Светловская СОШ имени Б.А. Соленова
Конспект
урока по изобразительной деятельности на тему:
«Яблоки на снегу»
Поэтапное рисование снегиря.
Учитель начальных классов
Шишкина О.В.
п. Светлый
2016 год
Цель занятия: формировать умение передавать характерные особенности снегиря и оценивать свою работу.
Задачи:
Образовательные: учить изображать снегиря в определённой последовательности, знакомить с жанром анималистики.
Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе (НРК), эстетический вкус; бережное отношение к природе,; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей ( литература, естествознание, музыка).
Планируемый результат:
Метапредметные:
1. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника-анималиста, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
2. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
3. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные: -видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы;
-обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; -воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников;
-участвовать в обсуждении выставки.
Формы работы: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Технологии: ИКТ технологии, здоровьесберегающие, личностно-оринтированные.
Оборудование: презентация «Яблоки на снегу», рисунок с изображением кормушки, акварель, альбом, палитра.
Ход урока.
1.Оранизационный этап. (Слайд 2)
Послушаете стихотворение:
Пусть -я птичка невеличка,
У меня одна привычка –
Хоть начнутся холода –
Не боюсь их никогда!
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь!
Как зовут меня? – Снегирь!
-Кто такой снегирь?
-Докажите, что эта птица?
2. Этап всесторонней проверки знаний. (Слайд 3)
-Кто такой снегирь?
-Докажите, что эта птица?
-Почему эту птицу так назвали?
-Как вы думаете, откуда пошло название СНЕГИРЬ?
-Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Слайд 4-7)
-Ребята, что вы знаете о снегирях?
За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Давайте послушаем её.
/ голос снегиря/
-Как вы думаете, где они живут?
Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих.
-Почему?
Сообщение ученика: гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом. С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.
Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке.
Проблемная ситуация:
-О чём это говорит?
-Снегирь, хоть и птица, а нам людям есть чему у них поучиться.
4. Этап усвоения новых знаний.
-Назовите тему урока?
Тема урока: Рисование снегирей.
-Чему должны научиться?
Цель урока: Научиться рисовать птиц.
-А зачем нам это надо?
-Да, снегири – северяне, они появляются в наших краях с первым снегом. Поэтому мы должны знать о них и уметь их рисовать.
- А кто их видел в нашем крае? Какие они? Расскажите?
-Сегодня мы будем художниками и научимся рисовать снегирей.
(Слайд 8) Проблемная ситуация:
-А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.
-Некоторые ребята уже побывали в роли анималистов. Давайте посмотрим что у них получилось.
А прежде, чем мы возьмёмся за дело, давайте немножко отдохнём.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Физминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | 4 хлопка руками по бокам 4 наклона головы. Частые потряхивания руками, опущенными вниз.
2 поворота головы на каждую строку.
Кружатся, взмахивая руками, как крыльями.
|
5. Этап планирования работы.
-Как расположим альбомный лист?
-Рисовать будем поэтапно.
- Но прежде чем рисовать, нужно рассмотреть снегиря.
- Какой формы его тело?
- Что вы можете сказать про голову снегиря?
- А что есть на голове?
- А что помогает птице лететь?
- Крыло, какого цвета?
- Значит, птица – чернокрылая.
- Какой длины хвост?
(Слайд 9)
Тело у снегиря округлое, недлинное. Крылья овальной формы, прижаты к телу. Посмотрите у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в туловище. Клюв толстый, короткий, а хвост короче туловища. Лапки маленькие, коротенькие.
6. Этап объяснения и показа последовательности.
Методические рекомендации: презентация
Рисуем простым карандашом, тогда вы сможете легко поправлять свои рисунки ластиком. Чтобы получилась уверенная линия, пробуйте рисовать её на одном месте несколько раз, водя карандашом снова и снова.

(Слайд 10)
Лишние линии сотри ластиком. Для этого в центре листа нарисуй круг.
Нарисованный круг подели наискосок линией так, как – будто ты отрезаешь себе большую часть апельсина, а младшему братишке – поменьше .Это будет линия спинки нашей птички.

(Слайд 11)
В верхней части большой дольки скругли край. Это у нас голова птички. Спереди нарисуй клюв. Нижнюю часть наклонной линии спинки продли и сделай из неё хвост так, как нарисовано на картинке.
![]()
(Слайд 12)
Нарисуй снегирю глаз. От животика нарисуй две линии – это будут ножки.

(Слайд 13)
Закрась глазик тёмным. Нарисуй птичке крылышко. Пририсуй на палочках – ножках пальчики. Сотри линии построения рисунка ластиком. Ещё раз наведи рисунок карандашом чётче.
![]()
(Слайд 14). Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)
-Какой цвет возьмём для грудки?
-А для головы, и хвостика?
-Когда будете рисовать крылышки, добавьте немного зелёного.

7. Этап выполнения практической части. Звучит музыка
(пение птиц) (Слайд 14)
-Работать будете под музыку, которая поднимет настроение и поможет создать образ снегиря, быть более аккуратными.
Учитель индивидуально помогает некоторым уч-ся (уточняет форму, цвет).
8. Этап подведения итогов по самостоятельной работе. (Оформлена выставка работ на доске.)
-Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Давайте найдём тех снегирей, которые имеют правильную форму.
-Есть ли среди наших снегирей такие, которые похожи на яблочки.
-Достигли ли мы поставленных целей?
9. Этап коррекции новых знаний.
-А что надо делать людям, чтобы в нашем поселке с каждым годом птиц становиться всё больше и больше? Как вы можете помочь птицам?
/ кормушки/
Давайте делать добрые дела. Дома, вместе с родителями, вы сделали кормушки и как только завершится выставка, нужно будет повесить её недалеко от вашего дома, чтобы вы смогли подсыпать птицам корм, когда он закончится. Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их!
10. Этап информирования учащихся о возможном задании. (Слайд 15)
-Глядя на этих снегирей, какое у вас возникло желание?
-В свободное время от уроков, вы можете смастерить таких красавцев. Старайтесь наблюдать за птицами в живой природе.