ТРЕБОВАНИЕ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА УРОКА
(выступление на курсах повышения квалификации преподавателей по методике преподавания ИКАО)
Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, продумывание и составление плана и конспекта урока после того как определено основное содержание н направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции, уровня педагогического мастерства, ("оставляется он на основе тематического, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяют две части:
обдумывание цели урока, каждого его шага
запись в той или иной форме плана урока
Преподаватель отбирает необходимый и достаточный материал, который должен усвоить учащийся, намечает последовательность введения понятий, которые будут отрабатывать на уроке. Подбирает наиболее ёмкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намеченными понятиями, намечает вопросы, проблемные задачи, определяет структуру урока и т. д.
Подготовка преподавателя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы учащихся.
Часто в среде учёных - педагогов и учителей - практиков разгораются споры о том. нужен ли преподавателю план урока? Не сковывает ли план урока творчество учителя? Не влияет ли это отрицательно на авторитет учителя у учащихся?
Споры такого рода в принципе беспредметны! Преподаватели своим примером приучают учащихся к организованности в работе, по плану, к работе с краткими записями - тезисами, заранее подготовленными. План урока - это не шпаргалка для учителя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с учащимися. План урока - это только руководство к действию и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель обязан отступать от плана, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Отступая от намеченного, учитель, прежде всего, соотносит все продуманное, много раз проигранные в уме детали содержания учебного материала. План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения, талантливой импровизации. В нем отражается тема урока, цель урока, краткое содержание материала, определяются форма, методы, средства обучения, система задании и т. д. Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему преподавателя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на уроке, от психологического настроя, с каким они приходят на урок.
Эффективная преподавательская деятельность не отличается от других областей деятельности; чтобы добиться успеха, надо спланировать её таким образом, чтобы обеспечить нужное соотношение между целями урока и принципами обучения. Это необходимо как неопытным преподавателям, но также и опытным. Каждый преподаватель, даже наиболее квалифицированный, значительно лучше выполнит работу, если тщательно спланирует её. Как правило, лучшие преподаватели обычно серьёзнее относятся к плану, потому что знают, что успех работы зависит от правильно спланированного плана.
Материал необходимо преподавать так, чтобы он вызывал интерес у слушателей. Необходимо избегать чистой логиков преподавании. Нужно учитывать подготовку класса. Материал должен последовательно переходить от вопроса к вопросу. Начинать объяснение с того, что уже известно слушателю, постепенно переходя к новому от простого к сложному. Материал необходимо преподавать интересно, учитывая желания и потребности слушателя. Урок разбивается на отрезки или этапы. Дело в том, что концентрация внимания в течении урока крайне затруднительна. Продолжительность этапа зависит от ряда причин: состояние слушателя, содержание темы, её сложность. Урок разбивается на этапы продолжительностью 8-12 минут. Каждый этап сопровождается проверкой на усвоение нового материала.
В плане кроме идеи преподавания отмечаются методы и приёмы обучения. План - это скелет урока. Он постепенно обрастает примечаниями, предложениями. Включайте стимулирующие вопросы, они активизируют работу курсантов. Эти вопросы должны вести к другим, создавая почву для дискуссии. Избегайте задавать вопросы, которые будут звучать на этапе проверки. Включайте в план графики, диаграммы. Когда возникнет необходимость их воспроизведения на доске, у вас под рукой всегда будут конкретные детали. Хорошо, если в плане есть примечания типа: «предложить слушателям объяснить», «продемонстрировать», «начать дискуссию по вопросу»... это руководство к активности класса. В плане должен быть акцент на важнейшие идеи и направления. Это облегчит выполнение плана, видна будет та часть, которая действительно требует эмфазы. Отмечайте в плане, где нужно показать иллюстрацию, привести пример, рассказ. После написания плана проверьте, действительно ли он обеспечит последовательность изложения, отвечает ли оно целям урока и каждый этап соотносится со всеми другими этапами урока. Далее следует практический этап. Он должен быть увязан с целями урока. Если цель урока заключается в том, чтобы слушатель решил ряд математических задач, решение этих задач должно быть запланировано. Если цель другая, то практика должна быть нацелена на выполнение этой работы. Необходимо планировать, где нужно использование наглядных пособий, которые максимально приблизят к реальным условиям. Выполнение работы и использование соответствующего оборудования - всегда наилучший вид практики. Каждый учащийся должен выполнить все этапы работы. Убедитесь, что каждый слушатель понимает то, о чём идёт речь на уроке.
Это будет планироваться во время проверки. Кстати, проверка даст представление преподавателю, каков прогресс каждого учащегося. Покажет ему, каковы его успехи. Определятся вопросы, которые требуют повторения.
Этап проверки сыграет свою роль только в том случае, если он спланирован реально. При подготовке вопросов или выборе форм представления материала, обращайтесь к предыдущим частям урока с тем, чтобы не один из важных вопросов не был упущен. Избегайте рутинных вопросов. Включайте такие вопросы, которые могут оценить понимание слушателями существа излагаемой темы. Планируйте этап проверки таким образом, чтобы слушатели максимально возможное время работали самостоятельно. К выводам они должны придти самостоятельно за исключением случаев, когда они не могут выйти из затруднительного положения. При обнаружении ошибок разбирайте их. Ведите учёт недостатков, с тем, чтобы эта информация могла быть использована для планирования последующих занятий. Кроме обязательной проверки необходимо проводить периодические проверки уровня усвоения материала по ходу урока.
Составляя план, преподаватель должен предвидеть те вопросы, которые , вероятнее всего, окажутся трудными для усвоения. Планируйте варианты разъяснения этих вопросов. Возможными вариантами могут быть дополнительные вопросы, иллюстрации, повторения, разъяснения, организуемые преподавателем или отобранным слушателем. Пользуйтесь тщательно отработанной системой подчёркивания ключевых моментов с тем, чтобы облегчить ретроспективный обзор материала по разделам плана. Это хорошая практика, но ещё полезнее, когда преподаватель считает возможным вернуться к пояснению частей урока при подведении итогов.
Самый лучший в мире план урока может оказаться неэффективным для преподавания, если преподаватель не знает, как им пользоваться. Хорошие инструменты не создают хорошего механика. Нужно овладевать идеями и навыками, упомянутыми в плане урока. Используйте план урока как руководство к его проведению и как помощь в надлежащем усвоении материала.
Будьте гибкими в использовании плана. Важно уметь учитывать интересы класса. Перед уроком необходимо заглянуть в план, чтобы освежить его в памяти. План - это основа для экспериментирования с методами и приёмами преподавания. План время от времени должен пересматриваться, в нём учитываются изменения, происходящие в области знаний, включайте всё новые и новые методы и приёмы преподавания. В заключении: хороший план это важная основа хорошего преподавания. Далеко не всем преподавателям требуется один и тот же план урока. Неопытному преподавателю нужен подробный план, а опытному - ни к чему излишне детализированный план. Каждый для себя должен решить сам, насколько подробный или насколько полный план урока ему необходим.
В любом случае человек, ведущий преподавание, не должен рассматривать план урока как нечто, в чём он не нуждается, но как нечто, к чему его обязывает администрация. План урока - это большая помощь преподавателю.