СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции моего народа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Народные традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени.

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейской мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

            Рассмотрим более подробно одну из традиций отмечать праздник - «Троица»

Просмотр содержимого документа
«Традиции моего народа»

Комитет образования и науки Курской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Курчатова



«Областной конкурс исследовательских

краеведческих работ обучающихся «Отечество»



Номинация: «Культура и фольклор родного края»

Исследовательская работа на тему:



«Традиции моего народа»









Выполнили обучающиеся

образцового детского

хореографического ансамбля

«Красно солнышко»:

Руководитель проекта:

Тонких Людмила Алексеевна








г. Курчатов

2021год




Содержание



  1. Введение ……………………………………………………………….3

  2. Основная часть

  1. Что же такое народные традиции?...................................................3

  2. Троица – народно-православный праздник. ……………………. .4

  3. Троицкая Яичница……………………………............................... .5

  4. Настой листьев………………………………………………….... 7

  5. Троицкие песни, игры………………………………………………9

  1. Заключение …………………………………………………………..12

Литература ……………………………………………………………14


























I. Введение

Актуальность работы:

на уроках танца, мы часто говорим о народных ценностях и национальных традициях. Нам очень интересна эта тема, потому что народные традиции – это самое важное для человека.

Когда меня спросили, какие традиции русского народа известны мне, я задумалась, у меня возникли вопросы: а какие национальные традиции соблюдали, мои предки, живущие в селе?

Цель нашей работы:

выяснить какие народные традиции соблюдали мои предки

Задачи:

1) что такое народные традиции;

2) какие из них соблюдают в моей семье;

3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.

4) какова роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Гипотеза:

мы предполагаем, что несмотря на то, что наши предки давно переехали из села

в город, они не забыли свои обычаи.

Получить ответы на вопросы нам помогли методы исследования:

наблюдение, опрос родственников, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.

II.Основная часть

1.Что же такое народные традиции?

Мы поработали в библиотеке со словарями, узнали, что называется традицией. Народные традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени.

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейской мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

Рассмотрим более подробно одну из традиций отмечать праздник - «Троица»

Троица

Троица – народно-православный праздник. Он выходит из дня, как и Пасха. Начинается на пятидесятый день после Пасхи.

В четверг перед троицей девушки ходили в лес и собирали траву и зелёные венки, чтобы на Троицу, воскресный день, украсить ими дом. Если полы были в доме грязные, то их мазали новым слоем и украшали орнаментом из глины другого цвета. А потом посыпали травой. Четверг называли Семиком, или девичьим праздником, потому что девушки в этот день любили гадать на суженных.

Немыслимы Троицкие обряды без березок. Девочки, девушки и женщины украшают их лентами, завивают кольцами, плетут венки из гибких берёзовых веточек, водят вокруг хороводы, устаивают девичники с совместными угощениями.

Утром светлый праздник Троицы девушкам и женщинам полагается готовить яичницу.

«Троицкая Яичница»

Троицкая глазунья необычный будничный завтрак, а праздничная еда. Стряпать её значит священнодействовать.

Каждая яичница должна состоять из двух яиц. Разбить их нужно осторожно, чтобы желтки не растеклись. Два яичных «глаза» олицетворяют дружную семейную пару – мужа и жену. Или будущую ячейку общества, но пока – жениха и невесту.

Яичную скорлупу выбрасывать не надо. Скорлупу опаляют на огне и мелко, до пудры, толкут в ступице. Порошок хранят в чистом холщовом мешочке и почитают целебным. Его добавляют в суп, щи, совсем немножко, на кончике ножа. Говорят, он помогает от порчи и сглаза, от хилости и дряхлости, укрепляет кости. Потчуют скорлупой кур и скотину, посыпают ею грядки для плодородия, хорошего роста урожая.

Но вернёмся к яичнице. Пока «главное блюдо» жарится на сковороде на масле или сале, хозяйка читает молитву к Пресвятой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас;

Господи, очисти грехи наши;

Святый, посети и исцели немощи наша,

Имени Твоего ради, Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Ныне и присно и во веке веков. Аминь.

Солить яичницу можно только целебной четверговой солью. Соль эта особенная приготавливалась в Чистый четверг страстной недели Великого поста. И сохранялась потом весь год ради обрядовых трапез и больным для выздоровления.

Соль пережаривают на сухой сковороде, пока она не приобретет слегка желтоватый пригорелый цвет. Потом соль надо высыпать в специальный полотняный мешочек. Если заболеет кто-то из домашних или животное, болящему давать ломоть черного хлеба, посоленного четверговой солью. Сам мешочек с солью можно было подогревать и прикладывать, например к переносице при насморке.

Кроме соли яичницу приправляют с зелёным луком, чесноком и петрушкой. Тут тоже имеется своя тонкость. Зелень нужно использовать целыми плетями, ни в коем случае нельзя шинковать, но класть длинные зеленые перья вместе с нарастающей головкой корешка или луковицы. Считалось, что благодаря этому сохраняется целостность семьи, да и количество витаминов в растении.

Круглая, по форме сковороды – яичница вместе с зеленью запечатывается в разрезанный пополам такой же круглый каравай хлеба, освящённый в церкви. Каравай – единственное, что разрешается делить, но не на мелкие части, а лишь надвое. Полученный бутерброд следует завернуть в полотенце, прихватить отваренной в мундире картошки и отправиться в рощу к выбранной украшенной заранее березе. Но прежде, чем пробовать яства, надо сначала поводить хоровод вокруг дерева.

Кружась около берёзки, девушки закликали и принесенную еду, и свои думы, и добрый Божий свет, и цветущую природу:

Благослови, Троица, Святая Богородица! Ой – лю, ой -лю-лю! Берёзоньку я завью!

Три круга- яичница, каравай, хоровод – символизируют Троицу. А Троицкой глазунье приписывают свойства воскресенья к жизни после ударов судьбы, дарованья силы и ясного рассудка.

Праздник Троицы называют зелёными святками. Потому -то в это время так же, как и на зимние святки наряжают обрядовое дерево и гадают. Таким деревом является берёза, издавна олицетворяющая душу, голос, внутренний настрой русского народа.

В деревнях на Троицу украшали окна домов, крыльцо, сени ветками березы. Не только ради благоухания, но и с целью сокрушения нечистой силы, болезней, вражды.

Существовал и такой обычай. К безлистовому, березовому венку женщины привязывали на прутик тряпицу – скудицу, обычно выплетенную из косы ленту или оторванную от рубахи полосу. Чтобы боль и напасть от дома отошла, чтобы душу согрела любовь.

Из молодых светло-зелёных берёзовых листьев делали настой. Он помогает лечить подагры и артриты, трофические язвы и почечную недостаточность.

Настой листьев делают так:

Одну столовую ложку заваривают на ночь крутым кипятком. Утром кипятят и процеживают. Пить можно как угодно: всё залпом или за два раза, или по глотку каждый час. Но не больше стакана в сутки. С помощью берёзы можно ещё и гадать., ведь дерево испытывает те же чувства, что и человек, но знает о жизни больше.

Нарядить берёзу, как красну-девицу, было не просто обычаем, а нечто таким, без чего жизнь семейства могла остановиться. Дотянувшись до трёх веточек, следовало со словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» заплети их, как девичью косу, и обвязать атласными или шелковыми лентами. Ленты выбирали обязательно красные. В соединении двух цветов: зеленого – цвета надежды и красного – цвета жизни – состояло торжество праздника. Через три дня девушки возвращались каждая к своей березе и смотрели: если коса расплелась, желание не сбудется.

А ещё из веток берёзы плели венки. Шли к реке и встав спиной к воде скидывали венки с головы. Если венок уплывал, не коснувшись берега это предвещало исполнения желаний, счастливый брак, долголетнюю жизнь. Если венок кружился на одном месте – ждали неудачу, расстройство свадьбы, безответную любовь; потонувший венок был знаком смерти, вдовства, бездетности; приставший к другому берегу венок означал, что девичье чувство прибьётся к сердцу любимого парня; что девушка выйдет замуж за своего, местного ухажёра.

В зелёные святки, что предшествуют летнему солнцестоянию, девушки заламывали берёзу. А что значит «заламывать»? Заломать - это значит сплести древесную макушку с травой-муровой. Из березовых веток сплести венок-окошко, встали друг против друга и обменялись либо крестиками, либо платочками. Либо другими вещами, затем менялись местами и клялись в дружбе и верности.

В Троицу после обряда начинался массовый праздник. В прежние времена женщины, хранительницы приданий, которых называли бабками-хороводницами, входили в центр села с обрядовым караваем на расшитой скатерти и песнями созывали молодых людей на игрища-гульбища.

Ай, да диво, ой, ладо!

А мы в лес пойдём

И цветов нарвём,

И венков совьём,

Ай, диво, ой, ладо!

Много песен и хороводов было посвящено берёзе.

Берёзка, березка, завивайся кудрявая

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,


Вокруг берёзки девушки образовывали хоровод и водили его с песней:

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.


Пойду я в лес погуляти,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю.

Сломлю я у березы три сучочка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.


Вы гудки-гуд оченьки гудите

Вы ленивых, нерадивых поднимите
Люли-люли, поднимите!
Люли-люли, поднимите!

Троицкая песня

Ой, берёзонька белая,

У ней маковка золота,

Высоко кудряватенькая

Вся-тко сучковатенькая,

Ой-дид-ла-до!

Семик да Троица

У нас праздник водится.

Как придёт Илья,

Вот и минется гульня!

Ой-дид-ла-до!


Игры: «Горелки».

