Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Мне очень приятно видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас все получится | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства. 5 + 7 + = 62 4 + 8 + = 42 8 + 4 + = 92 7 + 4 + = 61 9 + 3 + = 72 6 + 6 + = 32 | Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачи. а) 18 малышей построили парами и повели гулять. Сколько пар малышей повели гулять? б) У Мартышки болит горло. Доктор Айболит дал ей 15 таблеток и велел принимать по одной таблетке в день. На сколько дней хватит таблеток? | Решают задачи | Фронтальная | Устные ответы |
– Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.  | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки на доске.  – Как называются данные фигуры? – Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 80) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Составьте рисунок к данной задаче и решите ее. Запись:  Решение: 1) 18 : 6 = 3 (кр.) – белые. 2) 18 – 3 = 15 (кр.) – серые. Ответ: 3 кр., 15 кр. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют рисунок к задаче и решают ее | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 80) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что вам известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: Было – 45 р. Израсходовала – ? р., девятую ч. Решение: 45 : 9 = 5 (р.) – израсходовала. Ответ: 5 рублей | Решают задачу по действиям. Моделируют задачу на фишках | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 1 | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? Решение: 1) Чему равна длина одной части тесьмы? 27 : 3 = 9 (см). 2) Чему равна длина двух частей тесьмы? 9 · 2 = 18 (см), или 27 – 9 = 18 (см) Ответ: 18 см | Решают задачу с опорой на рисунок | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 11 (с. 82) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Рассмотрите данный рисунок. Какие фигуры здесь изображены? – Назовите признаки треугольников. – В каком из треугольников нарушена закономерность записи чисел? Закономерность: если числа в треугольниках 1, 2 и 4 расположить в порядке возрастания, то каждое следующее число будет в 2 раза больше предыдущего. Это правило нарушено в треугольнике 3. В этом треугольнике должны быть числа 3, 6 и 12 | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Определяют закономерность на рисунке | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономер- ности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 2 | Если сильные учащиеся могут устно выполнить все вычисления, то слабоуспевающим можно разрешить воспользоваться фишками (по аналогии с тем, как это делается при изложении нового материала темы). Например, в случае 3 сначала предложите ученикам пересчитать число бусинок на рисунке и выложить перед собой в ряд столько же фишек (то есть 18). По условию задания надо закрасить восемь девятых бусинок. Значит, сначала надо найти одну девятую числа всех бусинок (то есть разбить все бусинки на 9 равных групп), а затем уже найти восемь девятых (то есть пересчитать число бусинок в 8 группах). – Рассмотрите рисунок к заданию.  Делаем вывод: надо закрасить шестнадцать бусинок из восемнадцати | Строят модель с помощью фишек. Закрашивают указанную часть на рисунке | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 3 (перечертить фигуры в заливке – должны состоять из 4-х частей, провести вертикальную линию и в 1-й фигуре заштриховать одну часть) | Чертежи: четвертая часть четырехугольника | половина четырехугольника |  |  | | | две шестых круга | две трети круга |  |  | | Закрашивают указанную часть круга и четырехугольника | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки треугольника. – Назовите признаки круга. – Продолжите предложения, записанные на доске. Сегодня на уроке я: – научился… – было интересно… – было трудно… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 13 (учебник), № 6 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |