Тема урока: «Задачи, обратные данной».
Тип урока: изучение нового.
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия«обратные задачи», установлению связи между прямой и обратной задачей.
Предметные результаты:
· Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
· Уметь использовать в речи термин «обратная» задача.
· Знать структуру задачи.
· Уметь решать задачи в одно действие.
· Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
· Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
· Уметь выполнять вычисления изученных видов.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД:
— Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД:
— Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные:
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
Оборудование:
Для учителя: конспект урока, учебник, .
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, индивидуальный раздаточный материал /
Ход урока:
(Слайд 1)
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Когда на математике я вижу море рук,
Мне кажется, что в класс пришли
Все доктора наук.
Решат задания правильно,
Все будет без проблем,
И в нашем школьном здании
Приятно будет всем.
-Главное – внимание!
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!
— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.(Слайд 2)
Занятие математикой
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
— Ну, что - вперед за знаниями!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
В руки в ручки мы берём,
Числа мы писать начнём…
-Рассмотрите числа, записанные на доске:
4 6 10
– Как связаны между собой записанные вами числа?
-Как называются числа при сложении? А обратное действие сложению?
2. Устный счёт (Слайд 3)
- Урок начинаем с устного счета, цель его учиться быстро считать, много думать.
(Слайд 4) Какое число лишнее? (27, 11, 17)
- Вспомните, какие числа были лишние, найдите и определите о каком времени года пойдет речь? (Слайд 5) Зиме.
- Чем она чудесна? (Слайд 6,)
- Назовите, как называются зимние месяцы? ( Декабрь, январь, февраль).
- Сегодня вы узнаете, как эти месяцы называли в старину.
- Как называется первый зимний месяц? (Декабрь.)
- Найдите пропущенные числа, и вы узнаете как назывался раньше декабрь. (Слайд 7)
- Прочитайте, как раньше назывался декабрь. (Слайд 8) (Студень)
- Объясните значение этого слова. (Холодное блюдо из мяса или рыбы). (Слайд 9)
- Это многозначное слово, обозначает, мороз застудил землю без снега. Во многих регионах нашей страны в декабре месяце еще нет снега, и мороз промораживает землю.
(Слайд 10)
- Ребята, к вам в гости пришел снеговик и принес с собой цепочку, решив которую вы узнаете, как назывался второй месяц зимы. (Слайд11)
(Слайд 12) (Просинец)
- Что обозначает это слово? (Дни становятся ясными, чаще появляется голубое небо и солнце)
- Чтобы узнать название третьего зимнего месяца нужно распознать геометрические фигуры.(Слайд 13)
- Февраль — снежень (так как в это время много снега. (Слайд14)
3.Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала.
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
- Посмотрите, кто сегодня снова к нам прилетел? Мудрая Сова.(Слайд 15)
Что- то она сегодня невеселая.
Она грустит, потому что потеряла слово из названия темы урока.
-Почему она сегодня рассеянная, когда такое бывает? Я думаю, что вы вовремя ложитесь спать…
Ребята, давай те поможем , сами узнаем, что это за слово.
-Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столе.Работаем в парах.Посмотрите на числа и расположите их в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква: 92, 83, 74, 65, 56, 47, 38, 29. Найдите закономерность, по какому правилу составлен ряд чисел?
-Переверните карточки на обратную сторону и прочитайте, какое слово получилось? (Обратные).
— Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи).
4. Изучение нового материала.
а)Тема урока: Обратные задачи.(Слайд 16)
— А обратные задачи, это какие?
— Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения).
— Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему, т.е. самостоятельно сделаем открытие.
б) Какие цели вы поставим на урок? Главная цель?. (Слайд 17)
Цель: узнать , что такое обратные задачи, провести исследование задач, выявить сходства, отличия.
Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом.. (Слайд 18)
План
1. Исследовать новое.
2. Сделать открытие.
3. Закрепить.
в) - Выполни операции и найди обратные (Слайд 19)
- Сделайте вывод. (Если выполнить операцию, а затем обратную ей, то всё станет, как было раньше)
(Слайд 20)
- Выполните операции , а затем обратные ей.
-Сделайте вывод. (Действия сложения и вычитания обратные друг другу)
г) Устное решение задачи и обратных ( Слайд 21)
Вывод: Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой. . (Слайд 22)
5.Физминутка. (Слайды23-31)
6.Работа по теме урока (первичное закрепление знаний).
Работа по учебнику ,стр.112 . (Слайд 32)
Задачи № 1.
- Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
- Что одинаково? (Данные, числа.)
-Чем отличаются?
- Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) - 3) - )
- Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
- Конечно, это обратные задачи.
-Какое выражение соответствует каждой задаче?
- Давайте оформим условие задачи в виде схематического рисунка-овала, выбрав нужное решение.
Решение задач у доски и в тетрадях.
— Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой).
- Давайте прочитаем вывод в учебнике, стр.112
7.Закрепление знаний.
Учебник, стр.112№ 2.
8. Итог урока .
(Слайд 33)- С какими задачами мы сегодня познакомились.
— Кто может поделиться, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой).(Слайд 34)
— Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
— Проверили мы наши предположения? Сова говорит, что вы молодцы и благодарит вас.(Слайд 35)
9. Домашнее задание.(Слайд 36)
Учебник, стр.113 № 3 ; 4 (б)
10. Рефлексия учебной деятельности.
Какие качества ученика вам помогали в работе?
Оцените свое отношение к результатам урока.
Вы довольны результатами? Работой на уроке?
Какое у вас настроение?
(Слайд 37) А с кем бы из этих детей вы хотели дружить? Почему?
Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вас благодарю: мне было с вами очень интересно!
6