СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 98. НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЧИСЛА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать умения решать задачи на нахождение нескольких долей числа; закреплять навыки деления геометрических фигур на доли; развивать логическое мышление и внимание.

Просмотр содержимого документа
«Урок 98. НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЧИСЛА.»

Урок 98. нахождение нескольких долей числа

Цели деятельности учителя

Совершенствовать умения решать задачи на нахождение нескольких долей числа; закреплять навыки деления геометрических фигур на доли; развивать логическое мышление и внимание

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: решать задачи на нахождение нескольких долей числа; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; конструировать тексты несложных арифметических задач; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; коммуникативные – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Мне очень приятно видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас все получится

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства.

5 + 7 +  = 62 4 + 8 +  = 42

8 + 4 +  = 92 7 + 4 +  = 61

9 + 3 +  = 72 6 + 6 +  = 32

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Решите задачи.

а) 18 малышей построили парами и повели гулять. Сколько пар малышей повели гулять?

б) У Мартышки болит горло. Доктор Айболит дал ей 15 таблеток и велел принимать по одной таблетке в день. На сколько дней хватит таблеток?


Решают задачи

Фронтальная

Устные ответы

– Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

– Как называются данные фигуры?

– Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают

на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 80)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Составьте рисунок к данной задаче и решите ее.

Запись:

Решение:

1) 18 : 6 = 3 (кр.) – белые.

2) 18 – 3 = 15 (кр.) – серые.

Ответ: 3 кр., 15 кр.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют рисунок к задаче и решают ее

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию
в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; наблюдают и делают простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 80)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись:

Было – 45 р.

Израсходовала – ? р., девятую ч.

Решение:

45 : 9 = 5 (р.) – израсходовала.

Ответ: 5 рублей

Решают задачу по действиям. Моделируют задачу на фишках

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 1

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

Решение:

1) Чему равна длина одной части тесьмы?

27 : 3 = 9 (см).

2) Чему равна длина двух частей тесьмы?

9 · 2 = 18 (см),

или 27 – 9 = 18 (см)

Ответ: 18 см

Решают задачу с опорой на рисунок

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 11

(с. 82)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Рассмотрите данный рисунок. Какие фигуры здесь изображены?

– Назовите признаки треугольников.

– В каком из треугольников нарушена закономерность записи чисел?

Закономерность: если числа в треугольниках 1, 2 и 4 расположить в порядке возрастания, то каждое следующее число будет в 2 раза больше предыдущего. Это правило нарушено в треугольнике 3. В этом треугольнике должны быть числа 3, 6 и 12

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Определяют закономерность на рисунке

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономер-

ности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев

для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 2

Если сильные учащиеся могут устно выполнить все вычисления, то слабоуспевающим можно разрешить воспользоваться фишками (по аналогии с тем, как это делается при изложении нового материала темы).

Например, в случае 3 сначала предложите ученикам пересчитать число бусинок на рисунке и выложить перед собой в ряд столько же фишек (то есть 18). По условию задания надо закрасить восемь девятых бусинок. Значит, сначала надо найти одну девятую числа всех бусинок (то есть разбить все бусинки на 9 равных групп),
а затем уже найти восемь девятых (то есть пересчитать число бусинок в 8 группах).

– Рассмотрите рисунок к заданию.

Делаем вывод: надо закрасить шестнадцать бусинок из восемнадцати

Строят модель с помощью

фишек.

Закрашивают указанную часть

на рисунке

Фронтальная

Устные ответы

Задание 3

(перечертить фигуры в заливке – должны состоять из 4-х частей, провести вертикальную линию и в 1-й фигуре заштриховать одну часть)

Чертежи:

четвертая часть
четырехугольника

половина
четырехугольника



две шестых круга

две трети круга


Закрашивают указанную часть круга и четырехугольника

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки треугольника.

– Назовите признаки круга.

– Продолжите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я:

научился…

было интересно…

было трудно…

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 13 (учебник), № 6 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение