СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Крестьянская реформа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Крестьянская реформа»

Урок «Крестьянская реформа 1861 года»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;

  • провести исторический анализ произведений искусства;

  • развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

План урока: 1. Текущий контроль

                      2. Подготовка реформы

                     3. Основные положения реформы

                  4. отношение крестьян к реформе

                  5. Значение отмены крепостного права

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (документы)

  1. Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.

Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.

  1. Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.

Результат работы учащихся сверяется с таблицей

Сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян 

        - Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.

       Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния  свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

  1. Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:

  • Цели реформы

  • Порядок личного освобождения

  • Наделение крестьян землей

  • Порядок совершения выкупной сделки

  • Функции мировых посредников

Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)

Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.

         (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

В каком году рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся  временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).

- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).

 -  Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)

- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)

- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?


обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.

        В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились  расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?

Распалась цепь великая,

                                                       Распалась и ударила,

                                                       Одним концом – по барину,

                                        Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

  1. Значение реформы 1861 года определяется учениками  на основе анализа изученного материала. 

Домашнее задание: параграф 20, задания к параграфу; словарь;

                           конспект в тетради; подготовиться к «историческому диктанту».