СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения. Русский язык 2 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения. Русский язык 2 класс.»

Корень. Родственные слова

Упражнение 1. Распределите слова по родственным корням:

а) нос, носить, переносица, переносить, поднос, носовой, безносый, носильщик;

б) водить, водица, хоровод, завод, водяной, водопад, заводской, водить;

в) лесник, прелесть, лесничество, прелестный, льстец, лесной.

Упражнение 2. Приведите примеры неродственных слов, имеющих одинаковый корень.

(Гора – гореть; вода – водитель.)

Упражнение 3. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ:

а) гора, горло, горняк, гористая;

б) осина, осинник, оса;

в) пар, парный, паровой;

г) боль, больной, большой.































Слоги. Ударение

Упражнение 1. Ученика попросили написать на доске слова, которые начинаются со слога ме. Он написал:

Месят, метла, метёт, меткий, метр, месить, мерить, метать, метель, метка, месяц.

Верно ли выполнил задание ученик? Подчеркните лишние слова.

Упражнение 2. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами?

Сосна, актёр, жало, навес, камыш, наши, какой, качай, кабан, нора.

Запишите эти слова, разделите их для переноса.

Упражнение 3. Как получить новые слова из слов: гвоздика, замок, вести, пары, козлы, атлас, пряди, соли, не меняя в них ни одной буквы?

Упражнение 4. Поставьте ударение в словах: добыча, средства, каталог, инструмент, крапива, ненависть, красивее, балованный, избалованный, баловать, столяр, верба, гусеница, алфавит, хворост, понял, поняла, голоден, голодна.

Проверьте себя по орфографическому словарю.

Упражнение 5. Запишите цепочку из трёх словарных слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следующего слова.

Упражнение 6. Определите количество слогов в словах: соловьи, яблоко, майка, длинношеее, вьюга, съехал. Разделите слова для переноса.

Упражнение 7. Расставьте ударение в подчёркнутых словах:

А дорога ли к вам дорога?

На горе стоит красивый замок, на его воротах – замок.

В ведёрко руку окуни

Не бойся – это окуни!

Упражнение 8. Соберите рассыпанные слова.

Ан–ло–ти–па–ди–к–дил

Ко–кро–шим–зе–пан–ко–рил

на–мот–ге–бе–раф–е–ги

мур–го–да–ле–бра–браз–жи



Звуки и буквы

Упражнение 1. Выберите и запишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Дом, дача, изгородь, тропинка, просьба, повозка, свёкла, редька, гроздь, подъезд.

Упражнение 2. Подчеркните слова, в которых есть твёрдые согласные звуки.

Семя, мяч, чаща, щуки, шипеть, петь, жить, бить, цирк, чайник.

Упражнение 3. Из звуков, входящих в слово малинка, ученик составил слова: мина, лама, Лина, манка, лак, Кама, налим, Нил, калина.

Найдите среди этих слов четыре слова со звуками, которых нет в слове малинка.

Упражнение 4. Как написать, не употребляя букв я, ю, е, ё, следующие слова: грёзы, забияка, якорь, ёжик, отсюда, ежевика?

Упражнение 5. Определите, сколько раз встречается в следующих предложениях звук:

а) [ш]. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож;

б) [в’]. Воробья врачи спасли, в вертолёт его внесли. Вертолёт вертел винтами, волновал траву с цветами;

в) [а]. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Упражнение 6. Произношение каких слов не совпадает с написанием: бак, слон, грустно, петь, весь окрестный, ворона, пишет, животы, круг?

Выпишите эти слова, сделайте фонетическую транскрипцию.

Упражнение 7. Посчитайте, сколько букв и звуков в каждом слове: якорь, лось, ёлка, маяк, рисует, съесть.

Упражнение 8. Подчеркните слова, в которых есть безударный звук [а]: ворона, часы, вишня, упали, коса, молоко.

Упражнение 9. Какие гласные звуки есть в слове «дерево»? Определите слова, в которых нет этих звуков: река, нива, вена, живот, лиса, небо, лечится, шипы.

Запишите эти слова, сделайте фонетическую транскрипцию.

Упражнение 10. Запишите, какие согласные звуки есть в словах: берег, рыбка, широкий, визжит, щавель.

Упражнение 11. Прочитайте слова и разделите их на две группы:

а) слова, в которых мягкость согласного обозначена

мягким знаком _____ ;

б) слова, в которых мягкость согласного обозначена

гласными буквами _____ ;

Пила, шило, даль, крен, руль, жир, чиж, дело, киль.

Какие слова не попали ни в одну из групп? Почему?

Упражнение 12. Какие согласные звуки есть в слове «домик»? Найдите эти звуки в словах, подчеркните их: мода, кино, мерка, медик, берег, Лидок, мёд, порог.

Упражнение 13. Подчеркните в словах только звонкие согласные: разорвать, мирить, чемодан, краса, путник, лентяй, фасоль.

Упражнение 14. Какие согласные звуки есть в слове «дождь»? Найдите эти звуки в словах и подчеркните их: дошить, дожить, держать, жиденький.

Упражнение 16. Распределите слова по группам:

а) слова, в которых есть только мягкие согласные;

б) слова, в которых есть только твёрдые согласные.

Машина, малинка, мириться, зеленеть, жираф, чайка, циркач, цирк, щавель, пилят, пилот, волокно, чаща, яблоко.

Какие слова не попали ни в одну из групп? Почему? Расскажите о согласных звуках этих слов.

Упражнение 17. Переставьте буквы в словах и получите новые слова. Запишите их.

Актёр, вобла, волос, валик, вход, вызов, выбор, весна, сев, ревность, грива, подвода, лапоть, лакей, сила, плата, жало.



Занимательный материал

1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (Ка-ша.)

2. Названия каких букв составляют целую эпоху? («Эр», «а».)

3. В каком слове семь одинаковых гласных? (Семья.)

4. Чем кончается «день» и «ночь»? (ь.)

5. Из названий каких двух букв можно приготовить на обед первое блюдо? (У-ха.)

6. Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)

7. Что у «цапли» впереди, а у «зайца» позади? (Буква «ц».)

8. Какая часть света называет себя первой и последней буквами дренерусской азбуки? (Аз-и-я.)

9. Есть слово из шести букв, но его можно записать и одной буквой, поставив после неё знак препинания. Что это за слово? (У-точка.)

10. Какое слово можно записать четырьмя и тремя буквами? (Трио, ООО.)

11. Назовите два слова, в которых одновременно встречались бы ъ и ь. (Объездить, съесть и т. п.)

12. Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

13. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква «о».)