Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели, На меня все посмотрели. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять» | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Расшифруйте слово. 26 + 73 | Е | 20 – 5 | М | 40 – 36 | Л | 8 + 8 | К | 100 – 94 | А | 22 – 4 | С | 38 – 22 | К | 46 – 40 | А | Ключ: Ответ: смекалка. | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Выполните геометрическое задание. – Какие фигуры изображены на чертеже? – Назовите признаки окружности. – Назовите все изображенные на рисунке отрезки.  – Какие из отрезков являются радиусами? – Что можете сказать об их длине? – Какие отрезки являются диаметрами? – Какие у них длины? | Работают с чертежом | Фронтальная | Устные ответы |
Игра «Стручки». Во времена царя Гороха Под смех и шутки скомороха Царь, нацепив свои очки, Играл с царицею в стручки. Ты знаешь, как они играли? Я сообщаю все детали! Перед вами такое число:  – Вы его узнали? (Число XIV.) – Переложите только один стручок, превратите в число 5. Решение:  Х – V = V. 10 – 5 = 5 | Составляют римские числа | Фронтальная | Устные ответы |
III. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками (осуществляется по каждой их категории) | Сообщает результаты контрольной работы, указывает ошибки, допущенные учащимися. 1. Вычислите: 2 · 8 8 · 8 24 : 6 49 : 7 | 7 · 9 6 · 7 72 : 9 24 : 4 | 4 · 5 49 : 7 63 : 9 36 : 6 | (52 – 21) : 8 84 – 4 · 7 37 + 5 · 9 32 : 4 + 5 · 6 | | Выполняют работу над ошибками. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют желание учиться. Познавательные: проводят анализ объектов с целью выделения их признаков. Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
2. Вставьте пропущенное число. 6 · = 24 : 3 = 21 | 7 · = 49 25 : = 5 | : 5 = 6 21 : = 7 | | Находят пропущенные числа | Индивидуальная |
IV. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня повторим материал по теме «Решение задач» | Отвечают на вопросы, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока | Устные ответы |
V. Самостоятельная работа по карточкам | Самостоятельная работа по карточкам | Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. Ресурсный материал) | Самостоятельно работают | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов. Регулятивные: организуют рабочее место. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Повторение по теме «Решение задач» | Работа по учебнику. Задание 35 (с. 62) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – В клетке сидят несколько кроликов. У всех кроликов 24 лапы. Сколько кроликов сидят в клетке? Какое данное отсутствует в тексте задачи, но необходимо для ее решения? (У каждого кролика по 4 лапы.) Решение: 24 : 4 = 8 (кр.) – в клетке. Ответ: 8 кроликов | Решают задачу делением | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 39 (с. 63) | – Рассмотрите чертеж. Сколько квадратов вы видите на рисунке? (Два квадрата – АВСК И СКЕD.) – Имеют ли квадраты общую сторону? (Общая сторо- на – СК.) – Определите на глаз, чему равна площадь каждого квадрата. (Площадь каждого квадрата – 4 кв. см.) – Проверьте свой ответ с помощью палетки. – Равны ли площади квадратов? (Равны.) – Чему равна площадь четырехугольника АВDE? (8 кв. см.) | Находят площадь фигур с помощью палетки | Индивидуальная, фронтальная | Устные ответы |
Игра «Капитаны» (на знание табличных случаев умножения) | Проводит игру «Капитаны» на знание табличных случаев умножения. Рифы отделяют корабль от островов, на одном из которых пираты зарыли клад. Безопасный путь к этому месту лежит через проходы в рифах, на которых произведения имеют значения, данные в записке. – Восстановите стертые цифры и нарисуйте путь к месту, где зарыт клад.  6 · 9 8 · 4 9 · 9 8 · 7 3 · 9 7 · 7 1 · 9 6 · 2 7 · 4 6 · 6 8 · 6 4 · 5 8 · 3 4 · 8 8 · 9  | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения; оформляют свои мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций | Устные ответы |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 36, 37, 38 (учебник); задания № 14, 15 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
– Устно решите задачи. Соедините линией кружок с номером задачи и карточку, на которой записано выражение для ее решения.
Из пакета взяли 7 яблок и 5 груш. Узнайте по этому условию:
1) Вставьте в кружок около каждой задачи знак действия, с помощью которого она решается.
2) Запишите решение той задачи, для которой дан схематический чертеж. Поставьте на нем около чисел наименования.