Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний. Чистописание. Определение темы урока Формирование и отработка умений находить пары слов в предложении Работа в парах. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание Итог урока | Садитесь. Начинаем урок. Вспомните и повторите правила поведения на уроке Объясните, пожалуйста, для чего нужно выполнять эти правила? Посмотрите на доску. Какое число записано? Что вы знаете про декабрь? Верно, ребята, в декабре начинается календарная зима. Какие буквы выделены в этом слове? Объясните почему? Как можно объяснить их написание? Правильно, это словарное слово. (появляется на доске слово ДЕКАБРЬ) Можно ли проверить букву А? Откройте тетради, запишите число, классная работа. Будьте внимательны при списывании. Отгадайте загадку: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Правильно, это зима. (Слайд: зимний лес) Выделите в слове «зима» первый звук. Дайте ему характеристику. Пропишите по образцу букву данного звука. (Образец в тетради и на доске) Пропишите соединения ( Назовите опасные места в слове «ЗИМА». Можно ли проверить? Запишите это слово. На какой вопрос отвечает слово «зима», что называет? Образуйте однокоренные слова к слову «зима» На доске: (какой?) (что делать?) Что называет слово «зимний»? Что значит «зимовать»? Что оно называет? Какое слово будет проверочным? Запишите эти слова, выделите опасные места. Составьте предложение с одним из этих слов. (устно) Дети первого класса тоже умеют составлять предложения. Посмотрите, какие предложения они составили: 1. Зима принесла. 2. Зима радость снежная принесла. 3. Снежная зима принесла радость. Какое предложение по вашему мнению составлено правильно? О чем пока не знают первоклассники? А у вас возникают подобные трудности? О чем нужно помнить при составлении предложения? Какова тема сегодняшнего урока? Чему мы продолжим учиться на сегодняшнем уроке? А для чего нам эти умения? Запишите предложение: «Снежная зима принесла радость.» А как нам проследить связь слов в предложении? Вспомним план действий. На доску вывешиваются карточки алгоритма. Обозначьте графически связь слов в предложении Физминутка Ух! Какая метель поднялась! Посмотрите, что наделала злая вьюга. Рассыпала все предложения Вы будете работать в парах. Всмомним правила работы в паре «Рассыпанные» предложения на доске на карточках разного цвета. Такие же карточки у детей на парте. Трещит, мороз, сильный снег, укутал, Пушистый, деревья ветер, ледяной, Дует птенцы, дупле, В, пищат Давайте проверим вашу работу. Проверьте и оцените свою работу Поднимите руку, у кого загорелся зеленый огонек. Молодцы. А теперь найдите пары слов, связанные между собой. Давайте вспомним алгоритм. Как называется первая пара слов? Проверка, самооценка Прочитайте все предложения вместе. Что у нас получилось? Почему вы так считаете? Докажите. Если это текст, то чего не хватает? Как можно озаглавить? А вас в этом тексте ничего не смутило? Послушайте внимательно (Слайд: картинка клеста и его голос) Сценка. Играют дети в шапочках птиц. Физкультминутка для глаз Отдохнули, а теперь снова за работу. Сейчас вы будете выполнять задания самостоятельно. Вы должны выполнить только одно задание. Сначала прочитайте все задания и подумайте с каким из них вы сможете справиться. Карточка 1. Списать предложение и установить связь между словами по алгоритму. Толстый лёд сковал речку. Карточка 2. Составить из слов предложение и установить связь между словами. пушистые, в, снежинки, воздухе, закружились Карточка3. Запиши текст, заменяя вопросы словами по смыслу. Слова можно взять из слов для справок. Согрело солнышко сосульку. (что сделала?) она (какими?) слезами. (что сделали?) капельки на солнце. Засветились (какими?) огоньками. Слова для справок: Сосулька (заплакала, зарыдала, заревела) Слёзы (холодные, ледяные, светлые) Капельки (вспыхнули, засияли, заискрились) Огоньки (разноцветные, красные, синие, желтые) Проверка: 1-2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои тексты Какую цель ставили? Достигли мы цели? Оцените свою работу. На доске: знаю Я запомнил(а) смог(ла) Дома вы продолжите составлять предложения и находить связь между словами. Задание по выбору: Стр 74 упр 99 Составить текст из 4-5 предложений на тему: «Зимние забавы». В двух предложениях установить связь слов Снего-снего-снегопад, Снегопаду каждый рад. Ну, а больше всех на свете Снегопаду рады дети! Вот и у нас, ребята, снегопад, только снежинки безликие. Давайте исправим это. Возьмите смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепите снежинки к доске. (Каждый смайлик с магнитиком) | Проговаривают стихотворение: Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Чтобы понять задание, на пропустить на уроке самое главное и т.п. 1 декабря. Это первый месяц зимы. Безударная гласная е в первом слоге и безударная а во втором слоге. Безударные гласные – это всегда ошибкоопасное место. Букву Е нельзя проверить, ее надо запомнить Можно. Словом декабрь. ЗИМА Зимний, зимовать Признак предмета Проводить зиму Действие предмета. «зимний», т.к. звук И ударный Показывают на «ромашках» 3. (обратная связь) Первая запись – это не предложение, потому что предложение выражает законченную мысль. Во втором предложении нет связи между словами. Предложение построено неправильно Слова в предложении должны быть связаны по смыслу. Связь слов в предложении Устанавливать связь слов в предложении. Чтобы правильно строить предложения. АЛГОРИТМ: 1. Найти в предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое. 2. Найти слова, связанные с подлежащим (задать вопрос) и показать связь. 3. Найти слова, связанные со сказуемым и показать связь. Дети выполняют в тетради, один ученик у доски. Вот студеною зимой (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Круговые движения руками) Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах.(приседают Даже хитрая лиса на несколько секунд, Притаилась и сидит, потом встают) Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, (Потягивание – руки Солнце светит в небесах. в верх) Скачет по полю лиса. ( Прыжки) Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. (садятся за парты) (Выполняют 2 ребенка у доски. Класс повторяет) Дети собирают предложения, работая в паре. Дети по очереди выходят к доске и составляют то предложение, которое он делал. На полях «зажигают огоньки»: без ошибок – зеленый, 1-2 ошибки – синий, больше – красный Грамматическая основа. Получился текст. Предложения связаны между собой. Есть одна тема. Нет заглавия. Зима. Зима в лесу. И т.п. Зима, а в дупле пищат птенцы… Чиж Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли? Клёст Да нет, Чижик, это я радуюсь! Свиристель Нашел время радоваться. Зима! Холодно! Клёст Как раз самое время, Свиристель, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, — до чего милы, до чего хороши! Дятел В такой-то мороз? Да они живыми не останутся! Клёст Да что ты, дятел! Ещё как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело! Чиж Да почему же зимой? Весной или летом куда лучше! Клёст Мы Клесты своими кривыми клювами отлично шелушим еловые и сосновые шишки. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для нас бывает в это время года. Поэтому мы и выводим своих птенцов зимой. И стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. Дети оценивают свою работу, зажигают огоньки. Продолжить учиться составлять предложения и устанавливать связь между словами. |