Урок № 8
МХК-10
Изобразительное искусство Древней Греции
Д.З.: Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91
Ред.: А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- дать представление об изобразительном искусстве Древней Греции; научить выделять особенности разных типов и периодов изобразительного искусства (архаики, классического стиля, эллинизма);
- развивать навыки художественного анализа;
- воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- архаика;
- классический стиль;
- эллинизм;
- куросы;
- коры;
- вазопись;
- Фидий, Поликлет, мирон, Скопас;
- чёрнофигурная и краснофигурная вазопись
Универсальные учебные действия
- описывать шедевры скульптуры и вазописи; соотносить произведение скульптуры с определенной культурно-исторической эпохой; характеризовать особенности и творческую манеру индивидуального авторского стиля; готовить сообщения о творчестве греческих ваятелей; выполнять эскизы росписей ваз и других предметов обихода в художественных традициях древнегреческих мастеров; проводить сравнительный анализ античной пластики со скульптурными произведениями древнего Египта; высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений изобразительного искусства древней Греции
- описывать шедевры скульптуры и вазописи;
- соотносить произведение скульптуры с определенной культурно-исторической эпохой;
- характеризовать особенности и творческую манеру индивидуального авторского стиля;
- готовить сообщения о творчестве греческих ваятелей;
- выполнять эскизы росписей ваз и других предметов обихода в художественных традициях древнегреческих мастеров;
- проводить сравнительный анализ античной пластики со скульптурными произведениями древнего Египта;
- высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений изобразительного искусства древней Греции
Проверка знаний
- Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон.
- Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров.
- Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики?
- Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Скульптура и вазопись архаики.
- Изобразительное искусство классического периода.
- Скульптурные шедевры эллинизма.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет изобразительное искусство Древней Греции?
подвопросы
- Скульптура и вазопись архаики. Куросы и коры. Шедевры и мастера вазописи. Основные стилевые отличия произведений мелкой пластики и живописи. Чернофигурная вазопись.
- Изобразительное искусство классического периода. Краснофигурная вазопись. Расцвет искусства скульптуры. Мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Идеал физической силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров скульптуры.
- Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов
Архаика
АРХА́ИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры.
Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического.
- Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы, но и была составной частью религиозного культа.
- Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях.
Архаика. Скульптура
Это мужские фигуры куросов (т.е. юношей) устанавливались вблизи храмов. Их называли «архаические «Аполлоны». Огромных размеров (иногда 3м), куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, руки вдоль тела со сжатыми в кулаки ладонями, черты лица лишены индивидуальности.
Женские фигуры - коры (т.е. девушки). Их позы однообразны и статичны. Причудливо причесанные волосы с круто завитыми локонами, перехваченные диадемами , разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка .
Классический период
- В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.
- Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.
Классический период в истории Древней Греции принято исчислять с конца VI века до 338г. до н. э. Этот в общем-то недолгий двухсотлетний период тем не менее знаменуется наивысшим расцветом древнегреческого общества во всех сферах жизни.
- Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме…
Фидий
Афина Парфенос
- Знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания — 447—438г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия .
Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм.
Мирон
В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобол а — юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.
Афина
Дискобол
Марсий
Амазонка
Поликлет
Дорифор
Диадумен
В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом ; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.
- В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции.
- Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству.
- Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.
Скопас - скульптор 1 пол.IV в до н. э.
Потос
Менада
- Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).
По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э . Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.
Гермес с младенцем Дионисом
Венера
Аполлон Сауроктон
Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).
Гермес,
надевающий сандалии
Апоксиомен
Геракл
Скульптурные шедевры элинизма
Харес из Линдоса.
Колосс Родосский.
- Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов ( Колосс Родосский ). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана . Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея
Высота 32 м.
Нач. III в. до н.э.
При входе в гавань
города Родос.
Ника
Самофракийская
Агесандр, Полидор и Атенодор «Гибель Лаокона и его
сыновей». (40 г. до н.э.).
Сюжет произведения
заимствован из легендарных
сказаний о падении Трои.
Лаокоон а, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи. Страдание на лице героя, высокий трагизм всей композиции выражают безмолвный протест против несправедливости богов, фатума.
Бюст Сераписа
Камея Гонзага.
- Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по-своему более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии).
Живопись
Греческая живопись представлена главным образом вазопись ю. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.
Огромные вазы, достигающие иногда 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментами в виде кругов, треугольников, квадратов, ромбов ( геометрический стиль ).
Рисунки с изображением фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.
Живопись
была
широко
распространена
в Древней Греции
в виде фресок и росписей на вазах
Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах.
Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи. ...Однако, период расцвета Древней Греции больше известен не художественными произведениями, а росписью керамики.
Художники славились, уважались и почитались народом. Самые профессиональные художники даже начали подписывать свои произведения, чего ранее никто не делал.
ГРЕЧЕСКИЕ ВАЗЫ
Контрольные вопросы
презентацию
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
- Лебедь С.Г., учитель ИЗО ,МХК. МОУ Ильинской СОШ, автор содержательной части презентации