Технологическая карта урока«Музыкальный портрет Александра Невского в кантате С.С. Прокофьева»
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Тема урока | Музыкальный портрет Александра Невского в кантате С.С. Прокофьева |
Цель урока | раскрыть музыкальный образ князя Александра Невского как защитника Отечества через взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, живописи, литературы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать определение жанра кантаты, жанровые признаки кантаты; знать особенности создания художественного образа Александра Невского в разных видах искусства; знать сходство и различие музыкального и живописного портрета на примере образа Александра Невского; уметь анализировать музыкальную форму, выразительные средств музыки и живописи (темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика, композиция, цветовая гамма), используемых для воплощения художественного образа Александра Невского на примере кантаты С.С. Прокофьева и триптиха А. Корина ««Александр Невский»»; уметь находить жанровые параллели (жанр портрета) между музыкой и другими видами искусств через сравнение музыкальных и живописных интонаций; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за прошлое и настоящее народа России; знание культуры своего народа, своего края; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народа России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные: умение выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира, определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства; умение соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения; проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
Основные понятия | Кантата, музыкальный и живописный портрет, образы защитников Отечества в искусстве, музыкальный портрет Александра Невского |
Межпредметные связи | Музыка, литература, изобразительное искусство, история |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева - номера: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», финал «Въезд Александра во Псков». Триптих художника П. Корина «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». |
№ | Этапы проведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д. | Приветствует, создает рабочее настроение, комфортный климат | Настраиваются, готовятся к восприятию | Привлекает внимание детей через обращение к действительности - социально значимому проекту «Имя России» духовно-нравственной направленности | | Л (интерес к предмету), Р (саморегуляция), К (умение слушать) |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели | Предлагает задания, задает вопросы, подводит к теме урока и задаче-проблеме | Решают, отвечают на вопросы, пытаясь определить тему урока | Подводит к теме урока через 3 загадки, посвященных Александру Невскому: поэтическая, историческая, живописная. Привлечение регионального содержания (родина А. Невского на Ярославской земле). Совместное формулирование темы урока: «Музыкальный портрет А.Невского» | Привлекает знания детей из смежных предметных областей. Обращает внимание на духовно-нравственные аспекты и историческое значение деятельности А.Невского | ПУУД (логические операции) |
3. | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации Цель:воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | Актуализирует знания учащихся, полученные в начальной школе. Помогает осознать затруднение с помощью наводящих вопросов, корректирует цель | Отвечают на вопрос, анализируют, сравнивают, делают выводы о причине затруднения Формулируют цель | Определение особенностей музыкального портрета А.Невского через интонационно-образный анализ музыки номеров кантаты «Александр Невский» Пение темы 1 части из №2 «Песнь об Александре Невском» с применением имитации игры на музыкальным инструментах – гуслях. Определение особенностей живописного портрета А.Невского через интонационно-образныйкартины А. Корина Чем отличаются и чем похожи музыкальный портрет и живописный портрет? | Анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений в жанре кантаты Узнавать формы построения музыки Находить жанровые параллели (жанр портрета) между музыкой и другими видами искусств через сравнение музыкальных и живописных интонаций | ПУУД (логические действия, постановки и решения проблем), РУУД (Целеполагание) |
4. | Постановка учебной задачи Цель:постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы. | Организует диалог, побуждающий к выдвижению гипотез, направляет в сторону планирования | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу, планируют, составляют алгоритм | Постановка учебной задачи: определить сходство и различие музыкального и живописного портрета. Выдвижение гипотез, обоснование собственного мнения | | ПУУД: Логические Действия постановки и решения проблем КУДД |
