СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 7 класс. Взаимодействие литературы, музыки, живописи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение стихотворений А.Блока, К. Бальмонта. Межпредметные связи: литература, музыка, МХК. Время и пространство в литературе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 7 класс. Взаимодействие литературы, музыки, живописи»

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: Взаимодействие музыки, живописи и поэзии. Стихотворения А.Блока «Я никогда не понимал…», К.Бальмонта «Грусть»

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о содержательных особенностях стихотворений;

организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению полученных знаний в ходе выполнения исследовательского группового мини – проекта;

обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность;

содействовать развитию умения общаться;

обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

содействовать воспитанию у учащихся чувства любви к родному языку;

содействовать развитию рефлексивной культуры.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: портреты А. Блока, К. Бальмонта, презентация, «карта» жанров.

Оформление доски: тема, портреты,

Теория литературы: время и пространство в лирике

План урока:

№ п/п

Этап

Цель и содержание этапа

Время

I

Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

1 мин

II

Проверка выполнения домашнего задания

Проверка знаний по теме «Стихотворение. Специфические черты жанра».

3 мин

III

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Целеполагание

1 мин

IV

Усвоение новых знаний и способов действий

1. Ученик читает ст. А.Блока «Я никогда не понимал…»

2. Анализ стихотворения

3. Словарная работа.

4. Краткий экскурс в историю создания

5. Работа с учебником.

5 мин

V

Первичная проверка понимания изученного

Построение ассоциативного ряда темы.

2 мин

VI

Закрепление новых знаний и способов действий

Чтение и анализ ст. К.Д. Бальмонта «Грусть»

6 мин

VII

Применение знаний и способов действий

Выполнение исследовательского группового мини – проекта.

10 мин

VIII

Обобщение и систематизация знаний

Учащиеся под руководством учителя строят «дерево темы».

3 мин

IX

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Составление и обсуждение синквейна.

2 мин

X

Коррекция знаний и способов действий

Тест.

6 мин

XI

Информация о домашнем задании

Учитель предлагает дифференцированные задания:

1. Прочитать стихотворения Фофанова, Определить специфические черты категории времени и пространства.

2. Выучить наизусть одно из стихотворений

3. Подготовить видеоряд к ст. «Художник»

1 мин

XII

Подведение итогов занятия

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

2 мин

XIII

Рефлексия

Реализация рефлексивного алгоритма.

3 мин

















Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте! Что нам нужно сделать прежде всего, чтобы эффективно построить нашу работу сегодня?

- Нам необходимо сформулировать тему и цель урока.

Учитель: Я приготовила для вас четыре задачи, кто готов к их решению?

1 задача – как называется вид искусства, отражающий действительность посредством звука? (музыка)

2 задача – как называется вид искусства, отражающий действительность посредством слова? (литература)

3 задача – как называется вид искусства, отражающий действительность посредством нанесения красок на поверхность? (живопись)

4 задача – Назовите слово по его толкованию

  1. Воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них. 2. Согласованность, непротиворечивость положений, выводов, результатов деятельности человека в различных сферах.3.Согласованные действия воинских соединений (обычно разных родов войск) при выполнении боевой задачи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.2000.

Учитель: - Итак, каковы ключевые слова? (литература, музыка, живопись, взаимодействие). Сформулируйте тему урока. Взаимодействие литературы, музыки и живописи. Над этой темой вы будете работать 2 урока. Сегодня начало работы.

II. Этап проверки выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: повторить изученное о стихотворении.

Учитель: Прежде чем формулировать цель урока, нам нужно актуализировать ваши знания. У каждой группы есть мини- литературоведческая задача. Даю вам 30 секунд на их решение. Можете посоветоваться друг с другом, если не получается решить самостоятельно.

Даны карточки с определениями следующих терминов: «метр», «ритм», «рифма», «строфа», «лирический герой», «выражение мысли», «значение слова», «задача слова», «специфика повествования».

Справочный материал:

Метр – стихотворный размер (определенный повторяющийся ритм стихотворения).

Ритм – использование определенных синтаксических конструкций, смены интонаций, логических ударений, повторов, рифм для усиления художественного воздействия на читателя.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Строфа – сочетание нескольких стихов, образующих их единство.

Способ размещения на листе – строфы (все строки красные)

Выражение мысли - краткость

Значение слова - многозначность

Задача слова – передать чувства

Специфика повествования – монологичность (слово автора тождественно речи персонажей).

Учитель: Готовы? Давайте запишем термины, которые вам пришлось вспомнить. Сделайте вывод, о каком роде литературы мы будем сегодня говорить?

Ученики: О лирике.

Учитель: Что вы знаете о лирике как роде литературы? Каков основной жанр лирики?

Ученики: греч. lyrikos музыкальный, напевный].1.Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с драмой, в 1-м знач. и эпосом, в 1-м знач.): поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. Стихотворение – лирическое произведение, написанное в стихотворной форме, сравнительно небольшого объема, может быть разным по замыслу, направленности и форме.

Учитель: Уточните формулировку темы урока. Как вы сформулируете цель урока?

Выяснить, как поэтическое слово взаимодействует с музыкой и живописью. Познакомиться со стихотворениями, посвященными видам искусства, взаимодействующим с искусством слова. Показать роль искусства в обогащении духовного мира человека.

Учитель: Достичь цели урока вы сможете, познакомившись со стихотворениями Блока, Бальмонта, К. Фофанова.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель: Вы уверены в том, что литература, музыка и живопись взаимодействуют? Почему вы так думаете?

- Надеюсь на примеры и на вывод: сюжеты произведений этих видов искусства совпадают.

Учитель: - Прочитайте стихотворение А.Блока «Я никогда не понимал…»

О чем говорит лирический герой? Какова тема стихотворения?

  • Далее по презентации

VIII. Обобщение и систематизация знаний

Учащиеся под руководством учителя строят «дерево темы».







IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. Составление и обсуждение синквейна.

Тема синквейна:

Язык поэзии

2 определения

3 глагола

Фраза

Синоним к 1 строке

X. Коррекция знаний и способов действий/ Тест.

1. Творчество Блока и Бальмонта относится к

А) 19 веку б) 20 веку в) началу 20 века

2) Расцвет поэзии на рубеже 19-20 веков называли

а) серебряным веком б) золотым веком в) бронзовым веком

3) Что не характеризует акцентный стих

А) отсутствие рифмы б) равное число ударений в строке

В) народные истоки г) рэп – современный акцентный стих

4) В стихотворении Бальмонта «Грусть» рифмы:

А) парные б) внутренние в) кольцевые г) дактилические



ХI. Этап информации о домашнем задании.

Учитель предлагает дифференцированные задания:

  1. Прочитать стихотворения Фофанова.

  2. Выучить одно из стихотворений наизусть

  3. Подготовить видеоряд к ст. «Художник»

ХII. Этап подведения итогов занятия.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

ХIII. Рефлексия.

Учитель: Как вы чувствовали себя, с каким настроением прожили этот урок, довольны ли собой, комфортно ли было работать в группах, какие затруднения были в общении, достигли ли вы цели, как преодолеть возникшие проблемы?

Попробуйте закончить одно из предложений:

«Я»

Я чувствовал себя…

Я работал с ……. … настроением.

Я доволен / не доволен собой.

«МЫ»

Мне ………было работать в группе.

В общении с……… возникли затруднения.

«ДЕЛО»

Мы ……… цели урока.

У нас ………. затруднения.

Возникшие учебные проблемы ………преодолеть……….