Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
Сочинение
обучающейся 10 класса
МБОУ Глубокинская школа
Самусевой Виктории
«Призвание — учитель»
Руководитель: Фролова
Надежда Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
2016
Учитель.… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение всякий раз, когда речь идет об учителе. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
Свой выбор - быть учителем - сделала я довольно давно. Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Мои подруги играли во «врачей», в «продавцов»… Ну, а я всегда была «учительницей». Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим, в то время еще небольшим богатством, с соседскими мальчишками и девчонками. Я даже помню тот момент, когда ко мне пришла эта мысль. Летом мы со всеми детьми своей группы в детском саду играли на участке. И вдруг мимо нас проходит группа учеников с учителем. Он рассказывает им что-то интересное, а дети ее заворожено слушают и изредка задают вопросы. И в этот самый миг я почувствовала, что тоже хочу быть такой: умной, интересной, любимой. Счастливое детство - это мечты, которых очень много. Каждый человек в душе мечтатель. А. Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». И моя мечта не покидает меня до сих пор. В детстве я постоянно играла «в школу», вела школьный журнал, записывала там выдуманные фамилии учеников, ставила им оценки, объясняла им задачи, записывая условия мелом на стенке шкафа. Я с завистью смотрела, когда моя учительница проверяла тетради и ставила оценки. Конечно, иногда у меня меняется мнение, учителем какого предмета мне быть. Когда училась в начальных классах, хотела быть похожей на свою первую учительницу. Сейчас мне из всех учебных предметов больше всего нравится литература, и я бы хотела стать учителем русского языка и литературы.
Всякая профессия начинается с призвания. Так, учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с ними должно быть интересным для тебя, что их суждение не покажутся тебе глупыми и скучными, что их дела будут тебя искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и тебе. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с учителем гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только это - малые знания и малый жизненный опыт дают право педагогу быть впереди детей и вести их за собой.
Но учитель обладает не только этим качеством. Ведь хороший учитель – это, прежде всего, профессионал. Только у такого учителя действительно интересно на уроке, потому что он круглосуточно думает об уроках. Любой учитель - это просто «ходячая энциклопедия»! Многие дети советуются с ними, делятся своими мыслями. Даже немолодой учитель может самостоятельно освоить в совершенстве компьютер, отлично составить презентации, т.к. это необходимо не столько для работы, сколько для детей. Многие учителя создают свой сайт для того, чтобы делиться опытом своей работы и найти что-то новенькое для уроков, а самое главное - быть на одном уровне с учениками, показывать им, что ты идешь в ногу со временем.
Сейчас ученик - это «восьмое чудо света», оснащенное мобильным телефоном, ноутбуком и получающее удовольствие от прослушивания рэпа, при этом, ставящее опыты над своим дневником. А современный учитель должен совершенствоваться, чтобы соответствовать времени. А значит, современный учитель - это человек, который умудряется исправить все опыты над дневником этого «восьмого чуда света», успевает организовывать его и, что самое удивительное, находить среди таких идеального ученика, жаждущего знаний.
Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником, и принимаемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребенку свой подход. Учителя также обязаны учить детей культуре. Самой подлинной, самой утонченной. Но для этого они сами обязаны в то же время учиться культуре. Быть культурным - это не значит накопить в процессе образования запас формул, цифр, имен, дат - словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствоваться, улучшать себя во многих отношениях. Чтобы соответствовать духу времени на данный момент, необходима твердая уверенность в себе и в своих силах. Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение. Учитель только своим примером и своей любовью может вести детей «через тернии к звездам». А тот, кто имеет желание это сделать, и является современным учителем. И такие учителя есть и в нашей школе. Хочется брать с них пример, быть как они и стать такими же.
Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена:
Когда умирает эпоха
В бесправье и вечной тщете,
Мы все - до последнего вздоха-
Повинны в ее пустоте.
Ведь у многих людей сохранился стереотип учительницы. Она всегда строгая, никогда не улыбается, без прически, всегда одета в черно-серо-белые цвета и… всем показывает, что она умнее всех. Наши учителя совершенно не такие. Мы с моими одноклассницами всегда ожидали увидеть новый наряд своей учительницы. Пусть он всегда скромный, но зато со вкусом. Она всегда «на каблуках», стук которых слышишь издалека и ждешь, уже подготовившись ее встретить. Я очень горжусь своей учительницей. А какое у нее чувство юмора! На нее просто нельзя обижаться! Учителю подвластны все ученики: он всех видит, слышит, даже если что-то пишет на доске. На уроках наш класс всегда был единым организмом. По ее желанию и воле на уроке происходили самые настоящие чудеса: на математике мы шутя и играя пробирались сквозь дебри задач, на уроках литературногочтения окунались в мир фантазии и далекого прошлого, на окружающем мире все становились исследователями и познавали мир. На ее уроках было так интересно, что они казались короткими: время летело незаметно! И кто-то обязательно говорил: «Это уже звонок с урока?!» Часто мы сидели даже на перемене, не желая покидать ее. Мне очень нравится, когда учитель не повышает голоса. Это значит, что он уверен в себе и в нас. Наша первая учительница очень часто говорила, что учитель в крике смешон и слаб духом.
Ей удавалось быть всегда внимательной, собранной. А однажды она сказала нам, что один известный писатель говорил об учителе так: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Тогда я поняла, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это мы, дети. Педагог для меня - человек-загадка. Чтобы двадцать пять учащихся в течение урока были управляемы, требуется много энергии, мгновенная реакция, создание ощущения, что все идет легко и свободно. Во многом это актерская игра. Ведь нас не волнует, какое настроение у преподавателя, мы забываем порой, что это обычный человек. У него есть мечты, желание, возможности. Хорошо известно, что счастливого человека может воспитать счастливый человек, которого любили в детстве. Сейчас я с уверенностью говорю, что мой учитель – это друг, наставник, который способен не только говорить «нельзя», но и помочь в трудную минуту.
Чтобы стать хорошим учителем, надо быть удивительно сильным человеком. Выработать в себе терпение, силу воли. Ведь с нами бывает так сложно. Самое главное – это любовь к детям, стремление сделать мир лучше. Это я поняла совсем недавно, пройдя через череду неудач, обид. Я и сама не замечала, что смотрю на мир озлобленно. Но, взрослея, решая проблемы, я понимаю, что все нужно делать с желанием и с радостью. Конечно, главное для ребенка – семья, но одиннадцать лет мы должны смотреть на того, кто стоит перед нами. И частичка учителя будет в каждом из нас. Поэтому, спустя много лет, каждый будет вспоминать свою любимую учительницу. А многие, возможно, скажут, что она для них была «второй мамой».
В настоящее время профессия учителя не очень востребована. Молодые люди выбирают высокооплачиваемые и престижные специальности. Но когда работа любимая, то и на работу ходишь как на праздник с улыбкой на лице, хорошим настроением и радуешь окружающих тебя людей. Учителя с душой работают с детьми и признаются, что у них даже «открывается второе дыхание», но все равно в скором времени они будут нуждаться в достойной смене. А мне бы очень хотелось постичь тайны этой благородной профессии, войти в мир вечной мудрости. Я уже сделала свой выбор – окончив школу, я обязательно стану учителем и продолжу дело своего самого любимого учителя.