Конспект урока по литературе по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Автор: Чикова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Тема: Тарас Бульба - народный герой.
Класс: 6
Программа: под ред. Меркина Г.С.
Цель:
Обучающая – выявление значение образа Тараса Бульбы для понимании ключевой идеи произведения;
Развивающая – развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, формирование навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма, репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
на доске написано число, классная работа и тема урока.
- Ребята, на предыдущих уроках мы воссоздавали с вами картины эпохи, изображенной в повести ,выявляли качества характеров героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление. Сегодня мы продолжаем работу над ключевым образом повести, и нашей целью будет выявление значения образов Тараса Бульбы и казаков для понимания ключевой идеи произведения. Эпиграфом к нашему уроку являются слова В.Г.Белинского о том, «Что же такое Тарас Бульба?»
Беседа с классом
Раскрывая слова эпиграфа, давайте вспомним, какие качества характера Тараса мы выявили на прошлых уроках? (это суровый муж, строгий отец. Он груб, резок, крут, упрям. Его поступки иногда граничат с самодурством)
в каких условиях формировался характер Тараса? Как он относился к своим сыновьям (характер формировался в бранных походах. Он любит свою Родину. Ценит людей мужественных и отважных. Он любит своих сыновей. Гордится Остапом. Глубоко переживает предательство Андрия.)
фрагмент поискового задания по тексту учебника.
- Перед важнейшим сражением своей жизни Тарас обращается к казакам. Сейчас я буду читать вам отрывок речи Бульбы о товариществе, а вы простыми карандашами будете отмечать в учебнике ключевые фразы, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса ( примерные фразы, которые могут отметить дети:
« В чести у всех была земля наша»
«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!»
«Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей» и др.)
Какова основная мысль речи Т. Бульбы? Какие слова в этой речи вы выделили как ключевые?
Почему Тарас ставит чувство товарищества выше кровного родства?
А теперь сделайте вывод о том, что для Тараса в жизни важнее всего? Каковы его идеалы? Попутно делается запись в тетради: дети записывают качества, которые называют одноклассники( Горячий патриот, Тарас выступает, как выразитель национальных интересов русского народа. Он страстно любит родную землю и с глубоким презрением относится к тем, кто не заботится о земле, кто изменяет ей.)
Посмотрите в свои записи и скажите, почему Бульба обращается к казакам с этой речью именно перед сражением? Каково влияние речи Тараса на запорожцев? ( Тарас не ставил целью поднять боевой дух казаков: он и так уверен в том, что его товарищи готовы на подвиг во имя Родины. Ему «просто самому хотелось высказать все, что было на сердце».)
Просмотр фрагмента кинофильма
Одним из самых сильных эпизодов повести является фрагмент гибели главного героя. Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма «Тарас Бульба» (режиссер Владимир Бортко, 2009 г.)
3. Работа по тексту учебника
А теперь с помощью партитурных знаков отметьте в учебнике, как меняется интонация в момент обращения к тем, кто предает товарищество?
Сделайте вывод, кем был для казаков Тарас? (для казаков Тарас – символ мужества, героизма и товарищества.)
Найдите и зачитайте эпизод, в котором особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков (учебник, стр. 277-278)
4.Работа по анализу образов казаков Запорожской Сечи.
Итак, ребята, мы убедились в том, что Тарас – действительно символ мужества, героизма и товарищества для казаков, а теперь назовите имена этих героев ( Охрим, Мыкыта, Голокопытенко, Демид Попович, Хлиб, Бородатый, Кукубенко, Палывода и др.)
Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
- Подготовленный ученик обращается к картине со словами: «Посмотрим, какими видит запорожских казаков художник Илья Репин. Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 11 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1675 году турецкий султан Мухаммед IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.
И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…
В центре картины изображен атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Возле него – писарь, который явно испытывает удовольствие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо».
- Ребята, картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение. Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?
Вглядитесь в лица и позы героев. Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей кажется вам самым выразительным?
Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием. (класс делится на три группы и получает задание: найти их на полотне и объясните свой выбор).
5.Итоги урока, оценивание учащихся.
Давайте вспомним ключевые моменты урока, связанные с образами Тараса и казаков, и подумаем и отметим в тетради, какова основная идея повести Н.В.Гоголя?( основная идея – любовь к Родине, готовность отдать все за благо и счастье отчизны. Любовь к родине окрыляет человека, вдохновляет его на подвиг, делает прекрасным. Все это отчетливо проявилось в образах Тараса и казаков.)
Учащиеся получают оценки за активность в устной работе и за эффективную работу с текстом произведения.
Домашнее задание
Письменно поразмышляйте над высказыванием В.Г. Белинского о «Тарасе Бульбе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением? Используйте записи, сделанные на уроке. (5-7 предложений)