II.Целеполагание 1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. 2.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Словесный | -Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке « Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки Все играют звонко, дружно Слушать их не надоест Отгадать, ребята нужно Что это? -Оркестр. -Ребята, скажите ,как вы думаете ,что такое оркестр? -Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о оркестре русских народных инструментов. | - сообщает учащимся цели и тему учебного занятия; | Принимают цель учебного занятия. Работают с заданиями на основе полученных ранее знаний. | Регулятивныесамостоятельно формулировать тему и цели урока; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Осознание ответственности за произнесенное слово. |
III.Изучение нового материала. 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала ( существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов). 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению). 3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Словесный, наглядный Ф,И. 1. Беседа. 2.Прослушивание муз. произведения. 3.Первичное закрепление. | –Откройте тетради, и запишите, что такое оркестр. -Итак, что такое оркестр? -Оркестр русских народных инструментов был создан в XIX в.В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны. -Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Еще с глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты .Как они появились? -Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. К сожалению история не сохранила имена народных умельцев ,смастеривших первые музыкальные инструменты-гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещотки, ложки . -Ребята, а почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? - Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди. -Существую инструменты ,которые считают музыкальным символом какого-либо народа. -Как вы думаете у нашего народа какие инструменты являются музыкальным символом? -У русских это балалайка и гармонь. -В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные. (слайд) -Как вы думаете какие инструменты называются струнными? Правильно, инструменты где звук издает струна. -Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?(предположения детей) -Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была саамы распространенным инструментом. Балалайка- струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны. (Слайд ) -Еще один струнный инструмент это гусли. ( слайд) Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Гусли –это доска, похожая на крыло с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 17. Ребята, а сейчас сядьте как слушатели ,мы с вами прослушаем как звучит этот инструмент. После прослушивания будьте готовы ответить на вопросы. -Итак, ребята звучание какого инструмента ,мы только что прослушали?(Гусли) -Ребята, кто из вас запомнил сколько струн могут иметь гусли?(От 5 до 17) -Следующий музыкальный инструмент это домра-это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент-основа народного оркестра. Сядьте как слушатели ,сейчас мы послушаем, как звучит этот инструмент. -Следующая группа народного оркестра- духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются ? -Правильно, потому что звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие. - Какие духовые народные инструменты вы знаете?(слайд) Отгадайте загадку: Словно жалуясь кому-то Зазвучал, тот инструмент. Это вам не канарейка, А печальная …… (слайд) Жалейка - это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Сядьте как слушатели ,сейчас мы прослушаем как звучит жалейка. -Следующий инструмент- свистулька. (слайд) Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. Послушайте следующую загадку: -приложил к губам я трубку Полилась по лесу трель Инструмент тот очень хрупкий называется … (слайд) Свирель- это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями. -Следующая группа инструментов: ударные Почему они так называются? В группу ударных инструментов входят ложки, трещотки, бубен. (слайд) Ложки- русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. (слайд) Трещотки- инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур. Играющий на трещотках держит шнур за концы, и по-разному встряхивая его, извлекает звонкие звуки в различных темпах. (слайд) Бубен- его встряхивают или ударяют ладошкой. (слайд) -Итак ,ребята скажите сколько групп в оркестре русских народных инструментов ?Какие это группы?(Три группы: струнные, духовые и ударные). -Какие инструменты относятся к струнным?(Балалайка, гусли, домра) -Какие инструменты относятся к духовым?(Жалейка, свистулька, свирель) -Какие инструменты относятся к ударным?(Ложки, трещетки, бубен) | -организует внимания учащихся; -сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.); | - понимают качества своих ответов; -осознают ответы в процессе беседы и выполняют задания, а также активно участвуют в подведении итогов беседы. -осмысляют содержание прочитанного текста | Познавательные: Интерес к окружающему миру, потребность в знаниях. Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V.Продолжение работы по теме урока | Словесный И 1. Прослушивание музыкальных произведений | -А теперь ребята, я предлагаю вам сесть как слушатели и сосредоточиться на звуках музыки. Сейчас вы послушаете обработку русской народной песни для оркестра народных инструментов ,которая называется "Светит месяц". - Какое произведение мы слушали? - Кто написал это произведение? -Звучание каких инструментов вы услышали? -Какой характер? (задорный, плясовой, веселый) - К какому жанру она относится? (плясовому). -Молодцы ,ребята. -А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд и его ключевое слово- (оркестр) 1.Ими щи хлебают Барыню играют - ложки 2. В руки ты её возьмешь. То растянешь, То сожмешь- гармонь 3.У неё есть три струны Их рукой щипать должны -балалайка 4.Бубенцами зазвучу. Меня положишь- Я молчу -бубен 5.А Садко на них играл И душевно напевал - гусли 6.Ой, трещит она, трещит, Всех игрою веселит!- трещотка 7. Приложил к губам я трубку Полилась по лесу трель ,Инструмент тот очень хрупкий называется …свирель ЛОЖКИ ГАРМОНЬ БАЛАЛАЙКА БУБЕН ГУСЛИ ТРЕЩЕТКИ СВИ РЕЛЬ | - обеспечивает метод исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; -организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; | -выполняют упражнения. отвечают на поставленные вопросы; - определяют значение непонятных слов в тексте; | Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |