КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС.
УМК «Школа России».
№ п/п | Тема урока и раздела | Планируемые результаты (предметные). | Планируемые результаты (личностные и метапредметные). Характеристика деятельности. | Виды деятельности. | Средства обучения |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникатив ные УУД | Регулятивные УУД | | |
1 | КАК УСТРОЕН МИР -6ЧАСОВ Природа. | - ориентироваться в учебных пособиях курса«Окружающий мир» ;осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; | - понимать и принимать социальную роль обучающегося; -проявлять целостное восприятие окружающего мира; -бережно относиться к окружающему миру. | - сравнивать и классифицировать объекты неживой и живой природы; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | - работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать нужную информацию; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. | - определять цели изучения раздела «Как устроен мир»; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
2 | Человек | определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; | - проявлять целостный взгляд на мир; - понимать ценность богатого внутреннего мира человека; - проявлять начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире. | - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | - определять цель и содержание проектной деятельности; -оценивать вклад своих земляков в культуру, науку, искусство России. | - испытывать чувство гордости за свою малую родину; - принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать мотивы и личностные смыслы учебной деятельности. | - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - собирать материал в краеведческой литературе, при посещении музея, в ходе интервью, в Интернете; | - распределять обязанности в группе; | - планировать проектную деятельность; - оформлять проект; - подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации | | |
4 | Общество | - определять место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - сопоставлять формы правления в различных государствах мира; - соотносить страны и народы. | - понимать свою принадлежность к многонациональному народу России; - испытывать чувство гордости за свою Родину; - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | - работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника | - работать в группе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
5 | Что такое экология | - устанавливать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; - классифицировать экологические связи, приводить примеры. | - понимать целостность окружающего мира; -испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. | - анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника; - моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели | - высказывать и обосновывать предположения | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
6 | Природа в опасности! | - различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи; - понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий. | - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. | - работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу. | - работать в группе: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; - работать со взрослыми. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
7 | ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА _18ЧАСОВ Тела, вещества, частицы | - характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; - классифицировать тела и вещества, приводить примеры; - моделировать расположение частиц в твердом, жидком, газообразном состоянии. | - иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира; - определять мотивы учебной деятельности. | - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); | - высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта; - работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника | - определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
8 | Разнообразие веществ | - характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты; - ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; - различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | - иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире. | - использовать лабораторное оборудование; - фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы); - работать с дополнительной литературой | - работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа»Обнаружение крахмала в продуктах питания» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
9 | Воздух и его охрана | - знать состав и свойства воздуха; - знать меры по охране воздуха. | - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. | - работать с дополнительной литературой4 - наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты. | - работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - анализировать круговую диаграмму. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
10 | Вода | - характеризовать воду как вещество; - рассказывать о свойствах воды; - рассказывать об использовании воды в быту как растворителя. | - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. | - работать с дополнительной литературой; - исследовать свойства воды (по инструкции в учебнике); - работать с текстом учебника: определять и раскрывать главную мысль, анализировать схемы | - работать с текстом в паре; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа»Исследование свойств воды» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
11 | Превращения и круговорот воды | - различать три состояния воды; - понимать причины и процесс круговорота воды в природе. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. | - работать с дополнительной литературой; - наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; - работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
12 | Берегите воду! | - знать, почему и как нужно беречь воду; Понимать способы экономного использования воды. | - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. | - анализировать схему, фотодокументы; - работать с дополнительной литературой | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога - высказывать предположения, проверять их с помощью учебника; - работать в группе по алгоритму; - интервьюиро вать взрослых | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
13 | Как разрушаются камни | проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; обнаруживать взаимосвязи в природе | | | | | | ЭОР |
14 | Что такое почва | - иметь представление о почве как верхнем плодородном слое земли; - знать состав почвы; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушений. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; | - выполнять практическую работу с целью проверки предположений; - анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений | - высказывать и обосновывать свои предположения; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Пр.Состав почвы» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
15 | Разнообразие растений | - классифицировать растения; - характеризовать группы растений; - определять растения с помощью атласа – определителя; - приводить примеры растений разных групп. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - оценивать свои достижения на уроке. | - работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения; - работать с дополнительной литературой | - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само- и взаимопроверку. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
16 | Солнце, растения и мы с вами | - понимать сходства и различия процессов питания и дыхания растений; - знать роль листьев, стебля и корня в питании растений; - понимать значение растений для жизни животных и человека. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; | - анализировать схему: выявлять сходство и различие процессов; рассказывать с опорой на схему; - моделировать процессы дыхания и питания растений | - работать в группе: обсуждать ответы на вопросы, определять затруднения; работать с текстом (находить в тексте ответы на вопросы) | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
17 | Размножение и развитие растений | - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; - знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; | - читать схему (характеризовать этапы развития растения из семени); - выполнять практическую работу: делать выводы | - выполнять практическую работу в парах, высказывать предположения | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
18 | Охрана растений | - знать факторы отрицательного воздействия человека на природу; - знать растения, нуждающиеся в охране; - понимать меры по охране растений и правила поведения в природе. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды. | - получать информацию из дополнительной научно-популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы»). | - высказывать и обосновывать свои предположения | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать выводы. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
19 | Разнообразие животных | - классифицировать животных; - приводить примеры животных различных групп; - определять животных и относить их к определенной группе. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; | - пользоваться атласом – определителем; - работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения. | - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | - классифицировать животных по типу питания; - приводить примеры животных различных групп; - анализировать цепи питания; - знать защитные приспособления растений и животных; - понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - определять личностный смысл учения. | - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); - моделировать цепи питания; | - распределять роли и обязанности в группе | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
21 | Размножение и развитие животных | - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных; - знать, как заботятся домашние животные о своем потомстве | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; | - сопоставлять информацию, представленную на иллюстрациях и в тексте учебника; - извлекать информацию из дополнительной литературы | - работать в группе: обсуждать и представлять информацию. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - моделировать процессы, происходящие в природе | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
22 | Охрана животных | - знать факторы отрицательного воздействия человека на природу; - знать животных, нуждающихся в охране; - понимать меры по охране животных и правила поведения в природе. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - принимать социальную роль обучающегося; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; | - получать информацию из текста учебника, дополнительной научно – популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Красная книга России»). | - работать в группе: обсуждать и представлять информацию. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать выводы. | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
23 | В царстве грибов | - знать строение шляпочных грибов; - различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - знать правила сбора грибов. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; | - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
24 | Великий круговорот жизни | - знать звенья круговорота веществ; - понимать взаимосвязь всех звеньев круговорота веществ. | - иметь представление о целостности окружающего мира; - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды; | - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
25 | МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ – 10 ЧАСОВ Организм человека | - знать системы органов человека; - иметь представления о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи; - уметь показывать расположение внутренних органов на теле человека | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - анализировать схемы в учебнике; - заполнять таблицу на основании текста учебника; | - осуществлять практическую работу в парах | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
26 | Органы чувств | - знать органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира; - формулировать правила гигиены органов чувств. | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, готовить рассказ по предложенному плану; - формулировать определения понятий | - работать в группе: обсуждать и представлять информацию; - участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
27 | Надежная защита организма | - знать свойства кожи; - знать средства гигиены и ухода за кожей; - знать меры первой помощи при различных повреждениях кожи. | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - заполнять таблицу с помощью текста учебника; - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, - выполнять практическую работу. | - в паре осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа «Приемы оказания первой помощи при повреждении кожи» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
28 | Опора тела и движение | - знать строение опорно-двигательной системы; - знать части скелета человека; - иметь представление о работе скелета и мышц; - соблюдать правила выработки хорошей осанки | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - переводить текстовую информацию в условные знаки и схему; - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
29 | Наше питание Проект «Школа кулинаров» | - знать строение и функции пищеварительной системы человека; | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - выполнять практическую работу по определению пищевой ценности продуктов; - переводить текстовую информацию в таблицу; | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа «Определение наличия питательных веществ в продуктах питания» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
30 | Дыхание и кровообращение | - иметь представление о строении дыхательной и кровеносной систем; - понимать функции, которые выполняют дыхательная и кровеносная системы в организме; - иметь представление о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем организма; - измерять пульс и соотносить его значение с нормой. | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - устанавливать взаимосвязи в работе систем организма человека; - работать с разными дополнительными источниками информации; - соотносить информацию текста учебника и электронного приложения. | - работать в группе: высказывать предположения, обсуждать ответы на вопросы, извлекать информацию из текста. — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа «Измерение пульса на запястье и подсчет колличества ударов в минуту при разной нагрузке» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
31 | Умей предупреждать болезни | - знать факторы и правила закаливания; - иметь представление о причинах возникновения инфекционных заболеваний и мерах по их предупреждению; - знать правила поведения в случае заболевания | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - формулировать правила и на их основе составлять памятку; - работать с дополнительной литературой | - работать в группе: обсуждать и делать выводы; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Учебник рабочая тетрадь |
