СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Древние образы в искусстве"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Древние образы в искусстве"»

Конспект урока по изобразительному искусству

"Древние образы в народном искусстве"

(5 класс)

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.

1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство

  3. Новая тема. Древние образы славянской мифологии.

  4. Постановка задачи для самостоятельной работы.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Показ лучших работ, выставление оценок.

  7. Домашнее задание.

  8. Приведение в порядок рабочих мест.


Информационно-методическое обеспечение:

1. Презентация «Знаки-символы в традиционном народном искусстве»

2. Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.

3. Таблицы со знаками земли, воды, солнца.

4. Изображение вазы-календаря.

5. Детские работы по данной теме.

6. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.


1. Народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен.

  1. Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с. ил

  2. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

  3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.

  5. Русские народные пословицы и поговорки.


Тип урока: Урок формирования новых знаний.


Формы контроля:  Текущий, ответы на вопросы.


Формирование УУД:

  • Личностных: Понимание значение знаний для человека; имение желание учиться. Понимание значимость ДПИ.

  • Коммуникативных: Умение строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

  • Регулятивных: Принимать учебную задачу; умение организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.


Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.

Требования к результатам:

Уровни освоения:

- Продуктивный (базовый):

Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Уметь: делать зарисовки традиционных образов народного прикладного искусства; выполнить эскиз вазы с использованием знаков-символов в технике «масляная пастель + акварель» или гуашевыми красками.

- Продвинутый: 

Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.

Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.


Бумага формата А3, простой карандаш, резинку, гуашь или акварель, кисти, палитра, пастель, тетрадь.


Найти изображения и объяснить символическое значение.

  • Женской фигуры (например, в вышивке)

  • Дерева

  • Коня

  • Птицы

  • Русалки (женщины-птицы)

  • Медведя

  • Козы, козла или барана

  1. Организационный момент.

  2. Требования, предъявляемые к ученикам

  • Быть готовыми к уроку

  • Выполнять домашние задания

  • Знать технику безопасного поведения на уроке

  • Приобрести к урокам ИЗО:

  • Гуашь

  • Акварель медовую

  • Кисти . Всего не менее 3-х кистей (тонкую, среднюю и толстую)

  • Пластмассовую палитру

  • Простые карандаши

  • Резинку

  • Масляную пастель

  • Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)

  • Тетрадь.

Актуализация знаний.

  • Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?

  • Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?

  • Что же мы называем декоративно - прикладным искусством?

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского словаdecoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)

  1. Новая тема.

Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

Рассмотрим её внимательно.

  • Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?

Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.

  • Какое же самое большое желание было у людей? - Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водойЧеловек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?

Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца, ведь в году четыре времени года. Солнце также изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

  • Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака. Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.

  • Зарисуйте ниже знаки воды и дождя.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли.

  • Ещё ниже изобразите знаки семени.

Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.

  • Изобразите и различные виды ростков.

Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.

Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.

  1. Постановка задачи для самостоятельной работы.

Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Задание лучше выполнить гуашью на бумаге формата А3 или в технике «акварель + масляная пастель».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Что такое декоративно-прикладное искусство?

  • Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

  • Какие знаки – символы вы сегодня узнали?

  • Какие символы вам были уже знакомы?

  • Как вы думаете, есть ли ещё какие–нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?

  1. Домашнее задание.

Найдите изображения и объясните символическое значение

  • Женской фигуры (например, в вышивке)

  • Дерева

  • Коня

  • Птицы

  • Русалки (женщины-птицы)

  • Медведя

  • Козы, козла или барана.