СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии социального консультирования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены содержание технологии и особенности социального консультирования, периоды консультирования, а также профессионально значимые качества и умения консультанта. Также рассматриваются основные методические и этические принципы консультирования.

Просмотр содержимого документа
«Технологии социального консультирования»

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЗАДАЧИ: Рассмотреть особенности социального консультирования Отработать навыки проведения социального консультирования Выработать алгоритм проведения социального консультирования клиента

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ЗАДАЧИ:

  • Рассмотреть особенности социального консультирования
  • Отработать навыки проведения социального консультирования
  • Выработать алгоритм проведения социального консультирования клиента
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – вид социальной работы, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту изучить и понять существо проблемы, а также рассмотреть возможные варианты ее решения ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – оказание помощи семье или ее члену в осознании проблемы и поиске альтернативных вариантов ее решения СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – одно из направлений профессиональн6ой деятельности специалиста по социальной работе

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – вид социальной работы, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту изучить и понять существо проблемы, а также рассмотреть возможные варианты ее решения

ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – оказание помощи семье или ее члену в осознании проблемы и поиске альтернативных вариантов ее решения

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – одно из направлений профессиональн6ой деятельности специалиста по социальной работе

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ включает в себя: Психологическую подготовку консультанта Взаимные приветствия Заключение договора (контракта) Выслушивание клиента Получение дополнительной информации Совместная интерпретация проблемы Оценка эффективности консультирования

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ включает в себя:

  • Психологическую подготовку консультанта
  • Взаимные приветствия
  • Заключение договора (контракта)
  • Выслушивание клиента
  • Получение дополнительной информации
  • Совместная интерпретация проблемы
  • Оценка эффективности консультирования
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ: Целесообразность и целеустремленность  (конкретная цель , решение определенной проблемы) Компетентность  (широкая эрудиция, грамотность консультанта, умение быть убедительным) Включенность клиента в процесс  (активная позиция клиента, он сам предлагает темы для обсуждения, задает вопросы.Для этого консультант выстраивает разговор логично и понятно для клиента, но не перехватывает инициативу) Ориентация на нормы и ценности клиента (не на социально пнринятые нормы, а на жизненные принципы клиента. Иначе клиент может замкнуться и не будет искренним и открытым)

ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ:

  • Целесообразность и целеустремленность (конкретная цель , решение определенной проблемы)
  • Компетентность (широкая эрудиция, грамотность консультанта, умение быть убедительным)
  • Включенность клиента в процесс (активная позиция клиента, он сам предлагает темы для обсуждения, задает вопросы.Для этого консультант выстраивает разговор логично и понятно для клиента, но не перехватывает инициативу)
  • Ориентация на нормы и ценности клиента (не на социально пнринятые нормы, а на жизненные принципы клиента. Иначе клиент может замкнуться и не будет искренним и открытым)
ЭТИЧЕСКИЕ: Добровольность и ненавязчивость (без согласия клиента процесс консультирования не может быть начат. Клиент в любой момент вправе отказаться) Доброжелательное и бе6зоценочное отношение к клиенту (внимательно слушать, не осуждать, оказывать психологическую поддержку, Создать для клиента спокойную и комфортную атмосферу) Разграничение личных ми профессиональных отношений (установление личных отношений с клиентом может привести к утрате объективности в оценке проблем клиента)

ЭТИЧЕСКИЕ:

  • Добровольность и ненавязчивость (без согласия клиента процесс консультирования не может быть начат. Клиент в любой момент вправе отказаться)
  • Доброжелательное и бе6зоценочное отношение к клиенту (внимательно слушать, не осуждать, оказывать психологическую поддержку, Создать для клиента спокойную и комфортную атмосферу)
  • Разграничение личных ми профессиональных отношений (установление личных отношений с клиентом может привести к утрате объективности в оценке проблем клиента)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: НОСИТ КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАВОВОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЕМЬЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ИМЕЕТ НЕ ОДНУ, А НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ КОНСУЛЬТАНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ОБШИРНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ О ДРУГИХ СЛУЖБАХ СТАВКА ДЕЛАЕТСЯ НА ВЫЯВЛЕН6ИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ КОНСУЛЬТАНТ ВЫСТУПАЕТ ТАКЖЕ В КАЧЕСТВЕ ПОСРЕДНИКА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

НОСИТ КОМПЛЕКСНЫЙ

ХАРАКТЕР

С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАВОВОГО,

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СЕМЬЯ ЧАЩЕ ВСЕГО

ИМЕЕТ НЕ ОДНУ,

А НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ

КОНСУЛЬТАНТ ДОЛЖЕН

ВЛАДЕТЬ ОБШИРНОЙ

ИНФОРМАЦИЕЙ О

ДРУГИХ СЛУЖБАХ

СТАВКА ДЕЛАЕТСЯ

НА ВЫЯВЛЕН6ИЕ ВНУТРЕННЕГО

ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

КОНСУЛЬТАНТ ВЫСТУПАЕТ

ТАКЖЕ В КАЧЕСТВЕ ПОСРЕДНИКА

Профессионально значимые качества и умения консультанта  Профессиональная этика  консультанта: общение с консультантом не должно снизить самооценку клиента -конфиденциальность -сотрудничество и общение на равных началах -контроль и анализ собственного поведения во время работы Умение слушать  /пассивное и активное слушание/ Умение видеть и учитывать  факторы, вызывающие защитную реакцию клиента Умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос Стрессоустойчивость –  способность длительное время выдерживать большие объемы информации и при этом оставаться внимательным к уровню утомления и тревожности клиента

Профессионально значимые качества и умения консультанта

Профессиональная этика

консультанта:

  • общение с консультантом

не должно снизить самооценку

клиента

-конфиденциальность

-сотрудничество и общение

на равных началах

-контроль и анализ собственного

поведения во время работы

Умение слушать

/пассивное и активное

слушание/

Умение видеть и учитывать

факторы, вызывающие

защитную реакцию клиента

Умение правильно

сформулировать и вовремя

задать вопрос

Стрессоустойчивость –

способность длительное время

выдерживать большие объемы

информации и при этом оставаться

внимательным к уровню утомления и

тревожности клиента

ПЕРИОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

  • НАЧАЛЬНЫЙ (устанавливаются график и очередность консультаций)
  • ОСНОВНОЙ: I этап психологическая подготовка консультанта. Начинается задолго до приглашения членов семьи и завершается первыми словами приветствия. II этап – взаимные приветствия; предложение сесть и чувствовать себя как дома. Именно на этой стадии снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический климат. III этап – заключение договора (в устной или письменной форме). На этой стадии необходимо активное участие обеих сторон, обсуждаются принципы совместной работы). IV этап – «исповедь»: «Расскажите подробно, что Вас привело ко мне». На этой стадии проводится первичная диагностика семьи. V этап – активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. VI этап – совместное обсуждение, поиск вариантов решения проблемы. VII этап – завершение работы с клиентом, оценка эффективности консультации ее участниками.
  • ЗАВЕРШАЮЩИЙ период консультирования начинается после завершения работы с клиентом. Консультант оценивает качество консультации: достижение поставленных целей; методическую грамотность; соблюдение этических принципов; полноту и своевременность оказанной услуги; удовлетворенность клиента; позитивное изменение психо-эмоционального состояния клиента.
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК НЕ ДОЛЖЕН СЧИТАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ СЕМЬИ СОВЕРШЕННО БЕЗНАДЕЖНОЙ, КАК БЫ ОНА НИ БЫЛА СЛОЖНА, ОДНАКО, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ , ЧТО РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЛО СВОБОДНОГО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ САМИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. БЕЗ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ И НАСТОЙЧИВОСТИ КЛИЕНТА САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НЕ ПРИНЕСЕТ УСПЕХА.

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК НЕ ДОЛЖЕН СЧИТАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ СЕМЬИ СОВЕРШЕННО БЕЗНАДЕЖНОЙ, КАК БЫ ОНА НИ БЫЛА СЛОЖНА, ОДНАКО, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ , ЧТО РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЛО СВОБОДНОГО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ САМИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. БЕЗ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ И НАСТОЙЧИВОСТИ КЛИЕНТА САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НЕ ПРИНЕСЕТ УСПЕХА.