32 | Здоровый образ жизни | - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, влияющие на него негативно; - знать правла здорового образа жизни | - понимать значимость безопасного, здорового образа жизни; - владеть начальными навыками адаптации в мире; - определять личностный смысл учения. | - структурировать материал с помощью схемы (кластера); - работать с дополнительной литературой | - работать в группах: создавать памятку; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
33 | Проверь себя и оцени свои достижения за 1 полугодие | - оценивать свои знания и умения | - принимать социальную роль обучающегося; - определять мотивы учебной деятельности; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | - выполнять тест | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | | Учебник Рабочая тетрадь |
34 | Презентация проектов «Богатства отданные людям», разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | | | | | | | |
35 | НАША БЕЗОПАСНОСТЬ _7ЧАСОВ Огонь, вода и газ | - рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; - знать телефоны экстренного вызова, родителей, соседей | - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности | - составлять алгоритм действий на основе текста; - анализировать схему эвакуации из школы | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
36 | Чтобы путь был счастливым | - знать правила безопасного поведения на улице и в транспорте; - знать основные правила дорожного движения; - принимать решения в потенциально опасных ситуациях | - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности | - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; | - работать в группе: обсуждать ситуации, принимать коллективное решение на основании анализа материалов учебника | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Ролевая игра(по теме) | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
37 | Дорожные знаки | - различать предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные дорожные знаки и знаки сервиса; - принимать роль дорожных знаков в организации дорожного движения | - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности | - анализировать дорожные знаки, по цвету и форме делать предположения об их значении; - работать с разными источниками информации | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - выполнять тест | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
38 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | - представлять результаты проектной деятельности; - рассказывать о деятельности военных, полицейских, пожарных, служащих МЧС | - определять личностный смысл учения; - осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки | - знать способы работы с информацией | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | | |
39 | Опасные места | - принимать потенциальные опасности в доме и вне его; - соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома | - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности | - анализировать рисунок, извлекать из него информацию; - переводить текст в памятку и условные знаки; | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
40 | Природа и наша безопасность | - понимать потенциальные опасности природного характера; - соблюдать правила безопасного поведения в природе; - знать и соблюдать правила общения с домашними животными. | - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности | - работать с разными дополнительными источниками информации | - работать в парах: извлекать информацию из дополнительной литературы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать правила, делать выводы | | Учебник рабочая тетрадь |
41 | Экологическая безопасность | - анализировать цепь загрязнения, приводить примеры; - знать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - иметь представление о мерах по охране окружающей среды | - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; - определять мотивы учебной деятельности | - работать с разными дополнительными источниками информации | - работать в парах: формулировать определения понятий, моделировать взаимосвязи между объектами в окружающем мире; - выполнять практическую работу в парах | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды» | Учебник рабочая тетрадь |
42 | ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА -12 ЧАСОВ Для чего нужна экономика | - иметь представление о значении понятий «экономика», «потребности», «услуги»; - понимать роль труда в создании товаров и услуг; - различать товары и услуги, приводить примеры | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - работать с понятиями: анализировать и формулировать определения - работать с разными дополнительными источниками информации | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Учебник рабочая тетрадь |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | - понимать роль природных богатств в экономике; - понимать роль труда и образования в экономике; - устанавливать взаимосвязи между трудом людей разных профессий; - иметь представление о роли науки в экономическом развитии | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - выполнять простейший опорный конспект на основе текста; - работать с разными источниками информации | - работать в группах: раскрывать тему по предложенному плану; - сотрудничать со взрослыми при получении информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
44 | Полезные ископаемые | - иметь представление о полезных ископаемых; - определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя; - иметь представление о том, при производстве каких товаров используются полезные ископаемые; - знать особенности добычи разных полезных ископаемых | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - извлекать информацию из дополнительной литературы; -выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы; - переводить текстовую информацию в таблицу | - работать в парах; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь Коллекция полезных ископаемых |
45 | Растениеводство | - иметь представление о сельском хозяйстве и растениеводстве как отрасли сельского хозяйства; - понимать причины занятий людей растениеводством; - различать и классифицировать культурные растения; - знать роль выращивания культурных растений в экономике | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - определять объекты живой природы с помощью атласа – определителя; - исследовать объект живой природы и описывать его по плану | - работать в группе; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности; -интервьюировать работников сельского хозяйства | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | Практическая работа «Исследовать сельскохозяйственное растение и описывать его по плану» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
46 | Животноводство | - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; - иметь представление о роли животноводства в экономике; - иметь представление о труде животноводов; - понимать взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - формулировать определения | - работать в парах: составлять рассказ по фотографиям и по плану, осуществлять самопроверку; -интервьюировать работников сельского хозяйства | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
47 | Какая бывает промышленность | - иметь представление о промышленности и ее роли в экономике; - знать отрасли промышленности (добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая) и уметь их охарактеризовать; - принимать взаимосвязи между отраслями промышленности | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - извлекать информацию из текста учебника и соотносить ее со своими предположениями | - сотрудничать со взрослыми в поиске информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - устанавливать взаимосвязи; -устанавливать соответствия | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