5. | Применение знаний и умений в новой ситуации Цели: закрепление полученных умений на новом содержании, подведение к осознанию цели урока: | Предлагает задания, задает вопросы, консультирует, подводит к осознанию цели урока: | Работают по алгоритму | Определение особенностей музыкального портрета А.Невского через интонационно-образный анализ других части кантаты «Александр Невский» Дети при помощи пластического интонирования изображают движение колокола в крайних частях, движение мелодии – в средней части. Определение особенностей живописного портрета А.Невского через интонационно-образныйдругих частей картины А. Корина Вопросы для анализа триптиха: Почему фигура Александра Невского располагается в центральной части? Какие сюжеты воплощены в крайних частях триптиха? Как они связаны с образом великого русского полководца? Какой единой идеей можно объединить все части триптиха? Подведение к осознанию цели урока: раскрыть музыкальный образ князя Александра Невского как защитника Отечества. | Анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений в жанре кантаты Узнавать формы построения музыки Находить жанровые параллели (жанр портрета) между музыкой и другими видами искусств через сравнение музыкальных и живописных интонаций Эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях | РУУД, КУУД ЛУУД |
6. | Обобщение и систематизация знаний Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Предлагает проблемные вопросы для закрепления материала | Отвечают на проблемные вопросы, аргументируют варианты ответов | Проблемные вопросы: Как перекликаются художественные образы, изображенные на картине, с музыкой, которая только что прозвучала? Почему для названия картин художник выбрал музыкально-литературные жанры – баллада, сказ? Закрепление жанра кантата, работа с музыкальным энциклопедическим словарем,закрепление алгоритма поиска слов. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы | РУУД ПУУД: Логические действия постановки и решения проблем КУУД |
7. | Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Наводящими вопросами помогает установить связь м/д ранее изуч, новым мат, с заходом на буд. | Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы, решают известные задачи новым способом | Работа обучающихся в парах по воссозданию сценарного плана кантаты Вокально-хоровая работа над произведениями героического характера | Владеть навыками вокально-хоровогомузицирования | ПУУД, РУУД(планирование, прогнозирование, ЛУУД |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Организует рефлексию, подведение итогов, Д/З | Рефлексия | Рефлексия Домашнее задание: 1.Составьте синквейн с ключевым словом «Александр Невский». 2.Вспомните музыкальные произведения, которые раскрывают героическую тему в искусстве, посвящены теме защитников Родины.. | | РУУД, ЛУУД, КУУД |
Урок №1. Музыкальный портрет Александра Невского
в кантате С.С. Прокофьева
Цель урока:раскрыть образ князя Александра Невского как защитника Отечества через взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, живописи, литературы.
Задачи урока:
ввести и освоить определение жанра кантаты, выявить жанровые признаки кантаты;
показать многомерность и специфику различных видов искусства для создания художественного образа Александра Невского;
провести анализ музыкальной формы, выразительных средств музыки и живописи (темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика, композиция, цветовая гамма), используемых длявоплощения художественного образа Александра Невского на примере кантаты С.С. Прокофьева и триптиха А. Корина ««Александр Невский»».
Ход урока.
Учитель: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее, так как их образ привлекает писателей, музыкантов, художников, им посвящают художественные произведения. Именно о таком национальном герое пойдет сегодня речь на уроке, который вам хорошо известен.
В 2008 стартовал грандиозный общероссийский проект «Имя России», в котором гражданам страны предлагалось выбрать величайшего соотечественника за всю историю страны - личность, символизирующую русскую нацию, жизнь которого является примером самопожертвования, мужества, блистательного таланта, поставленного на службу Отечеству. В голосовании в проекте приняли участие около 50 миллионов россиян.
Как, по вашему мнению, кто победил в этом конкурсе и почему?
Предположения учеников с аргументацией собственной позиции
Как вы видите, ваши мнения весьма различны. Для того, чтобы мы смогли узнать мнение граждан России, вы должны отгадать три подсказки.
Первая подсказка – поэтическая.
Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: «Богом рожен»,
Великим, мудрым князем был!
Он полководцем стал искусным,
В толк брал военные дела.
Ему дано было родиться,
Украсить ратный пьедестал.
Ю. Пантюхин - «Александр Невский».
Учитель:Что вы узнали из этих строк?
Ученики:Он был великим русским князем, полководцем.
Учитель:Какие версии у вас возникли?
Ученики:Ярослав Мудрый, Александр Невский, князь Владимир.
Учитель:Вторая подсказка - историческая.
За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения.
В годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими войсками.
Ему принадлежит знаменитая фраза «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Ученики:Это Александр Невский.
