СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 3 класс. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Задачи: образовательная – отрабатывать умения учащихся различать слова с твёрдыми имягкими согласными устно и при письме; коррекционная – развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении мягких и твёрдых согласных звуков; воспитательная – воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов 

Просмотр содержимого документа
«Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.»

Технологическая карта по русскому языку во 2- а классе

Дата проведения: 14.12. 2015 год

Класс: 2 А.

Учитель: Когина Т. В.

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели: Образовательные: Научить:

— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;

— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я, ь;

— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

— выполнять звукобуквенный анализ слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Техническое оборудование:

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный



Этапы урока
время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

УУД

1.Орг. момент


- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.



Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Ты пришёл?

Хорошо!



Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.


- Найдите главное слово.

А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.

Настраивается на активную работу на уроке.



Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.









+ Сами

Слайд 1












Слайд 2




Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Минутка чистописания.










Я тетрадочку открою 
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

На доске:

Нн Ннн Нннн

-Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.

- Оцените свою работу.(!, +, -)

На слайде:

Наум, Надя, Нора.

- Что это за слова?

- Какое правило в русском языке мы знаем?





-Какое слово лишнее? Почему?



-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?

-Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

















+ имена

+ Имена, отчества………

пишутся с заглавной буквы.


(Надя [д’])



+ Твёрдые и мягкие















Слайд 3

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.













3. Самоопределение к деятельности

-О том какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из сказки.


Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. (Слайд 4)

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

- Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (Слайд 6).

- Какие буквы по вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему?





- Вы конечно догадались в чём секрет?

- Обратите внимание на слова из чистописания. Они помогут вам сделать вывод.

- Сформулируйте тему и цель урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.














+ и, е, ё, ю, я

+ Они помогают согласным быть мягкими


+ Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки


+Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме.





Слайд 4










Слайд 5








Слайд 6



Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


4. Работа по теме урока.

Постановка проблемы.

- Составьте из слов пары.

Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему?

нос – нёс

мал – мял

пар – пир

кот - кит


-Что общего между словами первого столбика?

-А в словах второго столбика?


-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?


- Что указывает на мягкость согласных звуков?

- Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?



-Что мы знаем о мягком знаке?



- Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?








- А теперь узнаем совпадают ли выводы ваши с выводами профессора Самоварова.

Закрепить показом на экране (обучающий диск).


Работа в группах.

нос-нёс (н, н')

мал-мял (м, м'')

пар –пир (п, п')

кот – кит (к, к' )


+ Первый звук твердый

+ Первый звук в них мягкий

+ Буквы а, о, ы, э, у



+ Буквы я, ё, ю, е, и.

+ Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком


Эта буква не обозначает звука


+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у


+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.


Слайд 7

















Слайд 8













Электронное приложение к учебнику СD урок 7

Регулятивные

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы


Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)


Коммуникативные:

умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе














5. Физминутка.


-Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.



Слайд 9

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.











Работа по учебнику с. 63 у.88

- Прочитайте задание.









-Разделите страницу тетради на правую и левую половины. С какой целью?



-Как будете распределять слова?




- Давайте вспомним, каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?

- Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.


Взаимопроверка в парах (!, +,-)

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания


Работа в парах

+ Чтобы распределить и записать слова в два столбика.


+ По первому звуку: твёрдому или мягкому.



Твёрдый-синим

Мягкий -зелёным























Слайд 10



Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.











7.Самостоятельная работа.



У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно.

Карточка №1

Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Карточка №2

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их:

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка №3

Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные:

Летят на веток листья с землю.

Льдом река покрылась.

На лег снег поля.


Проверьте свою работу по образцу.

Оцените свою работу (!, +, -)

Формирование умения восстанавливать деформированный текст,

Находить в словах мягкие согласные.




Самостоятельная работа на карточках

(с проверкой на доске).























Слайд 11

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.










8. Итог урока

Подведём итог нашей работы на уроке.





- Над какой темой мы сегодня работали?





Как обозначается твёрдость согласных на письме?






- Как обозначается мягкость согласных на письме?




-Какую роль играет Ь в словах?



- Что понравилось и особенно запомнилось?

- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.



+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.



+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами

а, о, ы, э, у


+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.


+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного


Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.


9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Найти загадку, слово-отгадка содержит мягкий согласный звук. Записать в тетрадь загадку и отгадку.



Слайд 12






10. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Оцените свою работу на уроке.

Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока.

- У вас на партах лежат разноцветные звёздочки.

Красный - "Я понял всё".

Жёлтый - "Остались сомнения".

Белый - "Я не понял".

Возьмите нужную звёздочку и поднимите её вверх.


- Спасибо за урок. Молодцы!


.



Слайд 13











Литература.

Т.Н.Ситникова и др. «Поурочные разработки по русскому языку», Москва «Вако» 2012

Русский язык. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (CD)


Интернет-ресурсы:

Сайт учителей Школьные годы чудесные http://nadya716.ucoz.ru/index/druzja_sajta/0-36

Сайт МО начальных классов Перспектива http://medvedsk1-4.ucoz.ru/index/perspektiva/0-26

Сайт Школьная планета знаний http://nachalka1-4.ucoz.ru/index/didakticheskie_materialy/0-13

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов – http://school-collection.edu.ru