СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество- это неуловимый, но поддающийся корректировке процесс. Как развивать творческие способности ребенка при наличии серьезной нагрузки в школе?

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект»

Творческий проект.

Творчество- это неуловимый, но поддающийся корректировке процесс. Как развивать творческие способности ребенка при наличии серьезной нагрузки в школе? Я считаю, что творчеством должно быть пропитано любое занятие. Это может быть элемент или этап или целый урок. Ведь творить - это естественное состояние ребенка. Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение этого понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Вы возразите: невозможно заниматься творчеством, когда перед нами стоят дидактические задачи. Иными словами, у нас есть пресловутая программа, и мы ее выполняем. И нам, учителям, за всем этим, казалось бы, разнообразием методических техник и приемов не хватает времени на главное: узнать, а какие чувства вызывает у ребенка то или иное задание, симпатизирует ли он  персонажам прочитанной истории и т.д.В общем, все достаточно обыденно, скучно и однообразно, а поэтому, не стоит удивляться, что мало-помалу дети начинают терять интерес к предмету и к 9, 10, 11-му классу   нашей опорой на уроках остаются лишь несколько самых стойких, не боящихся всей этой рутинной работы, ибо считающих ее объективной необходимостью для достижения поставленных целей. Передо мной встал логичный вопрос: Как сохранить любознательность ребенка и мотивацию к обучению? Я считаю, что выходом из создавшейся ситуации может быть творческий подход- надо развивать творческие способности детей.

В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Но развитие творческих способностей - это процесс достаточно длительный и системный. На основе своего опыта я сформулировала для себя следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.

  • Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.

  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д.

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.

  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

  • -Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Давайте попробуем определить уровень ваших творческих способностей. (Раздаю тесты) Точно также как и у вас сейчас, результаты у детей бывают разные. Но мы не отчаиваемся и работаем с этими результатами при помощи различных приемов и методик.

1 прием. «Шесть шляп»

  1. Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей. 

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.


2 прем- «Синквейн»

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Безусловно, ребята не могут подготовить творческий проект по мгновению волшебной палочки. Достаточно долгое время этот процесс контролируется и регулируется учителем-наставником. И только спустя какое-то время дети могут выйти на самостоятельный проект.

Давайте разберемся, что же такое творческий проект и чем он отличается от исследовательского проекта? И любую ли творческую работу можно назвать проектом? Чем отличается проект от самостоятельной творческой работы? Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа — более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре. В проекте предусмотрен обязательный первый шаг-обозначение проблемного поля, выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в результате работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Но это может быть самостоятельной творческой работой. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осуществлением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Допускает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Как в любом творчестве, допускается различная структура выполнения творческих проектов, но наиболее оптимальным является , на мой взгляд, следующая схема.

Возможный результат: Изделие, видеофильм, видеоклип, праздник, экспедиция, репортаж, коллекция, дизайн – макет, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, дневник путешествий, музыкальное произведение, сценарий, сборник сочинений. Сейчас я хочу показать примеры наших творческих проектов.

    1. Театральные постановки.

Творческие проекты могут быль запланированными (включены в программу), так и спонтанными. Но, в любом случае, это достаточно трудоемкий процесс. В классах, работающих по ФГСС, представляется такая возможность, т.к. есть внеурочная деятельность. Я веду курс, который назвала «Театр на английском». Начинали мы с небольших постановок, которые придумывали сами, основываясь на нашей программе, и через несколько лет мы поставили целый спектакль. Сейчас ведется работа над спектаклем «Кентервильское приведение». Хочу показать элемент постановки «Щелкунчик» на английском языке.

Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самоприятия, самооценки, самоидентификации, иными словами, формируют личностные УУД. 

В творчестве дети становятся сами собой, поскольку они не так прямо как в реальных ситуациях ограничены и стеснены внешними обстоятельствами. Входя в роль, дети иногда вступают в другой, более глубокий контакт с самими собой и открывают в себе новые грани.

    1. Творческо- исследовательские проекты.

  Для себя определила это понятие как «поисково-исследовательская, интеграционная деятельность, направленная на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей»

Последним проектом, который стал победителем на школьном этапе конкурса проектов, явился исследовательско- творческий проект «Почему английский является языком международного общения?»

Результаты доказывают то, что ребятам интересно изучать английский язык. Мы стали победителями Областного конкурса, Лауреатами регионального, неоднократными победителями школьного конкурса «Шаг в науку». Я думаю, что самые главные победы у нас еще впереди.

    1. Творческо-воспитательные проекты.

Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители. В неделю классный руководитель, как показывают социологические исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе.В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

Как я себе представляю в связи с этим современный воспитательный процесс? Необходимо учить ребенка работать в команде, например через проектную деятельность. Наш класс регулярно участвует в различных проектах, становится победителем или лауреатом. В данный момент мы участвуем в социальном проекте «Согрей добром Балашиху».

Результаты не заставляют себя ждать.Уже второй год наш класс является победителем школьного конкурса «Лучший класс».

В завершении выступления хочу показать видео фильм - лауреат городского конкурса «Точка зрения» в номинации «Традиции вашей школы».

Творческие методы обучения способствуют созданию условий для социализации личности, стимулируют школьника на постоянное развитие своих коммуникативных навыков, расширяют возможности интеллектуального самосовершенствования.