Учитель:Давайте проверим наше предположение в третьей подсказке – живописной. Чей портрет изображен на репродукции картины, кто автор этой картины?
Ученики:На картине изображен Александр Невский, нарисовал ее художник Павел Корин.
Учитель:Впроекте«Имя России» победил Святой благоверный князь Александр Невский. Именно этому полководцу, воплощению его образа в искусстве будет посвящен наш урок. Тем более Благоверный князь Александр Ярославич Невский является нашим земляком, из сохранившихся до наших дней исторических источников известно, что город Переславль-Залесский является родиной Александра Невского.
Учитель:Какое музыкальное произведение, с которым мы знакомились в начальной школе, раскрывает образ и деяния Александра Невского?
Ученики:Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева.
Учитель:Какой номер кантаты раскрывает нам музыкальный образ Александра Невского?
Звучит музыкальный фрагмент из кантаты С.С. Прокофьева
«Александр Невский», №2 «Песнь об Александре Невском».
Ученики:Это «Песнь об Александре Невском» изкантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева.
Учитель: В этом номере композитором создан музыкальныйобраз Александра Невского. Как звучит музыка, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для изображения образа Александра Невского?
Звучит №2 «Песнь об Александре Невском»
из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Ученики:Сначала степенная, неторопливая тема очень напоминает по складу былинный сказ, рассказывает о далеких исторических событиях, о битве на реке Нева, о доблестной победе Александра Невского, она как бы переносит нас в далекое историческое прошлое. Строгая, размеренная мелодия звучит в исполнении мужских и низких женских голосов. Кроме того, переборы арф в аккомпанементе имитируют звуки гуслей. Создается впечатление, что сказитель рассказывает о жизни мужественного и смелого полководца.
Учитель: Давайте и мы с вами перенесемся в далекое историческое прошлое, споем эту тему, имитируя исполнение на гуслях, как бы изображая пение древних сказителей.
Пение темы 1 части из №2 «Песнь об Александре Невском»
с применением имитации игры на музыкальным инструментах – гуслях.
Учитель:Как меняется музыка в средней части номера?
Ученики:В средней части номера «Ух, как бились мы, как рубились мы!» появляются звукоизобразительные моменты:слышны звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей – это все изображается с помощью тарелок – ударного музыкального инструмента, атяжелые ритмические акценты напоминают омогучей поступи богатырей. Музыка рисует картину битвы, рассказывает о победе князя Александра над шведами.
Учитель: Каким мы представляем Александра Невского, познакомившись с этим музыкальным номером?
Ученики: Александр Невский представлен как мужественный воин, смелый, талантливый полководец, готовый сражаться до последней капли крови за свободу Руси.

А. Корин. Фрагмент триптиха «Александр Невский»
Учитель: А теперь давайте обратимся к портретуАлександра Невского на картине А. Корина? Каким его изобразил художник?
Ученики:На картине Корина Александр Невский представлен как сильный, мужественный воин. Он опирается на большой меч, одет в военную форму того времени - шлем, латы. Его лицо выражает решимость, волю к победе, взгляд устремлен вдаль. Фигура князя размещается в центре картины, его застывшая поза статична. За его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и золотых тонах и создает впечатление сдержанности и строгости. Своим обликом он олицетворяет всю мощь, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
Учитель: Чем отличаются и чем похожи музыкальный портрет и живописный портрет?
Ученики:Живописный портрет можно увидеть, его можно сравнить с оригиналом, на нем очень точно и конкретно изображены черты лица, фигуры, одежды, живописный портрет дает представление об исторической эпохе, показывает черты характера
Музыкальный портрет не дает возможности узнать, изображен ли человек в полный рост или до плеч, анфас или в профиль. Мы ничего не узнаем про его костюм, прическу, она не рисует точного облика, это отображение внутреннего мира героя, выражение его эмоционального состояния, настроения и характера.
Учитель:Подводя итоги, можно сказать, что живописный портрет очень точно и конкретно изображает реальный образ, хотя доля авторского замысла при этом присутствует, а музыкальный портрет более обобщен, слушатель может его домыслить, он передает эмоциональное состояние, настроение и характер изображаемого.
Учитель:Следующий номер кантаты тоже решен в русских традициях. Какой музыкальный инструмент сопровождает музыкальный номер «Вставайте, люди русские!»?
Ученики:В начале этого номера звучит колокол.
Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?
Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол, как бы призывая весь русский народ на защиту Руси.
Учитель: Давайте еще раз послушаем этот номер, и при помощи пластики рук изобразим удары колокола в крайних частях, а в средней части при изменении музыки также при помощи движения рук смоделируйте направление мелодии.
Звучит №3 «Вставайте, люди русские»
из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Дети при помощи пластического интонирования изображают движение колокола в крайних частях, движение мелодии – в средней части.
Учитель: Как соотносятся между собой в музыкальном плане крайние и средняя части?
Ученики: Крайние и средняя части контрастируют между собой: в крайних частях - музыка тревожная, набатная, решительная, суровая, энергичная, передает призыв к народу и тревогу за его судьбу. В средней части композитор как бы создаёт образ Родины, поэтому музыка звучит величественно и торжественно.
Учитель: Какому жанру русских народных песен близка мелодия средней части хора «Вставайте, люди русские»?
Ученики: Мелодия близка протяжным, лирическим широким напевам.
Учитель:Как дополняет музыкальный портрет Александра Невского музыка этой части?
Ученики:Александр Невский – настоящий русский богатырь, неотъемлемая часть русского народа, поэтому характеризуется исконно русской музыкой – колокольными звонами, мелодиями в стиле русских народных песен, былинных напевов. Он мужественный, суровый воин, готовый не только защитить свою Родину, но и повести за собой людей.
Учитель:Обратите внимание на картину. Это триптих, состоящий из трех картин. Среднюю часть триптиха - портрет Александра Невского, который занимает центральное место – мы уже сегодня видели. Левая часть триптиха называется «Северная баллада», правая часть триптиха – «Старинный сказ».
Вопросы для анализа триптиха:
Почему фигура Александра Невского располагается в центральной части?
Какие сюжеты воплощены в крайних частях триптиха?
Как они связаны с образом великого русского полководца?
Какой единой идеей можно объединить все части триптиха?

А. Корин.Триптих «Александр Невский»
Ученики:Александр Невский – полководец, предводитель русского войска, поэтому его портрет изображен в центре триптиха.
В левой части триптиха изображены две фигуры – женщина и воин-богатырь в дозоре на фоне суровой северной природы, которые стоят на защите своей земли. В этой части автор тоже изобразил меч, но только не в ножнах. Предупредительный жест вытянутой вперед руки мужчины как бы останавливает врага. Женская фигура со сложенными на груди руками, воин в латах, деревья слева от фигур и за ними, и даже пес, лежащий у ног женщины, словно сливаются в одну монолитную преграду, как бы говоря: «Враг не пройдет».
Правая часть триптиха навеяна образами сказителей, которые, возможно, в своих рассказах сохранят истории из прошлого русской земли и донесут их до потомков.
А. Корин показал разных персонажей русской земли, но всех их объединяет одно – в случае нападения на нашу землю они готовы дать отпор захватчикам. Александр Невский – настоящий полководец, который может возглавить русское войско и при необходимости защитить русскую землю.
Учитель: Как перекликаются художественные образы, изображенные на картине, с музыкой, которая только что прозвучала?
Ученики:К портрету Александра Невского подходит музыка мужественного героического характера: тема «Вставайте, люди русские», средняя часть «Ух, как бились мы, как рубились мы!» из 2 части кантаты.
К картине «Северная баллада» подходит по смыслу музыка средней части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» из 3 номера кантаты, кроме того, он звучит величаво, строго.
К правой части триптиха – картине «Старинный сказ» - подойдет музыка из второго номера кантаты «Песнь об Александре Невском», так как она очень напоминает по складу былинный сказ.
Предположения учеников по соотношению музыкального и изобразительного ряда могут быть разные, но с обязательной аргументацией личностной позиции.
Учитель: Почему для названия картин художник выбрал музыкально-литературные жанры – баллада, сказ?
