СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики по теме «Обработка информации» для учащихся 5 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока информатики:  «Обработка информации».  Данная тема рассчитана на учащихся 5 класса.

Данная тема урока дает представление о процессе обработки информации и о типах ее обработки.

Урок содержит методический материал для учителя: теоретическую и практическую часть. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)




Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: «Обработка информации»

Автор: Тронина Надежда Викторовна
Место выполнения работы: Информатика и ИКТ



















Аннотация


Тема урока информатики: «Обработка информации». Данная тема рассчитана на учащихся 5 класса.

Данная тема урока дает представление о процессе обработки информации и о типах ее обработки.

Урок содержит методический материал для учителя: теоретическую и практическую часть.























Оглавление

Введение 4

Ход урока 6

Заключение 11

Список используемых источников 12
























Введение

Современный человек не только должен обладать суммой знаний, но и уметь приобретать самостоятельно знания, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки.

  • Способствовать формированию навыков нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи.

  • Способствовать формированию умения приводить примеры различных способов обработки информации.

  • Расширить представление о компьютере как инструменте обработки информации.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания, развитию речи.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, уважение к мнению другого человека, аккуратность.

Тип урока: урок объяснения нового материала с первичным закреплением знаний

Оборудование:

  1. Персональные компьютеры

  2. Мультимедийная установка

  3. Раздаточный материал для выполнения практической работы и рефлексии.

Основные понятия:

    • информация

    • информационная задача

    • обработка информации

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изложение нового материала

  4. Закрепление

  5. Практическая часть

  6. Итоги, домашнее задание

  7. Рефлексия


(2 мин)

(8 мин)

(10 мин)

(8 мин)

(13 мин)

(3 мин)

(1 мин)


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате успешно проведенного урока учащиеся должны:

  • иметь представление о процессе обработки информации и о двух типах обработки;

  • уметь находить исходные данные и предполагаемые результаты решения информационной задачи;

  • уметь приводить примеры различных способов обработки информации;

  • уметь обрабатывать информацию с помощью компьютера.


Способы проверки ожидаемых результатов могут быть разные:

  • устный фронтальный опрос;

  • тестирование;

  • проверочные практические занятия.


Ход урока

1) Организационный момент

Ученики сами называют тему урока (читают слайд 1) и пытаются самостоятельно сформулировать ее цель.

Ученики отвечают на вопросы для повторения (в целях наглядности вопросы представлены на слайдах презентации в текстовом и иллюстративном виде).

2) Актуализация знаний

  1. Что такое информация? (Слайд 3)

  2. Как человек получает информацию? (Слайд 4)

  3. Что использует человек для получения более точной информации? (Слайд 5)

  4. Назовите известные Вам носители информации. (Слайд 6)

  5. Что необходимо для того, чтобы состоялась передача информации? (Слайд 7)

3) Изложение нового материала

-Молодцы, ребята! Вы сейчас отвечали на вопросы для повторения. Эти вопросы я вам задавала не случайно. Я ставила перед собой информационную задачу: «Выяснить, как мои ученики усвоили пройденный материал?» (Слайд 8)

(Слайд 9)Чтобы успешно решить любую задачу (например, по математике), надо выяснить, что дано в условии задачи и что требуется найти. Те данные, которые определены в условии задачи, будем называть исходными (начальными) данными. Тот итог, который требуется найти при решении задачи, будем называть результатом решения.

Итак, вернемся к той информационной задаче, которую я поставила (Слайд 10).

- Скажите, что является для этой задачи исходными данными?

- Как решается эта задача?

- Какой результат получен? (Отметить тех, кто хорошо подготовиться к уроку, а кому стоит подтянуться).

Вывод. Исходя из ваших ответов, я сделала вывод о том, что вы усвоили материал (или не усвоили). Я решила поставленную мною информационную задачу. А чтобы решить данную задачу я обработала информацию - знаете вы или нет ответы на предложенные вопросы. Давайте, ребята, сделаем снова вывод, что вы понимаете под обработкой информации (ребята пытаются ответить на вновь поставленный вопрос).

(Слайд 11) Определение. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.

Сейчас мы с вами, ребята, рассмотрим примеры обработки информации.

(Слайд 12) Пример 1. На стол поставили 12 чашек. Когда сели пить чай, оказалось, что трех чашек не хватает. Сколько человек сели за стол?

При решении данной задачи особое внимание следует уделить нахождению исходных данных, принципу решения и результату.

Отметим, что в условии была задана числовая информация и в результате тоже получаем число, но уже отличное от исходного.

