Просмотр содержимого документа
«Технологии социального консультирования»
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть особенности социального консультирования
- Отработать навыки проведения социального консультирования
- Выработать алгоритм проведения социального консультирования клиента
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – вид социальной работы, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту изучить и понять существо проблемы, а также рассмотреть возможные варианты ее решения
ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – оказание помощи семье или ее члену в осознании проблемы и поиске альтернативных вариантов ее решения
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – одно из направлений профессиональн6ой деятельности специалиста по социальной работе
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ включает в себя:
- Психологическую подготовку консультанта
- Взаимные приветствия
- Заключение договора (контракта)
- Выслушивание клиента
- Получение дополнительной информации
- Совместная интерпретация проблемы
- Оценка эффективности консультирования
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ:
- Целесообразность и целеустремленность (конкретная цель , решение определенной проблемы)
- Компетентность (широкая эрудиция, грамотность консультанта, умение быть убедительным)
- Включенность клиента в процесс (активная позиция клиента, он сам предлагает темы для обсуждения, задает вопросы.Для этого консультант выстраивает разговор логично и понятно для клиента, но не перехватывает инициативу)
- Ориентация на нормы и ценности клиента (не на социально пнринятые нормы, а на жизненные принципы клиента. Иначе клиент может замкнуться и не будет искренним и открытым)
ЭТИЧЕСКИЕ:
- Добровольность и ненавязчивость (без согласия клиента процесс консультирования не может быть начат. Клиент в любой момент вправе отказаться)
- Доброжелательное и бе6зоценочное отношение к клиенту (внимательно слушать, не осуждать, оказывать психологическую поддержку, Создать для клиента спокойную и комфортную атмосферу)
- Разграничение личных ми профессиональных отношений (установление личных отношений с клиентом может привести к утрате объективности в оценке проблем клиента)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:
НОСИТ КОМПЛЕКСНЫЙ
ХАРАКТЕР
С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАВОВОГО,
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СЕМЬЯ ЧАЩЕ ВСЕГО
ИМЕЕТ НЕ ОДНУ,
А НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ
КОНСУЛЬТАНТ ДОЛЖЕН
ВЛАДЕТЬ ОБШИРНОЙ
ИНФОРМАЦИЕЙ О
ДРУГИХ СЛУЖБАХ
СТАВКА ДЕЛАЕТСЯ
НА ВЫЯВЛЕН6ИЕ ВНУТРЕННЕГО
ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
КОНСУЛЬТАНТ ВЫСТУПАЕТ
ТАКЖЕ В КАЧЕСТВЕ ПОСРЕДНИКА
Профессионально значимые качества и умения консультанта
Профессиональная этика
консультанта:
не должно снизить самооценку
клиента
-конфиденциальность
-сотрудничество и общение
на равных началах
-контроль и анализ собственного
поведения во время работы
Умение слушать
/пассивное и активное
слушание/
Умение видеть и учитывать
факторы, вызывающие
защитную реакцию клиента
Умение правильно
сформулировать и вовремя
задать вопрос
Стрессоустойчивость –
способность длительное время
выдерживать большие объемы
информации и при этом оставаться
внимательным к уровню утомления и
тревожности клиента
ПЕРИОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:
- НАЧАЛЬНЫЙ (устанавливаются график и очередность консультаций)
- ОСНОВНОЙ: I этап – психологическая подготовка консультанта. Начинается задолго до приглашения членов семьи и завершается первыми словами приветствия. II этап – взаимные приветствия; предложение сесть и чувствовать себя как дома. Именно на этой стадии снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический климат. III этап – заключение договора (в устной или письменной форме). На этой стадии необходимо активное участие обеих сторон, обсуждаются принципы совместной работы). IV этап – «исповедь»: «Расскажите подробно, что Вас привело ко мне». На этой стадии проводится первичная диагностика семьи. V этап – активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. VI этап – совместное обсуждение, поиск вариантов решения проблемы. VII этап – завершение работы с клиентом, оценка эффективности консультации ее участниками.
- ЗАВЕРШАЮЩИЙ период консультирования начинается после завершения работы с клиентом. Консультант оценивает качество консультации: достижение поставленных целей; методическую грамотность; соблюдение этических принципов; полноту и своевременность оказанной услуги; удовлетворенность клиента; позитивное изменение психо-эмоционального состояния клиента.
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК НЕ ДОЛЖЕН СЧИТАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ СЕМЬИ СОВЕРШЕННО БЕЗНАДЕЖНОЙ, КАК БЫ ОНА НИ БЫЛА СЛОЖНА, ОДНАКО, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ , ЧТО РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЛО СВОБОДНОГО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ САМИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. БЕЗ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ И НАСТОЙЧИВОСТИ КЛИЕНТА САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НЕ ПРИНЕСЕТ УСПЕХА.