Это традиционная игра летних и весенних праздников. У неё много вариантов.


Приговорки для игры:

Гори, гори, жарко!

Едет Захарка

Сам на кобыле,

Жена на корове,

Дети на телёнках,

Слуга на собаках,

Погляди-ка вверх –

Там несется пест.

Стой гори на месте,

Гори не сгорай

По бокам глазами

Поменьше стреляй,

А гляди на небо.

Там журавли
А мы ноги унесли!


В каждой местности были свои приговорки. Вот ещё варианты:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подле.

Гляди на поле,

Едут там Трубачи

Да едят калачи

Погляди на небо:

Звёзды говорят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Выбирается водящий – «горелка», «горящий». Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к ним. После приговорки в последней паре разъединяют руки и бегут вперёд: один по правую сторону ряда, другой по левую и стараются соединиться, добежав до условного места. Оно отмечается на расстоянии 20 шагов от первой пары веткой берёзы. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся парами. Пока все не перебегут. «горящий» бежит за любым играющим и старается его запятнать, пока он не добежит до условного места. Если удалось, то тот становится «горящим»

«Ручеёк».

Все становятся парами и поднимают руки вверх, получается коридор – ручеёк. Тот, кому нет пары. Идёт к истоку – начало ручейка и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится, в конец коридора. А тот, кто остался без пары, идет к истоку и т.д.

«Нос».

Участники садятся гуськом друг за другом, водящий впереди. Второй игрок закрывает глаза первому и вызывает, показывая пальцем кого-нибудь из сидящих детей, дёрнуть водящего за нос. Подёграв водящего за нос, садится на место. Водящий должен узнать «обидчика». Если он не угадал, то его, за нос, отводят на прежнее место и игра продолжается. Если он угадал, то его место занимает «обидчик».

«Русальная неделя».

Это восьмая неделя от Пасхи. Русалки. По народному поверью и т.д.-существа, живущие на земле и в воде. В течение дней от Семика (четверг перед Троицей) до Петрова дня (12 июня), т.е. лучшая часть года, когда всё цветёт, они странствуют по берегам рек, качаются на ветках дубов или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Слово «русалка» имеет происхождение от русла реки, где они любят пребывать. Некоторые считают, что это слово происходит от русых волос, которые у русалок длинные, густые и покрывают тело волнами. А некоторые считают, что у них волосы зелёные. По народным поверьям, в Клечальную субботу, (перед Троицей), этот день поминовения усопших – Троицкая суббота, русалки начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, приговаривая: «Пух! Пух! Соломенный дух! Меня мати породила, некрещённу положила!» С зелёной недели (Троицкая неделя) они витают в лесах, аукают, зовут прохожих с хохотом: «Ходите к нам на рели (качели) качаться». Они заводят парней и красивых девушек в леса и там защекочивают до смерти.

В эту русальную неделю, старались не путешествовать и не купаться, чтобы не попасть под чары русалок. В четверг на зелёной или Троицкой неделе девушки и женщины не работают, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотины. Девушки плетут венки и бросают их в лес русалкам, чтобы они добыли им суженых, после чего убегают. Мужчины могли предохраняться от обаяния русалок травами, которыми запасались накануне Клечальной субботы. Охапку полыни, зори, калуфера, мяты и кадила связывали верёвкой и несли в церковь в Троицу. В середину ставилась свеча, называемая Троицкой, которая горела в продолжение обедни. Эти травы хранились дома, ими лечили разные болезни.

Ш. Заключение

Когда я выполняла эту работу, то ещё раз убедилась в том, что наш русский народ имеет большую связь с природой. Конечно, некоторые рассказы моей бабушки воспринимались мной с юмором, но всё же с большим интересом. Мне очень помогла поддержка бабушки и мамы, они рассказывали о традициях, песнях и играх.

Теперь я точно знаю, что поддерживать друг друга в делах – это ещё одна традиция нашей семьи. О которой я догадалась сама.  Это было моё радостное открытие.

Мне кажется, что все традиции нашего народа, связанные с праздником «Троица» интересные и трогательные. Раньше я не понимала, почему на Троицу мама украшает нашу квартиру березовыми веточками и цветами и еще мы старались поехать в лес и там всей семьёй жарить яичницу, водить хоровод вокруг березы, украшать ее лентами, играть в игры, а теперь всё стало понятно. Я думаю, что в свою семью я принесу эти лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.

Вывод:

мои предки не забыли свои обычаи и соблюдают их;

хорошие традиции делают семью крепкой и дружной;

в такой семье вырастают достойные люди.


































IV. Список используемой литературы:

1. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник/Ф. С. Капица. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 216 с.

2. Харлицкий М. С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М.: Изд-во РУДН, 1996. – 132 с.

3. Энциклопедия российских праздников / Составители: Воскобойников В., Голь Н. СПб.: Респекс, 1997. – 448 с.

Интернет-ресурсы