(Слайд 13) Пример 2. Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 57 % жителей города, 38 % имеют кошек, 25 % заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3%).

Данный текст задачи можно представить в табличном виде (Слайд 14) и графическом виде (в виде диаграммы) (Слайд 15).

В этой задаче можно отметить, что исходным данным был текст, а результатом – таблица и диаграмма.

Что произошло? Произошла обработка информации - произошло изменение формы представления информации, а содержание информации осталось прежним.

Что можно сказать о первом примере? Тоже произошла обработка информации - получили новую информацию, без изменения ее содержания.

Таким образом, существуют два способа обработки информации.

Попробуйте их назвать (ученики дают ответы). (Слайд 16)

  1. Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации

  2. Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но, не изменяя ее формы.

4) Закрепление.

Молоды, ребята! А сейчас мы попробуем решить задания из ваших рабочих тетрадей.

(Слайд 17) Решение задач.

Рабочая тетрадь: № 12 стр. 16. (в каждом случае обращаем внимание на имеющиеся исходные данные и результат, который необходимо получить)

Рабочая тетрадь: № 13 стр. 16 (кроме исходных данных и результата оговариваем в каждом случае способ обработки информации).


5) Практическая часть: (Слайд 18)

Цель: 1. Восстановить ранее полученные навыки работы в текстовом документе MS Word (заполнение таблиц и их редактирование).

2. Приобрести навыки вычислений с помощью программы Калькулятор.

3. Приобрести навыки работы с несколькими окнами.

Постановка задачи:

  1. Представить текстовую информацию в табличной форме. Заполнить пустые ячейки.

  2. Выполнить вычисления при помощи программы Калькулятор.

  3. Отредактировать ячейки таблицы.


Ход работы:

  1. Откройте папку заготовки для 5 класса. Найдите файл «Количество учеников».

  2. Внимательно прочитайте текст:

Ученику 5 класса Иванову Ивану задали задание по информатике подсчитать количество учеников в каждом классе, а затем подсчитать, сколько учеников всего в школе. Все подсчеты Ваня записывал в тетрадь. Помоги Ване, организуй электронный учет количества учеников по его записям:

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

1 класс-24 человека

5 класс-24 человека

10 класс-20 человек

2 класс-23 человека

6 класс-21 человек

11 класс-21 человек

3 класс-25 человек

7 класс-17 человек


4 класс-24 человека

8 класс-20 человек



9 класс-26 человек



3. Вставь исходные данные в таблицу в таблицу следующего вида:

Класс

Начальное звено

(количество учеников)

Среднее звено

(количество учеников)

Старшее звено

(количество учеников)





Итого:




Всего учеников в школе



  1. Подсчитай количество учеников в каждом звене и сколько всего учеников в школе при помощи программы Калькулятор.


6) Итоги, домашнее задание.

Молодцы, ребята! А теперь давайте сядем на свои места и запишем домашнее задание (Слайд 19).

§ 1.12 – читать, выписать определения основных терминов.

Вопросы 1 – 4 стр. 46 – ответить устно

РТ: № 8 стр. 15, № 10 стр. 16

Пояснения к домашнему заданию:

  • Указать какие определения надо выписать?

  • РТ: № 8 стр. 15: в задании надо соединить объекты, находящиеся в левой колонке с соответствующими объектами в правой колонке.

  • РТ: № 10 стр. 16: будьте внимательны при прочтении числа.


Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «обработка информации» и двумя видами обработки. Ответьте на следующие вопросы (Слайд 20):

  1. Что такое обработка информации? Приведите примеры обработки информации.

  2. Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры.


(Оценить работу более успешно справившихся с практической работой и активно работающих в течение всего урока учеников).


7) Рефлексия.

(Слайд 21) А теперь, ребята, давайте оценим, на - сколько вам понравился урок (на столах за ранее розданы карточки со смайликами).

  • Если ставите оценку «отлично» поднимите красный смайлик.

  • Если ставите оценку «хорошо» - зеленый смайлик.

  • Если ставите оценку «удовлетворительно» - синий смайлик.








Заключение


Использование на школьных уроках по информатике информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) даёт новые возможности, как для учителя, так и для учеников. Данные технологии позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео, изображения.

Исходя из этого, можно сказать, что использование ИКТ на уроках могут очень сильно облегчить работу учителям и разнообразить деятельность школьников. Был создан демонстрационный материал, который отражает в себе преимущества использования мультимедиа-ресурсов, как для учителя, так и для учеников. С помощью программы Power Point можно довольно быстро создать материал по теме данного урока.

