Дата проведения: 14.12. 2015 год
Класс: 2 А.
Учитель: Когина Т. В.
— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я, ь;
— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Этапы урока время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование | УУД |
1.Орг. момент | - Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Здравствуй, друг! Как ты тут? Ты пришёл? Хорошо! Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем сами рассуждать, И друг другу помогать. - Найдите главное слово. А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно. | Настраивается на активную работу на уроке. Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа. + Сами | Слайд 1 Слайд 2 | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Минутка чистописания. | Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Запишите число, классная работа. На доске: Нн Ннн Нннн -Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд. - Оцените свою работу.(!, +, -) На слайде: Наум, Надя, Нора. - Что это за слова? - Какое правило в русском языке мы знаем? -Какое слово лишнее? Почему? -На какие две группы можно разделить все согласные в словах? -Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки. | + имена + Имена, отчества……… пишутся с заглавной буквы. (Надя [д’]) + Твёрдые и мягкие | Слайд 3 | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
3. Самоопределение к деятельности | -О том какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из сказки. Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. (Слайд 4) Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку. - Как такое может быть? Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (Слайд 6). - Какие буквы по вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? - Вы конечно догадались в чём секрет? - Обратите внимание на слова из чистописания. Они помогут вам сделать вывод. - Сформулируйте тему и цель урока. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. + и, е, ё, ю, я + Они помогают согласным быть мягкими + Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки +Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. Работа по теме урока. Постановка проблемы. | - Составьте из слов пары. Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему? нос – нёс мал – мял пар – пир кот - кит -Что общего между словами первого столбика? -А в словах второго столбика? -Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? - Что указывает на мягкость согласных звуков? - Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? -Что мы знаем о мягком знаке? - Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного? - А теперь узнаем совпадают ли выводы ваши с выводами профессора Самоварова. Закрепить показом на экране (обучающий диск). | Работа в группах. нос-нёс (н, н') мал-мял (м, м'') пар –пир (п, п') кот – кит (к, к' ) + Первый звук твердый + Первый звук в них мягкий + Буквы а, о, ы, э, у + Буквы я, ё, ю, е, и. + Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком Эта буква не обозначает звука + Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у + Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь. | Слайд 7 Слайд 8 Электронное приложение к учебнику СD урок 7 | Регулятивные Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Коммуникативные: умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе |
5. Физминутка. | -Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте. Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол. | | Слайд 9 | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по учебнику с. 63 у.88 - Прочитайте задание. -Разделите страницу тетради на правую и левую половины. С какой целью? -Как будете распределять слова? - Давайте вспомним, каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный? - Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным. Взаимопроверка в парах (!, +,-) | Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания Работа в парах + Чтобы распределить и записать слова в два столбика. + По первому звуку: твёрдому или мягкому. Твёрдый-синим Мягкий -зелёным | Слайд 10 | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий. |
7.Самостоятельная работа. | У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно. Карточка №1 Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные: Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть. Карточка №2 Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их: Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля. Карточка №3 Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные: Летят на веток листья с землю. Льдом река покрылась. На лег снег поля. Проверьте свою работу по образцу. Оцените свою работу (!, +, -) | Формирование умения восстанавливать деформированный текст, Находить в словах мягкие согласные. Самостоятельная работа на карточках (с проверкой на доске). | Слайд 11 | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. |
8. Итог урока | Подведём итог нашей работы на уроке. - Над какой темой мы сегодня работали? Как обозначается твёрдость согласных на письме? - Как обозначается мягкость согласных на письме? -Какую роль играет Ь в словах? - Что понравилось и особенно запомнилось? - Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. + Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме. + Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у + Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь. + Мягкий знак обозначает мягкость согласного | | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. | Найти загадку, слово-отгадка содержит мягкий согласный звук. Записать в тетрадь загадку и отгадку. | | Слайд 12 | |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оцените свою работу на уроке. Интересно узнать кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока. - У вас на партах лежат разноцветные звёздочки. Красный - "Я понял всё". Жёлтый - "Остались сомнения". Белый - "Я не понял". Возьмите нужную звёздочку и поднимите её вверх. - Спасибо за урок. Молодцы! | . | Слайд 13 | |
Т.Н.Ситникова и др. «Поурочные разработки по русскому языку», Москва «Вако» 2012
Русский язык. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (CD)