СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный мир слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир слов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА ГРОДЕКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_______ А.А.Дюндина

«___» _______ 2019 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ООШ

с. Гродеково

________ Г.В.Даренская

«____» _________ 2019 г.


.



Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Удивительный мир слов»















Составитель: учитель начальных классов

Стручкова Светлана Анатольевна







2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.


Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе

  • программы курса Петленко Л. В., Романовой В. Ю.

  • Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;


  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 32 часа в год.

Содержание программы.

1 класс

Тема раздела

Кол-во часов


Универсальные учебные действия



Буквы и звуки.

18 ч



Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.


Кто? И Что?


Действия предметов.


Признаки предметов.


Сколько слов в предложении?


Любимые игры со словами





 участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

 анализировать информацию, представленную на рисунке;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

 интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности;

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

 воспринимать на слух и понимать информационный текст;

 наблюдать образование слов в русском языке;

 взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

 находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание;

 оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату


2 класс


Мир полон звуков.

6 ч
















Азбука, прошедшая сквозь века.














Всему название дано.




















Как делаются слова.






Секреты правильной речи.

11ч


 участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

 анализировать информацию, представленную на рисунке;

 наблюдать за функцией и ударением в слове;

 контролировать правильность постановки ударения в словах;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

 находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

 сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

 интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической

деятельности;

 наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

 формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

 составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

 воспринимать на слух и понимать информационный текст;

 сравнивать толкование слова в различных словарях;

 самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

 оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

 моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

 самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

 наблюдать образование слов в русском языке;

 анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

 анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

 группировать слова по заданным основаниям;

 взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

 находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

 наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

 выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

 подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

 оценивать уместность использования слов в тексте;

 наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

 наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

 самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.


3 класс


Из истории языка.

.


















Загадки простого предложения.










































Лабиринты грамматики.

2 ч





существительных по существу.

12 ч

.


















Такие разные признаки предметов.


 наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;

 уточнять значение слова по толковому словарю;

 сравнивать толкование слова в различных словарях;

 формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

 самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

 оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

 наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

 устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

 наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;

 исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

 осуществлять учебное сотрудничество;

 контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

 составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

 оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

 оценивать положительные качества личности одноклассников;

 создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;

 сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

 работать с информацией, представленной в виде модели;

 соотносить схемы предложений с их моделями;

 анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

 формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

 наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

 соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

 воспринимать на слух и понимать информационный текст;

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

 оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;

 осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

 составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

 анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

 соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

 контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

 выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;

 осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

 самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

 оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;

 осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

 контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь


4 класс

Поиграем со звуками, словами, предложениями.

.






Пора действовать!

14ч



















Числа и слова.

.













Прочные связи.

7 ч


 сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

 наблюдать и сравнивать значение глагольных видов пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

 проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

 соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника;

 составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

 осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

 осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

 наблюдать использование числительных в речи;

 воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в неявном виде;

 находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

 выступать перед одноклассниками;

 соблюдать нормы русского литературного языка в образовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника

 наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

 проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

 наблюдать особенности различных словосочетаний;

 сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

 создавать устное высказывание на предложенную;

 осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

Планируемые результаты изучения курса.

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурногопространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

1 класс.

Личностные результаты:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2 класс.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные результаты:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Материально -техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Хаткина М. А. Русский язык. 3 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.

Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.

Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 1 класса.

Демонстрационные картины для развития речи учащихся 1 класса.