Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы школьного географического краеведения»
Есеналина Раушан Мырзагалиевна,
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Теоретические основы школьного географического краеведения
Роль краеведческой работы в общей системе воспитания, ее место в истории народного образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.
Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Общим, например, для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно дает возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы той или иной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни и т. д. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения - это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.
Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Так, например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение.
Содержание учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и конкретными природно-экономическими условиями школьного окружения и своей местности, является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения. Основные формы учебной краеведческой работы - это урок, природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в школьную практику.
Как формы, так и методы краеведческой работы, являясь составной частью внеклассного краеведения, проводятся в определенной системе. Методическая система в руководстве краеведческой работой учащихся включает в себя предварительную работу над литературными и краеведческими источниками, организацию наблюдений над природно-экономическими явлениями и процессами, проведение полевых исследований и оформление собранного материала в виде письменно-графических работ, альбомов, стендов.
Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определенную роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них марксистско-ленинского мировоззрения, воспитании чувств советского патриотизма и социалистического интернационализма, в трудовой политехнической подготовке и профессиональной ориентации школьников. Краеведение в руках творчески работающего учителя является одним из могучих средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную и общественно полезную деятельность. Оно имеет большое практическое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.