; выявление ка-

чества и уровня овладения знаниями.

Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Рассказывают, что узнали.

Микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок.

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.


(Слайд 24.)

Подведение итогов

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы ,которые вас интересовали в начале урока?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
Оцените свои достижения на уроке используя смайлики: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок., , жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения, красный – вам было многое непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.

А теперь обозначьте своё настроение в кластере.

(Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)


Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

- отвечать на вопросы учителя.

- подводить итог урока и ставить задачи к следующему.

- давать самооценку своей деятельности на уроке.


Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

9.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении-

ями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Записывают домашнее задание в дневник.

Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание.

Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего задания.


Объяснение домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

(Слайд 25.) Инструктаж выполнения домашнего задания с помощью выданных карточек с алгоритмом выполнения синквейна. - Молодцы! Спасибо всем за урок!

Д\З: Составить синквейн любого вида транспорта.

- уметь, работать с информацией.

- уметь слушать учителя


Регулятивные:

- соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.