И.С. Фролова
Воспитатель
г.Карабаш
2016г.
Статья.
«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша.
Цель:
Формирование у детей здорового интереса к труду, как к форме самосовершенствования и самопознания.
Задачи:
Развитие трудолюбия уважения к результатам труда, к чужому труду.
Раскрытие и развитие творческого потенциала в ребенке.
Становление гармоничной личности, готовность стать полноценным членом общества.
Актуальность:
Актуальность проблемы трудового воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором личностная выгода, приоритет собственных интересов является основными ценностями для человека.
План:
Роль труда в развитии личности ребенка.
Участие взрослого в воспитании трудовой деятельности дошкольника.
Введение.
Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимыx для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности, к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой подготовить их к будущей самостоятельной деятельности. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.) и орудия, с которыми он осуществлялся, характеризовались достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общие правила, требования, запреты. Следовательно, первоначальное воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей – общественно полезным.
Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. Трудовое воспитание детей оставалось важной, составной частью воспитательного процесса. Основная цель нашей педагогики – подготовить ребенка к мирской повседневной жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а радость». Нравственная гарантия благополучия – добросовестный труд с малых лет. Об этом – многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько созданные трудовыми усилиями, реальные продукты, сколько (и это главное!) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится еще один аспект – содействие развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую достойную жизнь человека.
Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.
В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.)
Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) – результат, имеющий продуктивную ценность. Нам могут возразить: «Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих». Это так, однако, они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.
Пока ребенок мал, взрослые действуют, совместно с ним стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляет возможность организовать его деятельность как совместно разделенную с взрослым. Ребенку необходимы внимание взрослого эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации.
Задача взрослого – соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его ребенок справится с заданием. Сделать это за ребенка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого. Бесконечные опасения взрослых, их излишня осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времени приводят к тому, что ребенок активный, самостоятельный («Я сам!»), но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю; Не лезь; Не трогай»), становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса») своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности и ребенка первый элемент подлинной самостоятельности потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом ( помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.
Интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждает семья, дошкольное учреждение. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном, эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы.
Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе, полностью исключаются. Дети принимают все всерьез и делают вывод о том, сколь тягостен труд. Труд детей дошкольного возраста (а не игра в труд) может и должен быть только средством воспитания.
Список литературы.
Буре Р.С. Дошкольник труд: теория и методика трудового воспитания: учеб. - метод. Пособие. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 141с.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. И эксперим. Психол. Исслед.. - М.: Академия, 2004. - 282с - (Высшее образование).
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Программ. - метод. Пособие. - М.: Владос, 2003. - 143с.