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что, подбирая верные средства для реализации материала, сопровождающего урок, можно избавить учеников и учителей от рутинных действий, сосредоточившись на сути материала. В случае с уроком по теме «Обработка информации», созданная с помощью программы Power Point, поможет лучше усвоить материал урока учениками.


















Список используемых источников
    1. Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

    2. Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, - 5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

    3. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.






МБОУ Игринская СОШ №2 посёлок Игра

Удмуртская Республика Страница 12

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Тема урока:  Обработка информации МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Тема урока:

Обработка информации

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ПОВТОРЕНИЕ МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ПОВТОРЕНИЕ

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 1. Что такое информация? МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 1.

Что такое информация?

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 2. Как человек получает информацию? МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 2.

Как человек получает информацию?

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 3. Что использует человек для получения более точной информации? МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 3.

Что использует человек для получения более точной информации?

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 4. Назовите известные Вам носители информации  МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 4.

Назовите известные Вам носители информации

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 5. Что нужно для того, чтобы состоялась передача информации? ПРИЁМНИК  ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ канал связи МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ВОПРОС 5.

Что нужно для того, чтобы состоялась передача информации?

ПРИЁМНИК ИНФОРМАЦИИ

ИСТОЧНИК

ИНФОРМАЦИИ

канал связи

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

«Ученики усвоили пройденный материал?» МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

«Ученики усвоили пройденный материал?»

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Исходные (начальные) данные Результат решения
  • Исходные (начальные) данные
  • Результат решения

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Решение нашей информационной задачи: Исходные (начальные) данные Результат решения МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Решение нашей информационной задачи:

  • Исходные (начальные) данные
  • Результат решения

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Обработка информации  – это решение некоторой информационной задачи.   МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Пример 1.   На стол поставили 12 чашек. Когда сели пить чай, оказалось, что трех чашек не хватает. Сколько человек сели за стол?   Дано: 12- чашек.  Найти : Сколько человек сели за стол?  Решение: 12+3=15(человек). МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Пример 1.

На стол поставили 12 чашек. Когда сели пить чай, оказалось, что трех чашек не хватает. Сколько человек сели за стол?

Дано: 12- чашек.

Найти : Сколько человек сели за стол?

Решение: 12+3=15(человек).

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Пример 2.   Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, 57% жителей содержат собак, 38% имеют кошек, 25% заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5%) и пауки (3%). МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Пример 2.

Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, 57% жителей содержат собак, 38% имеют кошек, 25% заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5%) и пауки (3%).

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

В виде таблицы: Домашние животные Проценты (%) Собаки 57 Кошки 38 Попугаи 25 Игуаны 5 Пауки 3 МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

В виде таблицы:

Домашние животные

Проценты (%)

Собаки

57

Кошки

38

Попугаи

25

Игуаны

5

Пауки

3

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

В виде диаграммы: МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

В виде диаграммы:

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Способы обработки информации: 1 Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации и нового результата.  2 Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержание. МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Способы обработки информации:

1

Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации и нового результата.

2

Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержание.

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Решение задач.     Рабочая тетрадь: № 12 стр. 16 . (в каждом случае обращаем внимание на имеющиеся исходные данные и результат, который необходимо получить)   Рабочая тетрадь: № 13 стр. 16 (кроме исходных данных и результата оговариваем в каждом случае способ обработки информации).   МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Решение задач. Рабочая тетрадь: № 12 стр. 16 . (в каждом случае обращаем внимание на имеющиеся исходные данные и результат, который необходимо получить) Рабочая тетрадь: № 13 стр. 16 (кроме исходных данных и результата оговариваем в каждом случае способ обработки информации).

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Ваше домашнее задание : § 1.12 – читать, выписать определения основных терминов. Вопросы 1 – 4 стр. 46 – ответить устно. РТ: № 8 стр. 15, № 10 стр. 16 МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Ваше домашнее задание :

  • § 1.12 – читать, выписать определения основных терминов.
  • Вопросы 1 – 4 стр. 46 – ответить устно.
  • РТ: № 8 стр. 15, № 10 стр. 16

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Ответьте на следующие вопросы:    1) Что такое обработка информации?  2) Приведите примеры обработки информации.  3) Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры . МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

Ответьте на следующие вопросы: 1) Что такое обработка информации? 2) Приведите примеры обработки информации. 3) Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры .

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

РЕФЛЕКСИЯ Оцените урок: «Отлично»- «Хорошо»- «Удовлетворительно»- МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените урок:

«Отлично»-

«Хорошо»-

«Удовлетворительно»-

МБОУ Игринская СОШ №2 поселок Игра Удмуртская республика