СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки : "Оркестр русских народных инструментов."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с русскими  народными музыкальными инструментами; развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки : "Оркестр русских народных инструментов."»

Урок музыки 4 «А» класс ( УМК «школа России»)

Учитель –Вербицкая Кристина Александровна

Дата :


Тема: Оркестр русских народных инструментов.

Цели урока

познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты




Предметные: Воспитание основ музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитание нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства.

Личностные: демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. Осознают эстетические потребности и ценности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.

Познавательные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Оркестр,струнные,духовые,ударные,балалайка,гусли,домра,жалейка,свистулька,свирель,ложки,трещетки.

Образовательные ресурсы

Технические средства обучения:. компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, электронное приложение.








Этап урока


Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности






Содержание взаимодействия с учащимися




Деятельность учителя




Деятельность учащихся




Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный

Ф

1.Приветствие.


2.Эмоциональный настрой.



–Здравствуйте.Ребята, посмотрите  друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

-приветствует учащихся,

-проверяет готовность к занятию;

-организует внимания школьников;

-раскрывает цели урока и план его проведения

приветствуют учителя;

-готовятся к уроку

Коммуникативные:

Эмоциональность; умение осознавать свои эмоции

II.Целеполагание

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Словесный






-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке

« Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки

Все играют звонко, дружно

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Что это?

-Оркестр.

-Ребята, скажите ,как вы думаете ,что такое оркестр?

-Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о оркестре русских народных инструментов.

- сообщает учащимся цели и тему учебного занятия;


Принимают цель учебного занятия.

Работают с заданиями на основе полученных ранее знаний.


Регулятивныесамостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Осознание ответственности за произнесенное слово.


III.Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала ( существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов).

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Словесный,

наглядный

Ф,И.

1. Беседа.

















































2.Прослушивание муз.

произведения.























3.Первичное закрепление.


–Откройте тетради, и запишите, что такое оркестр.
-Итак, что такое оркестр?

-Оркестр русских народных инструментов был создан в XIX в.В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны.

-Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра.

Еще с глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты .Как они появились?

-Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. К сожалению история не сохранила имена народных умельцев ,смастеривших первые музыкальные инструменты-гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещотки, ложки .

-Ребята, а почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?

- Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

-Существую инструменты ,которые считают музыкальным символом какого-либо народа.

-Как вы думаете у нашего народа какие инструменты являются музыкальным символом?

-У русских это балалайка и гармонь.

-В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные. (слайд)

-Как вы думаете какие инструменты называются струнными?

Правильно, инструменты где звук издает струна.

-Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?(предположения детей)

-Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была саамы распространенным инструментом. Балалайка- струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны. (Слайд )


-Еще один струнный инструмент это гусли. ( слайд)

Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Гусли –это доска, похожая на крыло с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 17.

Ребята, а сейчас сядьте как слушатели ,мы с вами прослушаем как звучит этот инструмент. После прослушивания будьте готовы ответить на вопросы.

-Итак, ребята звучание какого инструмента ,мы только что прослушали?(Гусли)

-Ребята, кто из вас запомнил сколько струн могут иметь гусли?(От 5 до 17)

-Следующий музыкальный инструмент это домра-это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент-основа народного оркестра.

Сядьте как слушатели ,сейчас мы послушаем, как звучит этот инструмент.

-Следующая группа народного оркестра- духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются ?

-Правильно, потому что звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.

- Какие духовые народные инструменты вы знаете?(слайд)

Отгадайте загадку:

Словно жалуясь кому-то

Зазвучал, тот инструмент.

Это вам не канарейка,

А печальная ……

(слайд)

Жалейка - это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия.

На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Сядьте как слушатели ,сейчас мы прослушаем как звучит жалейка.


-Следующий инструмент- свистулька. (слайд)

Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух.

Послушайте следующую загадку:

-приложил к губам я трубку

Полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий называется …

(слайд)

Свирель- это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями.

-Следующая группа инструментов: ударные

Почему они так называются?

В группу ударных инструментов входят ложки, трещотки, бубен. (слайд)

Ложки- русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. (слайд)

Трещотки- инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур. Играющий на трещотках держит шнур за концы, и по-разному встряхивая его, извлекает звонкие звуки в различных темпах. (слайд)

Бубен- его встряхивают или ударяют ладошкой. (слайд)


-Итак ,ребята скажите сколько групп в оркестре русских народных инструментов ?Какие это группы?(Три группы: струнные, духовые и ударные).

-Какие инструменты относятся к струнным?(Балалайка, гусли, домра)

-Какие инструменты относятся к духовым?(Жалейка, свистулька, свирель)

-Какие инструменты относятся к ударным?(Ложки, трещетки, бубен)

-организует внимания учащихся;

-сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.);



- понимают качества своих ответов;

-осознают ответы в процессе беседы и выполняют задания, а также активно участвуют в подведении итогов беседы.

-осмысляют содержание прочитанного текста
















Познавательные:

Интерес к окружающему миру, потребность в знаниях.

Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V.Продолжение работы по теме урока

Словесный

И


1. Прослушивание музыкальных произведений



-А теперь ребята, я предлагаю вам сесть как слушатели и сосредоточиться на звуках музыки. Сейчас вы послушаете обработку русской народной песни для оркестра народных инструментов ,которая называется "Светит месяц".

- Какое произведение мы слушали?
- Кто написал это произведение?

-Звучание каких инструментов вы услышали?

-Какой характер? (задорный, плясовой, веселый)

 - К какому жанру она относится? (плясовому).

 -Молодцы ,ребята.


-А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд и его ключевое слово- (оркестр)

1.Ими щи хлебают

Барыню играют - ложки

2. В руки ты её возьмешь.

То растянешь,

То сожмешь- гармонь

3.У неё есть три струны

Их рукой щипать должны -балалайка

4.Бубенцами зазвучу.

Меня положишь-

Я молчу -бубен

5.А Садко на них играл

И душевно напевал - гусли

6.Ой, трещит она, трещит,

Всех игрою веселит!- трещотка

7. Приложил к губам я трубку

Полилась по лесу трель ,Инструмент тот очень хрупкий называется …свирель

ЛОЖКИ

ГАРМОНЬ

БАЛАЛАЙКА

БУБЕН

ГУСЛИ

ТРЕЩЕТКИ

СВИ РЕЛЬ


- обеспечивает метод исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

-выполняют упражнения. отвечают на поставленные вопросы;

- определяют значение непонятных слов в тексте;

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


VII. Подведение итогов.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Словесный

Ф,И.



-Что мы изучали сегодня на уроке?

- Что нового узнали, чему научились на уроке?

Подводя итог нашего урока, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье. Она напомнит о любви к людям и поддер­жит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, прине­сет радость, здоровье и наслаждение.






-организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений


систематизация знаний учащихся;

-выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей.


Коммуникативные:

-Осознание ответственности за произнесенное слово.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

VII. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наглядный,

Словесный

И

Составить кроссворд на тему «Оркестр русских народных инструментов»

-информация о д/з;

-мотивирует выполнение д/з;

-инструктаж по выполнению д/з.

-реализуют необходимые условий для успешного выполнения домашнего задания