Данный видеоролик представляет мою творческую работу «Здравствуйте, дети, я ваш учитель» в форме дневниковых записей мой путь в профессию, мои поиски и обретение новых друзей. Это моё видение о профессии и меня в ней.
(сам текст см. ниже)
С уважением, Государева Н.В.
Здравствуйте, я ваш учитель
Человеческая память — это феномен, художественная реальность, которую мы создали, можно даже сказать, смоделировали. Это — основа, точка опоры, от которой мы движемся дальше.
2009 год
Что в жизни человека запоминается ярче всего? Мой Последний звонок. Мне только исполнилось 17... Со мною рядом друзья, учителя, моя семья. Впереди — выдача аттестатов и праздник. Что же стало отправной точкой моего движения в профессию? Любимая учительница … Уроки…. И традиции нашей школы. За плечами – тысячи дней за школьной партой, тысячи звонков, тысячи уроков…
Потом факультет иностранного языка…барнаульской академии.. , многочисленные практики… …
Новые знакомства, обретение друзей…
2014 год
1 сентября
Но этим сентябрём шла в школу как в первый раз. Волновалась и радовалась. Да, вновь иду в школу, предвкушая всю радость начала учебного года. Знакомые и незнакомые ощущения. Как это - войти и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваш учитель…»
Первый раз в пятый класс. Моя первая линейка в качестве учителя и первый звонок на самый первый урок. Вхожу в класс с детьми. Переживаю и в первое мгновение замираю, сердце учащенно бьется. А вдруг что – то пойдет не так, как я запланировала? А если детям будет неинтересно? Как много сразу этих «если…» в голове. Но взглянув на маленькие фигурки, с гордым видом сидящие за партами, я невольно улыбнулась и начала урок. Все прошло замечательно!
Октябрь
Пошли чередой рабочие будни. Каждый день полон новых впечатлений и открытий. Я привыкаю к детям, а они присматриваются ко мне. Некоторые уже подходят с вопросами, другие ждут одобрения, третьи еще не привыкли ко мне. Но всякий раз с повторяющимся «здравствуйте» мы вместе открываем что-то новое, неизведанное. Мне нравится ходить на работу, устаю жутко, но с нетерпением жду следующей встречи с моими учениками.
Ноябрь
К сожалению, я начинаю понимать, что мои уроки схожи друг с другом. Стала замечать: кто-то из ребят начинает зевать посреди урока. Значит, им неинтересно? Но почему? Ведь я стараюсь найти для них что-то интересное, занимательное, много времени затрачиваю на подготовку к урокам. Почему не получается?
Стала посещать уроки более опытных коллег, консультироваться с ними. Да, я боялась давать детям задания для самостоятельной работы, считала, что они еще маленькие и не справятся, не давала им действовать, пыталась преподнести материал в готовом виде, боялась не успеть выполнить то, что запланировала к уроку. А этого делать не стоило. Я начинала понимать, что с самых первых уроков надо включать детей в деятельность, создавать ситуации, когда ребенок сам добывает знания, а не ждет их в готовом виде, когда он анализирует, обобщает, корректирует, договаривается с собеседниками при работе в паре и в группе, учится слышать и слушать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения. Решение проблемной ситуации, создание алгоритма действий, определение темы урока, постановка целей и задач – все это обеспечивает системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в ФГОС нового поколения и является неотъемлемой частью моей учительской деятельности. Если педагог строит свои уроки в соответствии с этим, успех гарантирован. Теперь я ставлю себе оценку «5» , когда замечаю в глазах ребят искорку интереса и желание узнавать новое, неизведанное. И это здорово.
Декабрь
Мои помощники.
Это родители. Это я поняла тогда, когда мне уже в период разгара учебного года дали новый кабинет. Ремонтировали вместе. Причём с предложением помочь вышли мамы.
Теперь я понимаю, их нельзя игнорировать, ведь в школе закладывается судьба каждого человека, хотя сегодня еще маленького. Поэтому буду очень стараться заинтересовать вечно занятых мам и пап школьной жизнью. Сегодня совместно с родителями детей организую праздники, экскурсии, выезды на природу, выставки, творческие отчеты, устраиваем концерты. Ведь судьба каждого ребенка – это судьба страны. Где-то появилось ощущение, что я учитель и своих родителей.
Мои новые знакомства
Я живу в коллективе учителей. Они – мои коллеги. Оказывается, и в этом коллективе занятых людей есть своя жизнь. Создали спортивную команду, я вошла в сборную как лучший игрок в шахматы, дартс. Сегодня это лучшая спортивная команда учителей в районе. Неожиданно для самой себя мне предложили возглавить ассоциацию молодых педагогов района. Чувствую большую ответственность. И при этом это так интересно…
Мои друзья – наши друзья
Однажды я решила познакомить ребят со своими друзьями по студенческой жизни. В своё время любовь к языку подарила мне много друзей, ярких, интересных. Например, Абдельвахаб Мустафа Абдельвахаб Нассар – житель Египта, который с удовольствием побывал в нашей школе; Солаа Джей Джей, который тоже был гостем в Налобихинской СОШ уже не один раз ; мои друзья из Нигерии и Лагоса Джош Абэ и Ридван Ойевуси, которые с удовольствием проводили со мной и с детьми уроки, в том числе и с использованием современных информационных технологий. Ученики были в полном восторге. Ведь у них появилась возможность пообщаться с носителями языка и это мотивировало их учить английский.
Впереди…
Мне все интересно: с удовольствием летом работаю в языковых лагерях: «Березка», «Кристалл», «Медвежонок» - вот уже 5 лет. Там я преподаю английский и немецкий от языковой школы «Бейкер-Стрит», а также являюсь вожатой. Прошлым летом я приняла участие в Международном молодежном управленческом форуме «Алтай. Точки Роста». Представляла свой проект «Землякам Германа Титова и Алексея Скурлатова - свободное общение со всем миром». Там я встретила много интересных людей из разных стран, с которыми я общаюсь и планирую поехать с новым проектом туда снова следующим летом.
Раньше мне казалось, что учитель, знающий ответы на все вопросы, - это и есть состоявшийся педагог, он добился всего и может быть счастлив и спокойненько работать. Но сегодня я понимаю, что если у учителя уже есть на все вопросы ответы – значит, пора уходить из школы. В повседневной работе самого опытного педагога всегда будет много новых вопросов, если он не останавливается на достигнутом. Учитель до тех пор учитель, пока в нем не умерла способность учиться. И это теперь один из моих педагогических принципов.
И буквально вчера :
Попова Юлия ответила блестяще….. Раньше у неё это никак не выходило! Хвалила ее перед всем классом так, будто она побила все рекорды. И ведь это правильно, я не раз замечала, когда стоит лишь немного похвалить ребенка, у него «вырастают крылья», понемногу начинает все получаться, с каждым днем учиться становится интереснее, и потом само по себе появляется желание узнавать новое, т.е. ребенок учится учиться. Сейчас для меня ошибка ученика – это повод для размышления. Это поиск новых методов, приемов, подходов для достижения планируемых результатов. Хочется найти всё и сразу, но это невозможно. У меня всё впереди…
2