Ученики:Наверно, для того, чтобы показатьобщность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.
Учитель: Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, была создана в 1938-1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Музыка к кинофильму приобрела столь известную популярность, что стала самостоятельным произведением.
Ребята, а что обозначает слово «кантата»? Можем мы с вами попытаться дать это определение? Что вам известно о кантате?
Ученики:Это музыкальное произведение из нескольких частей. Ее исполняют хор, солисты, симфонический оркестр. Он имеет какой-то сюжет, который объединяет все части.
Учитель: А как нам проверить наше предположение?
Ученики: Можно найти в словаре, в энциклопедии, в Интернете.
Учитель: У меня на столе лежат «Большойэнциклопедический словарь. Музыка». Давайте найдем это определение в словаре. Кто мне в это поможет? А вы, ребята, подсказывайте, какие действия нужно предпринять, чтобы мы смогли найти и прочитать это определение.
Работа с музыкальным энциклопедическим словарем,
закрепление алгоритма поиска слов.
Ученик:«Большой энциклопедический словарь. Музыка» дает следующее определение жанру кантаты: «Кантата (итал.. «cantare» – «петь») - один из основных жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное, объединенное одной темой» [1, с. 233].
Учитель:Наше определение кантаты очень близко к энциклопедическому. Попробуйте определить, какая тема объединяет все части кантаты?
Ученики: Все части кантаты объединяет тема борьбы русского народа против врагов, тема патриотизма русского народа, который борется с захватчиками за свободу своей Родины.
Учитель: В кантате 7 частей. Некоторые уже прозвучали у нас на уроке: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», некоторые вы уже слышали, и они будут звучать на следующем уроке - «Мертвое поле», «Въезд Александра Невского в Псков». Оставшиеся части названы следующим образом: «Русь под игом монгольским», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище».
Вам предстоит сейчас довольно сложное задание: обсудив в парах различные варианты, вы должны воссоздать сценарный план кантаты, расположив эти части в логической последовательности и представить свои варианты на доске, правильно расположив таблички с названиями частей кантаты на доске, и обосновать свой ответ.
Работа обучающихся в парах по воссозданию сценарного плана кантаты, представление и обсуждение результатов работы на доске.
Учитель: В результате обсуждения, представления различных вариантов нам удалось воссоздатьсценарный план кантаты.
Русь под игом монгольским.
Песня об Александре Невском.
Крестоносцы во Пскове.
Вставайте, люди русские.
Ледовое побоище.
Мертвое поле.
Въезд Александра во Псков.
«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог. Слушая её, будто видишь перед собой бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков.
«Песня об Александре Невском» - рассказ о недавней победе русских воинов над шведами. Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части.
В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основная тема тевтонских рыцарей.
«Вставайте, люди русские!» - четвёртая часть, олицетворяет призыв к бою за русскую землю.
«Ледовое побоище» - битва на Чудском озере.
Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.Окончена ледовая битва, безмолвно и неподвижно ледяное поле. Только матери, жены, невесты разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».Псков встречает победителей.
По вашему мнению, какая часть является кульминацией кантаты?
Ученики: Пятая часть – «Ледовое побоище» - кульминационный номер кантаты, так как рисует схватку русских воинов с врагами.
Учитель:Я думаю, мы можем сказать об этом только предположительно, так как кроме смысловой кульминации, этот номер должен быть и эмоциональной, и художественной кульминацией всей кантаты, но об этом можно сказать только после прослушивания музыки. Но мы познакомимся с этой музыкой на следующем уроке.
Как вы думаете, какие песни, которые мы с вами разучивали, подойдут в смысловом и эмоциональном плане теме сегодняшнего урока.
Ученики:Песни, посвященные России - «Моя Россия», «Родина», «Родная земля».
Русские народные песни «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы Русь и славу!», «Солдатушки, бравы ребятушки».
Учитель:Давайте закончим наш урок песнями по вашему выбору.
Домашнее задание:
Составьте синквейн с ключевым словом «Александр Невский».
Вспомните музыкальные произведения, которые раскрывают героическую тему в искусстве, посвящены теме защитников Родины.