- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
- овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;
- использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться словарями для понимания и получения дополнительной информации;
- использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.
книги Г.Х. Андерсена, толковые словари
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент |
2.Речевая разминка |
- Соберите пословицу (Слайд 1) Сказка-ложь, да в ней намёк ,добрым молодцам урок -Как вы понимаете эту пословицу? -Почему сказка -это ложь? -Как вы понимаете слово намёк?Обратимся к словарю -То есть для того ,чтобы понять,что хотел сказать автор, нужно поразмыслить и и вынести для себя нечто поучительное | Дети составляют пословицу, отвечают на вопросы -В сказке много волшебства,того чего в реальной жизни существовать не может -Намёк- слова или поступок ,которые могут быть поняты только по догадке -Урок-нечто поучительное ,то из чего можно сделать вывод для будущего | Личностные УУД: - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД; Регулятивные УУД: -контроль и оценка своей деятельности; Познавательные УУД: -отвечать на вопросы учителя Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное. |
3. Проверка домашнего задания | | |
-Дома вы читали произведение Шарля Перро «Красная шапочка».К какому литературному жанру оно относится? Какие в ней содержатся элементы волшебства? -Чему учит нас эта сказка, какой урок мы должны вынести для себя? Послушаем пересказ Также Камила и Саид подготовили пьесу, в которой они выступят в роли Красной шапочки и зайца Ребята, придумайте продолжение этой пьесы, свой вариант сказки | -Это сказка,так как в ней содержатся элементы волшебства,то ,чего в реальной жизни существовать не может -Волк разговаривает,он съел бабушку,внучку. -Нельзя быть такой доверчивой, открытой,не доверяться первым встречным и незнакомым (У доски трое учеников ,пересказывают сказку по частям) Камила и Саид играют роли | Личностные УУД: - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД; Регулятивные УУД: -контроль и оценка своей деятельности; Познавательные УУД: -отвечать на вопросы учителя Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное. |
4. Актуализация знаний |
- Послушайте и отгадайте загадки (Слайды 3 – 14). Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала , Вот какая девочка, Как она мала. Кто читал об этом книжку, Знает девочку малышку… Нежная девочка с рыбьим хвостом Пеной морскою станет потом. Всё потеряет ,любви не предав, Жизнь свою за неё отдав… В детстве все над ним смеялись . Оттолкнуть его старались. Ведь никто не знал ,что он Белым лебедем рождён… Я из олова отлит, У меня отважный вид, Испытай меня в бою, В общий ряд построй-ка! На одной ноге стою Твёрдо я и стойко! - Что общего у всех этих сказок? | -Сказка «Дюймовочка» -«Русалочка» - «Гадкий утёнок» «Стойкий оловянный солдатик» Один автор – Ганс Христиан Андерсен | Личностные УУД: - нравственно – эстетическая ориентация Регулятивные УУД: - соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом Познавательные УУД: - отвечать на вопросы учителя; - сравнивать объекты и находить общее; - наблюдать и делать самостоятельные выводы; - выделять существенное. Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное. |
5.Постановка учебной задачи |
- Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок. - Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 15) | -Сказки Андерсена. -Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе,будем учиться определять замысел автора | Личностные УУД: - самоопределение к деятельности Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества |
6. Работа по теме урока |
6.1. Знакомство с биографией Андерсена - Рассказ учителя о биографии сказочника. Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городе Оденсе 2 апреля 1805 года Он был единственным сыном сапожника и прачки. Первые сказки Ханс услышал от отца .В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправился в Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни. Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит. - В какой стране родился Андерсен? -Что интересного узнали о нём? | В Дании в городе Оденсе. | Личностные УУД: - нравственно – эстетическая ориентация; - уважение к своему народу, к другим народам; - оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей; Регулятивные УУД: - определять план выполнения заданий Познавательные УУД: - смысловое чтение, осознанные устные высказывания; - формулирование проблем; их решение; - ориентироваться в учебнике; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; - определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; - находить необходимую информацию в учебнике и в словарях; - наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
6.2. Знакомство со сказкой Чтение сказки учителем -Как называется сказка? -Назовите главных персонажей -О чём говорится в сказке ? -Кто такая принцесса ? 6.3. Словарная работа. (Работа со словарём). - В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать? -Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера». | -«Принцесса на горошине» -Король,королева,принц,принцесса -Принц ищет в жёны принцессу -Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна. Мы можем найти их в «Толковом словаре». Тюфяк -мешок ,набитый сеном и служащий матрасом Перина-мешок,набитый перьями и пухом Кунсткамера-музей,собрание редкостей,диковинных предметов(первый музей был основан Петром Первым) Гагачий пух-пух птицы гаги Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли. | |
Физминутка | | |
Все, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | |
6.4. Знакомство со сказкой Повторное чтение сказки по цепочке. - Сказку нужно читать выразительно, тогда её будет интересно слушать. При чтении обратите внимание, будет ли меняться интонация во время чтения. Читаем вопросы к тексту стр.199 Выборочное чтение Найдите ответы на вопросы в тексте и прочитайте - Почему принц никак не мог жениться? - Какой должна быть принцесса? -Какая была погода в тот вечер? - Как выглядела принцесса? Дополни описание автора. - По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса? - Кто решил проверить принцессу? - Как она это сделала? - Что было с принцессой после этой ночи? - В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? -Куда попала горошина? 6.5. Анализ сказки На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Что сказочного в этом произведении? -Так чем же принцесса отличается от простой девушки? - Как вы думаете, что в этой сказке вымысел? Придумайте другие способы, как можно определить,настоящая ли перед вами принцесса или принц | Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы… -Он искал принцессу, но так и не нашёл. -Настоящей. «Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра». -Старая королева. «На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 20 тюфяками и 20 перинками». -Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках. -В кунсткамеру В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор. -Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы. Принцесса очень нежное создание ,её все опекают, оберегают,поэтому она чувствительна к любой мелочи Стоя за воротами она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину ,доказала ,что настоящая принцесса -Нельзя по внешнему виду определить сущность человека -Нужно найти верный способ узнать человека лучше | Познавательные УУД: - смысловое чтение, осознанные устные высказывания; - формулирование проблем; их решение; - ориентироваться в учебнике; - отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; - определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; - находить необходимую информацию в учебнике и в словарях; - наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
7. Самостоятельная работа в паре |
1.Разгадайте кроссворд 2.Восстановите последовательность событий и составьте план ____Вернулся домой ни с чем. ____Непогода. ____Принц ищет принцессу. ____Принцесса в воротах. ____Принцесса спит. ____Королева готовит кровать. ____Утро.Принцесса рассказывает, как спала. ___ Свадьба. ____Все поняли, что принцесса настоящая. | 1.доска 2.король 3.принц 4.королева 5.кунсткамера 1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит. 7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба. | Личностные УУД: - планировать деятельность Регулятивные УУД: - определять план выполнения заданий Познавательные УУД: - составлять простой план Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи; - читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
8. Рефлексия |
- Какую сказку читали на уроке? - Кто автор этой сказки? - В какой стране родился Андерсен? - Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему. | | Регулятивные УУД: - оценивать свою работу Познавательные УУД: - наблюдать и делать самостоятельные выводы Коммуникативные УУД: - участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения; |
9. Домашнее задание |
Подготовить пересказ сказки ,нарисовать иллюстрацию | Стр.197-199 | |