11 педпрактика
Тема: Убеждение и внушение в образовательном процессе.
Цель: сформировать навык убеждения, умение его применять
Что такое внушение в педагогике?
Под педагогическим внушением мы понимаем такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности. Внушающее воздействие может быть воспринято учащимися с различной степенью осознанности.
Что такое убеждение в педагогике?
Убеждение – это метод воспитания, который предполагает воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения негативных черт в их поведении.
Метод убеждения способствует формированию глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным мировоззренческим и этическим вопросам.
Какие методы убеждения применяются в педагогике?
рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример
Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица - социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия.
Технология убеждения и внушения в образовательном процессе
Убеждение —это процесс интеллектуального сопереживания совместной мыслительной деятельности (А. С. Маслов).
Оно построено таким образом, чтобы через логическое обоснование добиться согласия от человека, поэтому убеждение — это прежде всего интеллектуальное воздействие.
Убедить — это не просто добиться согласия с определенной точкой зрения, главное, чтобы человек сделал то, что ему предлагают, по собственной воле.
Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания
— язык, на котором говорят субъекты взаимодействия: форма обращения, эмоциональная окраска голоса, употребление профессиональной терминологии. Если употребляется специальный малознакомый термин, то его следует тут же расшифровать, давая пояснения относительно сущности сказанного;
— логика и последовательность изложения мысли, так как перескакивание с одной мысли на другую, ее незавершенность или слишком пространные примеры отнюдь не способствуют пониманию;
—привлечение внимания аудитории. Например, в случае утомления и отключения внимания во время лекции можно использовать психогимнастические упражнения, гимнастику для глаз, приемы музыкальной психотерапии, рисование, а также изменение интонационной выразительности речи преподавателя;
Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания
— установка на восприятие сказанного. Реально для этого использовать содержательную установку, которая формирует направленность на тему, поэтому принимается и понимается любая информация обозначенной темы;
- усиление процесса понимания учебной информации приемом «от противного». Преподаватель намеренно создает или предлагает студентам вообразить необычную ситуацию с подтекстом: «А что, если это выглядит иначе. Представьте себе, что это выглядит иначе». Цель приема — уйти от так называемого эффекта узнавания, разрушить поверхностные или неправильные представления студентов о проблеме, затронутой в лекции;
- понимание становится результативным благодаря причинно-следственному рассуждению с включением в него аудитории. Известные факты, истины, посылы, принятые всеми, группируются в такие связи и отношения, которые помогают слушателям принять новые истины и сделать новые заключения. Таким образом, каждая предыдущая мысль становится обоснованием последующей, ход мыслей преподавателя разделяется как бы на две части: на данное, т. е. известные факты, и новое, т. е. то, что вытекает из них.
Убеждения человека складываются из 3-х компонентов:
Знание – чувства – поведение
Здесь реализуется формула:
Понято – пережито – принято - сделано
Правила предъявления требования:
- Содержание и форма убеждения должны отвечать возрастным особенностям воспитанников.
- Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанника (знать истинную жизненную позицию).
- Убеждение должно содержать обобщенные положения (принципы и и правила) и конкретные факты, примеры.
- При убеждении надо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам.
- Убеждая других, педагог должен глубоко верить в то, что сообщает.
Логика убеждения: Тезис – аргумент – иллюстрация
Внушение - это психологическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее существенное значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности.
Внушаемость это:
-
степень восприимчивости к внушению, определяемая готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.
- Нормальное свойство психики.
Зависит от возраста, пола, уровня интеллекта, состояния здоровья, авторитета внушающего.
Что усиливает внушающее воздействие?
- Конкретность выразительных средств
(конкретный смысл абстрактный смысл)
- Мягкость и сила голоса одновременно (эффект неожиданности)
- Музыка (особенно ритмичная)
И
спользование методов убеждения в учебном процессе.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Все эти приёмы и методы активно использовались мной при проведении внеклассной работы.
Но наряду с систематическим проведением внеклассной работы с использованием данных методов и приёмов по главному направлению учитывалась необходимость отражения тематики воспитательной работы в учебном процессе.
Так, при отборе материала к различным урокам можно использовать
наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, метод наглядно-практического воздействия – пример, а также подбор тематических текстов, которые несли бы в себе воспитательную направленность.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию.
Фрагмент урока чтения во 2 классе с использованием рассказа на этическую тему:
Перед чтением рассказа учитель рассказывает «Историю без конца» (Л.Прунцовой) о Маше и её маме.
«В этот день Машина мама, медсестра в районной больнице, пришла с работы усталая. Нелегко дежурить в больнице, особенно ночью. За смену не присядешь: уколы, процедуры, перевязки. А то дежурство у Клавдии Николаевны особенно тяжёлым выдалось. Поэтому шла она с работы и мечтала поскорей до подушки добраться… А дома… Какая там подушка! По всем стульям разбросаны Машины вещички, в раковине грязная посуда, по полу огрызки яблок валяются. Среди крошек на кухонном столе записка:»Пошла на мультики. Маша».
И принялась Клавдия Николаевна за уборку квартиры: подметала, раскладывала, убирала, мыла… И только потом прилегла.
Маша в это время смотрела мультфильм «Ёжик в тумане». Сколько в нём было доброго, тонкого, таинственного! Замечательный фильм! Надо скорей рассказать о нём маме…
-Мама! - громко закричала она с порога, даже не вспомнив, что мама вернулась с ночной смены, после трудного и долгого дежурства. Клавдия Николаевна подняла голову с подушки, затем встала и подошла к окну.
-Какое я кино видела! – Маша, не разуваясь, прошла по свежевымытому полу и плюхнулась в кресло. – Там ёжик такой смешной! А медвежонок!
Клавдия Николаевна смотрела на весёлую и беспечную дочку. Ныло сердце - от усталости, от обиды…
-Да ну тебя, мама! – обиделась вдруг Маша. – Тебе рассказываешь, а ты даже не слушаешь. Совсем тебя моя жизнь не интересует…»
Данный рассказ раскрывает важность уважительного и заботливого отношения к маме, вызывает чувства жалости к маме, желание проявить чуткость к родителям. Т.о., решается воспитательная задача и идёт эмоциональный настрой уч-ся к восприятию художественного произведения.
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Учитель не должен упускать из виду ни один неправильный поступок ребёнка. Необходимо сразу разъяснить ошибку в поступке ученика, разъяснить ему, что так делать нельзя. Разъяснение может применяться в коллективной форме или индивидуальной, в зависимости от «щекотливости» ситуации.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
М
етод внушения может использоваться на всех уроках. Главное, учитель должен сам верить в то, что внушает.
Домашнее ЗАДАНИЕ: