Класс: 4-Б Дата: 03.03.2020 г.
Тема: Умножение числа на сумму
Цель:
ознакомить со свойством умножения числа на сумму, учить выполнять умножение числа на сумму разными способами, совершенствовать вычислительные навыки сложения и умножения, формировать умение решения задач с пропорциональными величинами.
развивать наблюдательность, логическое мышление, речь, внимание, память, мыслительные операции и математическую речь.;
воспитывать интерес к изучению математики, положительную мотивацию к учению.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебник, проектор, презентация.
Литература:
1. Учебник по математике 4 класс, 2 часть Моро, Бантова, Школа России;
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока (1 мин)
1.1. Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
1.3. Мотивация учебной деятельности
2. Проверка ранее усвоенных знаний. (5 минут)
2.1. Математический диктант
2.2. Работа в парах
3. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока (1 мин)
4. Восприятие и осознание учениками нового материала
4.1. Работа с рисунком на с.42 (5 мин)
4.2. Устное решение примера (2 мин)
5. Осмысление знаний
5.1. Решение выражений № 139 (4 мин)
Физминутка (1 мин)
6. Обобщение и систематизация знаний
6.1. Работа по учебнику № 140 (5 мин)
6.2. Решение задачи 144 (8 мин)
6.3. Самостоятельная работа (3 мин)
7. Итог урока (2 мин)
8.Сообщение домашнего задания (3 мин)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организация начала урока
1.1. Приветствие
- Здравствуйте ребята, меня зовут (ФИО). Сегодня урок математики проведу у вас я.
1.2.Проверка готовности к уроку.
-Проверьте все ли у вас на партах готово для работы на уроке?
На парте должна лежать тетрадь, книга, пенал, дневник.
1.3. Мотивация учебной деятельности
- Я предлагаю вам сегодня хорошо поработать на уроке, а самые активные ребята получат положительные оценки за свою работу. Помните, что от дисциплины на уроке, зависят ваши оценки за урок
2. Проверка ранее усвоенных знаний.
2.1. Математический диктант
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Проведём математический диктант. Он называется «Верно ли утверждение». Я буду вам читать утверждение, если вы считаете, что оно верное ставите «+», если неверное «-». Кто пойдёт к доске?
Итак, начнем:
1. Числа 42, 36, 54 делятся на 6 без остатка. +
2. Число 66 больше 6 в 11 раз. +
3. Все двузначные числа – чётные. -
4. Произведение 36 и 2 равно 92. -
5. Сумма 7 сотен, 7 десятков, 7 единиц равна 777. +
- Проверяем. Поднимите руки у кого больше двух ошибок? У кого две? У кого одна? У кого вообще нет ошибок?
-Хорошо, вы справились с этим заданием.
2.2. Работа в парах
-Ребята, посмотрите на математическую цепочку на странице 42. Сейчас в парах устно решите устно данную математическую цепочку, выполняя все действия по очереди. Кто справился с заданием, поднимайте руки.
- Какой ответ получился у вас?
-Проверим вместе. Какой ответ получился в первом действии? Во втором? В третьем? В четвёртом?
-Хорошо, можем продолжать работу.
3. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока
- Итак, внимание на слайд, на нем изображены примеры, скажите, вам они знакомы? (слайд № 2. На нем примеры 3· (4+2), 16· (2+3))
- Какое правило мы применяем для решения этих примеров? (Вначале выполнить действие сложения, затем умножение)
- Да, это верно. Также, есть еще один способ, которым мы можем решить данные примеры. А что же это за способ, мы узнаем сегодня на уроке.
- Тема сегодняшнего занятия умножение числа на сумму. Мы с вами будем учиться сегодня умножать число на сумму новым способом, научимся решать примеры этим способом и задачи с таким действием.
4. Восприятие и осознание учениками нового материала
4.1. Работа с рисунком на с.42
- Сейчас вместе разберемся какие же способы решения таких примеров существют. Откройте учебники на страние 42.
- Обратим внимание на рисунок. У нас есть синие круги и красные круги. Нам необходимо посчитать сколько же их всего. Обратите внимание на синие круги Сколько столбиков синих кругов? (4)
- По сколько кругов в каждом столбике? (3)
- Сколько столбиков красных кругов? (2)
-По сколько кругов в каждом столбике? (3)
-Итак, у нас есть 3 синих круга в 4 столбиках и 3 красных круга в 2 столбиках. Нам нужно узнать сколько синих кругов. Каким действием? (умножение)
-Какой будет пример? (3·4)
-Сколько получим? (12)
-Каким действием узнаем сколько красных кругов? (Умножение)
-Какой будет пример? (3·2)
-Сколько получим? (6)
-Теперь, нам необходимо найти сумму этих двух полученных чисел. Каким действием? (Сложением)
-Верно, какой будет пример? (12+6)
-Сколько будет 12+6? (18)
-Теперь можем составить выражение. Обратите внимание на выражение, которое находится справа от рисунков с кругами. 3· (4+2)=18.
-То есть, нам необходимо умножить первое число вначале на первое слагаемое, затем первое число умножить на второе слагаемое, а результаты сложить.
-Либо же, этот пример можно решить способом, который вам хорошо знаком. Вначале выполнить действие в скобках,затем умножить число, которое нам дано на сумму.
4.2. Устное решение примера
-Посмотрите на пример 16· (2+3).
-Давайте устно разберем этот пример. Будет ли удобно и легко решать пример, еси умножать число на каждое слагаемое? (Нет)
-Тогда, решим способом, который вам уже хорошо известен. Вначале найдём сумму, затем умножим число на полученный результат. Кто может прокомментировать?
(16·5=80)
-А как можно решить пример другим способом? (Необходимо чило умножить на первое слагаемое, затем число умножить на второе слагаемое и произведения сложить.
-16·2 + 16·3 = 32+48=80
-Итак, прочитаем еще раз правила.
-Прочитайте про себя правила.
5. Осмысление знаний
5.1. Решение выражений № 139
-Сейчас будем решать примеры с вами вместе и вы запишите их в тетрадь. Записываем посредине Выражения 139.
-Первое выражение 9· (6+3). Решаем первым способом по действиям. 9·6+9·3= 54+27=81. Какое правило применяем?
- Кто выйдет к доске и решит второе выражение?
(к доске выходт ребенок, решает и комментирует действия)
- Если кто-то будет справляться быстрее можете решать эти выражения самостоятельно.
-8·(4+5)=72 (Каким правилом будем пользоваться?)
8·4+8·5=32+40=72
-6·(5+2)= 42 (Каким способом решим? Какое правило?)
6·5+6·2=30+12=42
-Молодец, за работу у доски ты получаешь…
-Мы справились с этим заданием, какие знания мы использовали при решении этих примеров?
-Мы можем работать дальше, но пора отдохнуть. Встаньте из-за своих парт.
Физминутка
-Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно,
На урок приходит в класс. (ходьба на месте)
Выше руки, выше пятки (руки вверх, стать на носки)
Улыбнитесь веселей! (улыбнулись друг другу)
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте)
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
-Присаживайтесь
6. Обобщение и систематизация знаний
6.1. Работа по учебнику № 140
- Выполняем следующее задание под номером 140. Посредине записываем выражения 140.
-Эти выражениям нам необходимо решить удобным способом. Кто пойдет решать первое выражение у доски?
-7·(10+4)
7·10+7·4=70+28=98
- Дети, кто может решать примеры самостоятельно, решайте у себя в тетрадях и первые три человека, которые справятся быстрее всех и поднесут мне тетради с правильно решенными примерами, получат оценкии.
-Кто пойдет к доске решать следующее ?
-8·(5+3)
8·8=64
-Иди к доске. Решай третье выражение
-6·(20+5)
6·20+6·5=120+30=150
-Решай четвёртое выражение у доски.
-19·(7+3)
19·10=190.
-Вы хорошо справились с этим заданием. Можем продолжать работу дальше.
6.2. Решение задачи 144
- Ребята, обратите внимание на задачу № 144. Слушайте внимательно задачу. Прочитайте про себя еще раз.
-Это задача на нахождение четвёртого пропорционального. Можем решить эту задачу с помощью отношения.
-Запишем краткое условие.
-О чём идет речь в задаче? (Масло и семена)
-Как они связаны? (Пропорциональной зависимостью)
-Во сколько раз увеличилось количество масла? (в 5 раз)
-Каким действием найдем это? (Делением)
-Значит и количество семян должно увеличиться в 5 раз.
-Каким действием ответим на вопрос задачи? (Умножением)
-Итак, что найдём в первом действии? (Во сколько раз увеличилось количество масла)
-Какой пример составим? (15:3=5)
- Что найдём во втором действии? (сколько килограммов семян потребуется, чтобы получить 15 килограмм подсолнечного масла.)
-Какой пример составим? (16·5=80)
-Какой будет ответ в задаче? (80 кг семян потребуется, чтобы получить 15 килограмм подсолнечного масла.)
-Записываем решение в тетрадь. Кто запишет решение на доске?
6.3. Самостоятельная работа
-Сейчас, на экране вы увидите выражения. Вам необходимо самостоятельно решить эти выражения удобным способом у себя в тетрадях.
4·(30+4) =120+16=136
3· (4+6) = 3·10=30
2·(20+3) =40+6=46
2·(40+7) =80+14=94
7. Итог урока
- Ребята наш урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним какую тему урока мы сегодня рассматривали? (Умножение числа на сумму).
- Так как же необходимо решать такие примеры. Кто расскажет правило на примере 3· (4+2)? А какой есть еще способ решения такого выражения?
8.Сообщение домашнего задания
- Открываем дневники, записываем домашнее задание.
Стр.42, задача № 142. Прочитайте её про себя. Поднимите руку кто не понял, как ее решать.
с 1-го участка - за 5 рейсов,
со 2-го участка - за 4 рейса,
за 1 рейс - 52 ц картофеля,
всего вывезено - ? ц.
Решение:
1) определим сколько рейсов совершил фермер:
5 + 4 = 9 рейсов;
2) вычислим общее количество вывезенного картофеля:
52·9 = 468 центнеров.
Ответ: было вывезено 468 ц.
Также, дома вам необходимо решить примеры под красной чертой. Такие примеры мы решали сегодня в классе, поэтому дома у вас не должно быть затруднений.
-Урок окончен.