Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Актуализация знаний. 1. Систематизация и обобщение знаний о сказках | Читает отрывок из стихотворения Н. Рыленкова. Нет, волшебные русские сказки не лгали Про Кощееву смерть, про ковер-самолет. Нет, не праздные люди те сказки слагали, А провидцы, в чьих замыслах правда живет. – О каком литературном жанре говорится в стихотво- рении? – Назовите приметы русских волшебных сказок. – На какие две группы делятся сказки? – Чем авторская сказка отличается от народной? – Какие авторские сказки вы знаете? Догадайтесь, о каком авторе идет речь, прочитав ключевые слова из известного произведения: дуб зеленый, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка. – Можете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат? | Внимательно слушают. – Волшебная сказка. – Присутствуют волшебные герои, происходят чудеса, используются троекратные повторы… – Сказки бывают народные и автор-ские. – Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколение с некоторыми изменениями. Авторские сказки создают писатели. – Это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость русской литературы Александр Сергеевич Пушкин | Умеют договариваться, находить общие решения. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Уважительно относятся к труду. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников |
2. Рассказ учителя об А. Пушкине | Рассказывает о творчестве А. Пушкина (см. ресурсный материал) | Внимательно слушают |
3. Викторина | Раздает группам части фигурки золотой рыбки, на которых написаны отрывки из сказок А. Пушкина. – А вы знаете сказки А. Пушкина? (См. ресурсный материал) | С каждой отгаданной сказкой на доске собирают фигурку золотой рыбки |
III. Постановка учебной задачи. | – С какой сказкой мы сегодня познакомимся? Сейчас потолкуем о сказке другой. Тут синее море, тут берег морской. Старик выйдет к морю, он невод забросит, Кого-то поймает и что-то попросит. О жадной старухе рассказ здесь пойдет. А жадность, ребята, к добру не ведет. – Назовите тему и цель урока | – «Сказка о рыбаке и рыбке» | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
IV. Работа по теме урока. 1. Работа с текстом до чтения | – Прочитайте название произведения. – Из чего ясно, что это сказка? – Что еще можно узнать из заголовка? – Кто изображен на иллюстрации? – Где будут происходить события? – Сказка состоит из частей. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях | – «Сказка о рыбаке и рыбке». – Из заголовка. – Главные герои – рыбак и рыбка. – Старик с неводом; старуха, которая прядет пряжу. – У моря | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
2. Словарная работа | – Эти слова встретятся в сказке. Какое слово можете объяснить? Невод – большая сеть для ловли рыбы. Корысть – выгода, польза. Невежа – грубый, невоспитанный человек. Светелка – светлая комната, отделенная сенями от кухни. Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода. Чупрун – чуб, хохол. Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами. Старче – так на Руси называли старого человека. Бояре – богатые люди, которые служили царю. Владычица (морская) – госпожа, повелительница, государыня. Терем – высокий богатый дом. Парчовая на маковке кичка – старинный праздничный головной убор женщин на Руси. Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый. Откуп – плата. Простофиля – глупый, несообразительный человек. Кликать – звать. Пуще – больше | Читают слова, объясняют их лексическое значение | Владеют навыками работы со справочной литературой, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
Физкультминутка | Вместе встали все скорей, Дружно выстроились в ряд В рыбок превратились враз И поплаваем сейчас. Рыбки плавают, ныряют В чистой тепленькой воде: То согнутся, разогнутся, То зароются в песке. А теперь вздохнули дружно И вернулись в дом к себе | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
1) Выяснение характеров главных героев (работа в парах) | – Кто является главными героями сказки? – Давайте выясним характер старика и старухи. Свои ответы нужно доказать примерами из текста. Оказывает помощь в работе. – Кто из героев вам нравится? – Почему не нравится характер старухи? – Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала? – Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива? Почему? – Старуха получила корыто. Какие желания исполнила рыбка после этого? – Кем стала старуха с помощью рыбки? – Знаете ли вы, кто такая дворянка? | Ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. – Характер старика: мягкий, добрый, безответный, безвольный, смиренный. – Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. – Все черты ее характера отрицательные. Жадных, грубых, злых людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. Отвечают на вопросы | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формируют ответы на вопросы. Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
2) Чтение отрывка | – В народе говорят: «одежда красит человека». – Красит ли старуху ее одежда? Почему? – А. Пушкин называет ее старухой. Почему? – Как старуха относилась к старику и слугам? – Какой стала старуха, когда стала богатой? – Кем потом стала старуха? – Кто такая царица? Какой должна быть царица? – Может ли старуха стать царицей? Почему? – Мы нарисовали словесный портрет старухи. Какая она? | – Злая, жестокая, грубая. – Жадная, корыстолюбивая, злая, жестокая, грубая, глупая, капризная | Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодейст-вия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
3) Выборочное чтение | – Найдите и прочитайте, как менялись требования старухи. – Проследите, как автор описывает море. – Как меняется описание? Почему? | |
4) Игра «Доскажи фразу» | (См. ресурсный материал.) | |
V. Закрепление и применение знаний | Игра «Путаница». (См. ресурсный материал.) | Работают по карточкам, взаимопроверка | Принимают и сохраняют правила участия в игре. Осуществляют взаимный контроль и оценку учебной деятельности |
VI. Итог урока. Рефлексия | – С какой сказкой вы познакомились сегодня? – Прочитайте слова А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». – Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку идеи сказки: • Как здорово поймать волшебную рыбку! • Как плохо быть сварливым и жадным. • Если ты сварливый и жадный, то можешь потерять свое счастье. Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться опять в той волшебной стране! Сказки Пушкина – чудо-страна! Свои двери открыла она! Эти сказки опять и опять Будут дети читать, будут дети читать, Снова будут их дети читать! – Что было интересно? – Чему вы научились? – Какое настроение было у вас на уроке? – Закончите предложения: • Мне захотелось… • Я научился… | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение сказки; работать с архаизмами. Написать мини-сочинение (5–6 предложений). Ответить на вопросы: • Ваше отношение к героям сказки. • Чему учит произведение? • Если бы вы поймали золотую рыбку, какое желание загадали? | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе инфор-мации). Умеют слушать и вступать в диалог |
Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого» была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
В детстве рядом с мальчиком были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключенную в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Сказки Пушкина – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
1. Расставь все желания старухи по порядку.
5 корыто.