СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 5 класса "Слог и ударение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рекомендован для обучающихся 5-х классов. По желанию может быть дополнен презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 5 класса "Слог и ударение"»

Урок в 5 классе

Тема: «Слог и ударение».

Цели:

образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;

развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;

воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.

Планируемые результаты:

Предметные – находят и анализируют слоги, выделяют в слове ударный слог, правильно ставят ударение в общеупотребительных словах.

Метапредметные:

Личностные – применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Познавательные – читают и слушают, извлекая нужную информацию, умеют определять понятия, строят рассуждение, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение, задавать вопросы, соблюдают в практике речевого общения нормы литературного языка.

Ход  урока

І. Организационный момент

-Ребята, добрый день! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по океану знаний! А для этого нам необходимо хорошее настроение! Посмотрите друг на другу, улыбнитесь, а теперь –вперед за знаниями!


ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание  проблемной ситуации (презентация)

- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную сказку под названием «Молоточек».

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

«Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек.

- Ребята, а теперь давайте постучим по другим словам, которые обозначают школьные принадлежности. Сколько ударов у нас получилось?

(Например, ка-ран-даш (3), ли-ней-ка (3) и т.д.)

- Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» .

ІІІ. Постановка цели и задач.

 - Ребята, а давайте подумаем: каковы цели нашего урока (ответы обучающихся).

ІV. Проверка  материала, изученного в начальных классах.

Теория

1.Что такое ударение?

2.Что такое слог?

Практическое задание на повторение. Работа с карточками (у обучающихся на парте предложены карточки с цифрами).

1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.

Звук, речь, парта, учебник, русский, дневной, линейка, дерево, ручка, учебник.

2. Игра «Самый быстрый».  Карточкой указать номер ударного слога.

Звук, речь, парта, учебник, русский, дневной, линейка, дерево, ручка, учебник.

- Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.



V. Объяснение нового материала с  параллельным закреплением.

1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса.  В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.

- Попробуем показать это на примерах.

- Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.

- Составьте предложения с любыми из этих слов.  (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).

2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…

- Что же в русском ударении?

3.Задание.

Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения (письменно).

1 ряд – день, дождь;

2 ряд – ясно, шумно;

3 ряд – серебряный, прохладно.

Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.

- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.

VІ. Физкультминутка.

Ребята! Я называю слова вам сейчас. Когда вы слышите слова с ударением на первом слоге вы поднимаетесь, а когда на втором- остаётесь на местах. Итак, поехали!

Мода, рота, соты, дета́ль, птица, коро́ва, мера, туша, карти́на души, роща, айва, дочка, портфе́ль тонна, ветер, арбуз

       4. Все ли слова в русском языке имеют ударение?

- Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос (письменно).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

                                    А.С. Пушкин

(Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи  не имеют его).

VII. Закрепление материала:

Итак, какими особенностями обладает русское ударение? Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его.

- Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.

А) Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.

(Вывод: получаются разные формы слова).

Б) Следующее задание. Прочитайте  слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение?

Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.

Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.

- Итак, какую роль играет ударение в слове?

(Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)

- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?

IІ. Итог урока. Рефлексия

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я…».

XIX. Домашнее задание.

Подберите стихотворение или отрывок из стихотворения А.С. Пушкина (8-12 строк), расставьте в нём ударение, поделите слова на слоги.