Разработка урока по математике для учащихся 1 класса
Тема: «Увеличение или уменьшение числа на несколько единиц».
Автор: Учитель начальных классов МБОУ СОШ с Маяк.
Зоткина Валентина Александровна.
Результаты деятельности:
Предметные:
- овладение понятиями «в порядке увеличения (уменьшения)
-упражнять в распознавании изученных видов линий (прямые, кривые, ломаные) на чертеже;
- установление отношений между числами: «больше на …», «меньше на…»;
Метапредметные:
- проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям) сопоставление/противопоставление (ПР);
- под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие (ПР);
- понимать заданные учителем ориентиры действия в учебном материале (РР);
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи (РР);
- в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи (РР);
- осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на основе заданных критериев (ЛР);
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию (КР).
Ход урока:
Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
система заданий проблемно-поискового характера, ведущая к раскрытию единицы усвоения – понятия «порядке увеличения (уменьшения)».
Интеллектуальная разминка «Кто лишний?»
Учитель:
- Знакомы ли вам эти герои? (герои народных сказок) (Слайд 2)
- Где мы с ними встречались? (на уроках обучения грамоте)
- Сегодня на уроке они помогут нам понять и усвоить новые математические знания.
Как вы думаете, кто лишний на данных картинках? (дети высказывают различные варианты сериации - лишние объекты на каждой картинке)
Слайд 2
- дед, внучка, бабка, зайка;
Слайд 3
- мышка, кошка, корова, собака;
Слайд 4
- кошка, мышка, курица, репка;
Учитель: Герои какой сказки остались на картинках? (Русская народная сказка «Репка»). Слайд 5
- Вспомним сказку: Чем занимались герои сказки?
- В чем особенность этой сказки? (это сказка-цепочка, герои торопились на помощь не все сразу, а друг за другом);
- В каких еще сказках мы наблюдали такую закономерность? (сказки «Колобок», «Теремок») Слайд 6
- А знаете, ребята, дед посадил не только репку, но еще и лук, морковь, редис. Слайд 7
- Вырос лук больше редиса, а морковь больше лука.
- Расположите овощи по порядку. Слайд 8
Проблемная ситуация.
- Что значит расположить по порядку?
- Где в жизни встречаемся с понятием «по порядку»? (дети приводят примеры – учитель выбирает существенный для раскрытия нового понятия - на уроке физкультуры дети строятся по порядку – по росту)
Работа по учебнику (задание №161)
- Куда пришли дети?
- Можно сказать, что они стоят по порядку?
- В каком порядке построились дети на уроке физкультуры?
- Удалось ли им построиться по росту?
- Помоги детям построиться по росту на уроке физкультуры.
- Запиши их номера. 3 1 5 2 4
- В каком порядке вы их расположили? (с самого большого ребенка к самому маленькому)
- Постройте детей по росту иначе.
- Вновь запиши их номера. 4 2 5 1 3
- Теперь как расположили детей? (с самого большого ребенка к самому маленькому)
- В каком еще порядке можно расположить детей? (сначала мальчики - затем девочки и наоборот)
III. Физкультминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны,
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз.
IV Сличение результатов поисковой деятельности с вводимым в учебнике понятием.
Задание №162
- Посмотрите, в каком порядке расположены матрёшки.
- Прочитайте как в математике называют такой порядок.
В порядке увеличения размера матрёшек.
В порядке уменьшения их размера.
V. Упражнение в применении знаний, выявленных на предыдущих этапах.
Геометрическое задание:
- Начертите красным карандашом три отрезка в порядке уменьшения их длины.
- Начертите синим карандашом три отрезка в порядке увеличения их длины.
- Сколько всего отрезков на ваших чертежах?
Задание №163
- Сколько ягод на каждой ветке?
- Напиши. (4 2 8 6)
- Запиши эти числа в порядке увеличения. (2 4 6 8)
- Сравни любые два числа, стоящие рядом.
- Сделай вывод о последующем и предыдущем числах. (Каждое последующее больше предыдущего на 2)
- Запиши те же числа в порядке уменьшения.(8 6 4 2)
- Сравни любые два числа, стоящие рядом.
- Сделайте вывод. (Каждое предыдущее меньше следующего на 2)
VI. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
- Вернемся к сказке. В каком порядке выстроились герои сказки, чтобы помочь деду? . Слайд 9
- Какую модель можно построить к новым понятиям, чтобы быстрее их запомнить? (обращаемся снова к матрешкам)
Дети на доске проводят линии, зрительно отображающие увеличение и уменьшение размера матрешек.
- Что было интересным для вас на уроке?
- Какие задания больше всего понравились?
- Почему?
- Оцените свою работу на уроке.