48 | Наши проекты: «Экономика родного края» | - знать специфику экономики родного края: наиболее развитые отрасли экономики, промышленные предприятия | - определять личностный смысл учения; - осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки | - знать способы работы с информацией, источники информации | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | | Учебник рабочая тетрадь |
49 | Что такое деньги | - знать виды обмена товарами: бартер и купля – продажа; - понимать роль денег в экономике; - различать основные денежные единицы разных стран; - описывать внешний вид монеты | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - формулировать определения с использованием учебника; - выполнять практическую работу: делать выводы | - выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду; - участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | Практическая работа «Рассматривание и сравнивание монет России по внешнему виду» | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
50 | Государственный бюджет | - иметь представление о государственном бюджете, его расходах и доходах; - знать, какие специалисты получают зарплату из бюджета; - прослеживать взаимосвязи между доходами и расходами государства | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
51 | Семейный бюджет | - иметь представление о семейном бюджете; - знать источники доходов семьи, уметь определять первостепенные и второстепенные расходы; - понимать сходство и различие семейного и государственного бюджета | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - работать в группе: высказывать свою точку зрения, договариваться о выполнении задания | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
52 | Экономика и экология | - знать воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - понимать взаимосвязи между экономикой и экологией | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; - формулировать вопросы; - сотрудничать со взрослыми в поиске информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
53 | Экономика и экология | - знать воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - понимать взаимосвязи между экономикой и экологией | - проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; - определять личностный смысл учения; - проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; - формулировать вопросы; - сотрудничать со взрослыми в поиске информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
54 | ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ _15 часов Золотое кольцо России | - называть города Золотого кольца России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России | - осознавать свою принадлежность к народу России; - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности | - знать города Золотого кольца России; - знать достопримечательности городов Золотого кольца России; - показывать маршрут путешествия на карте России | - работать в группе: заполнять таблицу с помощью текста в учебнике, выбирать способ выполнения задания; - задавать вопросы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
55 | Золотое кольцо России | - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России; - понимать ценность исторических памятников | - осознавать свою принадлежность к народу России; - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - работать с дополнительной литературой, готовить сообщения | - выступать с сообщениями; - работать в группе: совместно разрабатывать экскурсию, викторину, представлять результаты совместной работы; - задавать вопросы и отвечать на вопросы викторины | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику |
56 | Золотое кольцо России | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
57 | Наши проекты: «Музей путешествий» | - иметь представление о значении понятий «музей», «экспонат музея», «этикетка», «экспозиция», «экскурсия» | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - знать способы работы с информацией; - работать со словарем: определять значение непонятных слов | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | | |
58 | Наши ближайшие соседи | - уметь определять с помощью политической карты страны, граничащие с Россией; - различать морские и сухопутные границы России | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности | - формулировать определения (самостоятельно или с помощью толкового словаря); - готовить сообщения, используя дополнительную литературу | - выполнять практическую работу в группе: с помощью карты определять соседей России, договариваясь о способе деятельности; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
59 | На севере Европы | - называть и показывать на карте страны севера Европы, их столицы; - иметь представление о государственном устройстве стран Европы, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; - соотносить государства и флаги | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
60 | Что такое Бенилюкс | - называть и показывать на карте страны Бенилюкса, их столицы; - иметь представление о государственном устройстве стран Бенилюкса, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; - соотносить государства и флаги | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
61 | В центре Европы | - называть и показывать на карте страны Центральной Европы, их столицы; - иметь представление о государственном устройстве Германии, Австрии, Швейцарии, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях; - соотносить государства и флаги | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | - называть и показывать на карте Францию и ее столицу Париж, узнавать флаг; - иметь представление о государственном устройстве Франции государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | показывать на карте Великобританию и ее столицу Лондон, узнавать флаг; - иметь представление о государственном устройстве Великобритании, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях | иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
64 | На юге Европы | - называть и показывать на карте страны и их столицы; - иметь представление о государственном устройстве Италии и Греции, государственных языках, достопримечательностях, знаменитых людях | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
65 | По знаменитым местам мира | - соотносить памятники архитектуры и искусства со страной, в которой они находятся; - описывать достопримечательности по фотографиям; - рассуждать о целях международного туризма | - иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности Знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; | - получать информацию из дополнительной литературы, представлять ее участникам группы; - работать с картой | - работать в группе: самостоятельно изучать информацию и представлять ее участникам группы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | | Электронное приложение к учебнику Учебник рабочая тетрадь |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | - оценивать свои знания и умения по разделу | - принимать социальную роль обучающегося; - определять мотивы учебной деятельности; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | - выполнять тест с выбором ответов | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | | |
67- 68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | - представлять результаты проектной деятельности; | - определять личностный смысл учения; - осуществлять рефлексию проектной деятельности: понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками , стремление прислушиваться к чужому мнению, в ходе проектной деятельности | Знать способы работы с информацией | - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | | |