СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Умножение на двузначное число"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока. Образовательная система школа "21 века".

Просмотр содержимого документа
«"Умножение на двузначное число"»

9



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М. Селютина с. Михайловское»












КОНСПЕКТ

открытого урока по математике в 3-Б классе

07.12.2013 г.

Тема урока. Умножение на двузначное число

(Образовательная система «Школа 21 века).













Разработала: Догузова З. А.













2013-2014 уч. г.



Тема урока: «Умножение на двузначное число».

Тип урока:ОНЗ.


Планируемые образовательные результаты

Предметные-сформировать способность к выполнению письменного умножения на двузначное число; получат возможность научиться :обосновывать выбор арифметических действий для решения задач, используя таблицу ,схему и алгоритм , повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель.



Метапредметные :познавательные выполнять учебные задачи; коммуникативные-строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; регулятивные- осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано).

Личностные: применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения,считаться с мнением другого человека.


1) сформировать способность к выполнению письменного умножения на двузначное число;

2) повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение текстовых задач нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм;

3) тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.


Мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация.


Демонстрационный материал:


1) алгоритм умножения на двузначного числа на однозначное:


1. Записываю двузначное число.

2. Пишу однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

3. Умножаю однозначное число на единицы двузначного числа.

4. Пишу единицы произведения в разряд единиц.

5. Число десятков запоминаю.

6. Умножаю однозначное число на десятки двузначного числа.

7. Прибавляю число десятков, которое запоминал.

8. Записываю десятки под десятками, а сотни выношу в разряд сотен.


2) образец записи умножения на двузначное число:


56 7 = (50 + 6) 7= 50  7 + 6  7 = 350 + 42 = 392



3) карточки с записью числовых выражений:


4  3


20  3


243


263+484


74  7


487


89 8






Раздаточный материал:

1) алгоритм умножения на двузначное число (Д-1);

2) листочки-памятки с записью письменного приема умножения на двузначное число (Д-2);

3) карточки с записью числовых выражений и карточки с рисунками диаграмм двух множеств (Д-3)

4) таблички для самооценки к этапу рефлексии (соответственно зеленого, желтого и красного цветов).


Понял, могу объяснить другим


Понял, но нужен

тренинг


Нужна консультация



Форма работы: групповая.


Ход урока:


1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока: изученные приемы вычислений.


-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

-Все ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?


1.1 Включение в систему знаний и повторение

Цель:

1) тренировать способности к использованию понятия объединения и пересечения множеств при решении практических задач;

2) оценить собственную деятельность


1.2 Работа в парах.

У вас на партах лежит конверт. Откройте его и рассмотрите множество выражений на карточках. (Д-3)

-Все ли приемы вычислений вам знакомы? (Да)

-А какое выражение «лишнее?» (263+484, в остальных – умножение на однозначное число). Отложите в сторону эту карточку.

-На какие группы можно разбить оставшиеся выражения? (Табличное и внетабличное умножение)

-Разложите на эти группы.

-Сколько всего групп получилось? (3)


1.3 Повторение графического изображения множеств, пересечение множеств.

На партах у детей лежат карточки с рисунками диаграмм двух множеств.

(Д-3)

-Распределите выражения из трех групп на карточку с изображением диаграмм.

-Какие элементы принадлежат множеству А? (43, 203, 243)

-Какие элементы принадлежат множеству В? (243, 747, 487, 848)

-Где обозначите выражение 263+484? (Вне диаграммы множеств А и В)

-Почему?

-Какую запись можно сделать? (АUВ)

-Что является результатом объединения множеств? (Новое множество, состоящее из элементов, принадлежащих данным множествам)


1.4 Работа в тетрадях и у доски.

-Найдем значение выражения вне диаграммы множеств. (263+484)

-Объясните прием сложения. (В столбик, а возможен вариант и устного вычисления)

-Переходим к вычислениям множества А.. Как можно выполнить вычисления? (Устно) Почему? (Табличное умножение)


2. Актуализация знаний с использованием графической модели распределительного свойства умножения и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать вычислительные приемы, необходимые для внетабличного умножения чисел, способность к использованию графической модели распределительного свойства умножения;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия, обобщение;

3) зафиксировать индивидуальное затруднение, возникающее при умножении двузначных чисел на однозначное: громоздкая запись, большие затраты времени.


2.1 Тренинг мыслительных операций.

-Рассмотрим множество, состоящее из элементов множества А и В. (243)

-Что связывает данное выражение с множеством А? (Распределительное

свойство умножения)


2.2 Актуализация приема внетабличного умножения на однозначное число с использованием графической модели распределительного свойства умножения.

-Объясните, как вы решите пример 243 с использованием распределительного свойства умножения? (243) = (20+4) 3 = 20  3 + 4  3 = 60 + 12 = 72)


2.3 Индивидуальное задание. Работа в тетрадях. Работа у доски.

-Молодцы! Вы так быстро и правильно решили пример. Я надеюсь, что вы так же быстро и правильно найдете решения остальных выражений в тетради.

48  7 74  6 84  4

-Назовите ответ первого примера, второго, третьего. (Учитель сравнивает ответы с учениками, работающими у доски)

-Кто сделал не все примеры в заданное время? Почему? (Не хватило времени, запись в строчку неудобна.)

-А кто успел сделать? Молодцы!


3. Постановка проблемы.

Цель:

1) выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: неудобная форма записи;

2) сформулировать свой вариант записи, который позволит сэкономить время.


-Что же вас, ребята, больше всего не устраивает в алгоритме решения? (Длинная запись и затрата времени.)

-Какие из этих причин носят частный характер, и вы сможете их отработать самостоятельно? (Знание таблицы умножения – здесь надо дополнительно потренироваться.)

-Для решения какой проблемы нужны общие усилия? (Изменение формы записи.)

-Предложите свой вариант записи, который позволил бы сэкономить время? (Запись в столбик.)


4. Проектирование и фиксация нового задания.

Цель:

1) построить алгоритм письменного умножения на двузначное число в столбик;

2) согласовать тему и цель урока.


Организация учебного процесса на этапе 4.


Вариант 1.

Кто-то из учащихся уже знает эту форму записи. Учитель просит их научить остальных. Все остальные ученики пытаются разобраться и составить новый алгоритм.


Вариант 2.

-Предложите свой вариант записи, который позволил бы, с одной стороны, сэкономить время, а с другой – избежать ошибок при устных вычислениях в строчку. Посоветуйтесь в парах. Время 1 минута.


По ходу обсуждения учитель выставляет соответствующие шаги алгоритма умножения двузначного числа на однозначное число в столбик. (Д-2) При необходимости он задает детям «наводящие» вопросы:


-С чего надо начать запись? (Записать первый двузначный множитель: 56.)

-Как удобно записать второй множитель? Почему?

-Какой сделаем первый шаг? (Умножим однозначное число на единицы двузначного числа: 76 =42.)

-Куда запишем единицы произведения? (В разряд единиц.) Обведите разряд единиц в кружок.

-Как зафиксировать, что 4 десятка надо запомнить? (Десятки запоминаем и отмечаем их маленькой цифрой над десятками двузначного числа.)

-Что осталось сосчитать? (Число десятков.)

-Сколько их будет? (75 + 4 = 39.)


Далее учитель подводит учащихся к теме урока, используя аналогию алгоритма умножения на двузначное число (Д-1).

-Возьмите зеленую пасту и допишите слева от разряда единиц в разряд десятков, число 2. (5627)

-Посмотрите на образец записи на табличке, которая находится у вас на парте.

-Назовите тему урока. (Умножение двузначного числа на двузначное число.)

-Определите основную цель урока. (Вывести удобную форму записи умножения на двузначное число.)

-Продолжаем работать по алгоритму. Пишем зеленой пастой.

-Куда запишем десятки произведения? (В разряд десятков.)

-Как зафиксировать, что один десяток надо запомнить? (Выношу в разряд сотен.)

-Сколько их будет? (62 + 1 = 13.) и т. д.


В завершении, учитель предлагает детям еще раз внимательно проанализировать особенности нового алгоритма и использовать его для решения примеров, вызвавших затруднение.

-Что нужно помнить, решая примеры в столбик? (Записываем и выполняем действия поразрядно, начиная с низшего разряда. При переходе через разряд, не забываем прибавить к более высшему разряду единицы низшего разряда, которые запоминаем.)

-К какому выводу пришли? (Запись в столбик удобнее.)


Физкультминутка.


5. Первичное закрепление.

Цель:

- зафиксировать новую форму записи умножения на двузначное число во внешней речи.


Работа с учебником, с. 25.

-Молодцы! Давайте посмотрим на ход рассуждений автора учебника. Прокомментируйте ее, пожалуйста.


6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить свое умение умножать на двузначное число, записывая решение столбиком;

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

3) обсудить и записать домашнее задание.


-Хотелось бы вам самостоятельно попробовать решить несколько примеров?


6.1 Работа с учебником. Самостоятельная работа.

-Откройте с.26 учебника. Найдите №5 а). Выберите любые три примера и запишите решение столбиком в учебнике на печатной основе. Вы можете пользоваться опорной схемой и алгоритмом. (Д-1, Д-2)


6.2 Групповая форма работы.

-И в дополнение я хочу вам предложить таблички зеленого, желтого и красного цветов: (Д-4)

з) Понял, могу объяснить другим;

ж) Понял, но нужен тренинг;

к) Нужна консультация.

-Даю вам 3 минуты. Начали!

-У кого возникли трудности в записи столбиком? Поднимите ту табличку, которую считаете на данном этапе работы для вас наиболее значимой. Помоги товарищу, если он испытывает затруднение.

-Над чем надо поработать в дальнейшем? (Над алгоритмом и опорной схемой.)

-У кого вычислительные ошибки? Исправьте их. Как вы будете справляться со своими трудностями? (Повторять таблицу умножения.)



7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

- тренировать способность к использованию записи умножения двузначного числа при решении задач.


-Мы сегодня на уроке использовали запись умножения на двузначное число столбиком при решении примеров.

-А в каких еще случаях можно применить эту форму записи? (При решении уравнений и задач.)


7.1 Работа по учебнику, с. 26, № 6. Решение задачи.

-Сможем ли мы сразу узнать, сколько печатных знаков уместится на 64 страницах? (Нет, т.к. нам неизвестно количество печатных знаков на 1 странице.)

-Составляю план решения задачи: чтобы узнать, сколько печатных знаков уместится на 1 странице, надо знать, сколько их в одной строке и сколько на одной странице строк.

-В задаче сказано, что в строке 56 печатных знаков, а на странице – 36 строк.

-Записываю решение:

(56  36)  64

-Выполняю решение столбиком и записываю ответ.


-Молодцы! Проверьте друг друга в парах. (Для проверки «слабых» учащихся можно назначить консультантов.)


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученного на уроке: умножения на двузначное число столбиком;

2) оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей деятельности.


-С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке?

-Какой выход мы нашли?

-Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы? (В решении примеров, задач, уравнений.)

-А теперь оцените собственную работу, класса, отдельных учеников.

-Над чем нам надо еще поработать?

-Если вам необходима помощь учителя или консультантов, вы всегда можете рассчитывать на нее.

-Спасибо за урок!



6.3 Домашнее задание: с. 26, №5 б), 1 и 2 столбики.