Тема урока: Песня. Песни народов мира.
Тип урока: получение новых знаний
Форма: комбинированный
Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с жанрами вокальной и инструментальной музыки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: польскую народную песню «Висла»; Г.Малера «Похвала знатока» (из ф-ного цикла «Волшебный рог мальчика»); Ф.Мендельсона «Песня без слов» №14 (из ф-ного цикла); наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить польскую народную песню «Висла».
Метапредметные:
* познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебником, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
* коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.
* регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
* личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: Польская народная песня «Висла»; Ф.Мендельсон «Песня без слов»№14; Г.Малер «Похвала знатока».
Учебный материал: УМК «Музыка» 5 класс изд. Дрофа Москва 2013г.
Сценарий урока
1.Организационный момент
2. Постановка учебной задачи
Учитель: Мы продолжаем разговор о взаимосвязи музыки и литературы. Сегодня речь пойдёт о музыке (о песне).
3. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
Учитель: Свои собственные песни есть у каждого народа. Ведь ничто другое так ярко не выражает его характер, обычаи, как родная песня. Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
А теперь, давайте запишем в тетрадях тему нашего урока
«Песни народов мира»
Учитель: На нашей земле проживают много людей разных национальностей, у которых свой язык, культура, обычаи и конечно песни. И сегодня мы отправимся в Польшу.
Учитель: И так, мы с вами в Польше. Встречает нас своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла.
Слушание «Висла» польская народная песня.
Учитель: о чём эта песня?
Ученики: о природе…
Учитель: только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее?
Ученики: о любви к своей родине…
Учитель: А какая мелодия у песни?
Ученики: Плавная, неторопливая
Учитель: Как воды задумчивой Вислы. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.
В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.
Учитель: Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине.
Учитель: Но нам к сожалению нужно прощаться с Польшей и ее прекрасной рекой Вислой, так как за урок нам нужно побывать и в другой стране.
Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений.
Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. И так мы отправляемся в Германию, чтобы узнать поподробнее об этом.
Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике.
Среди немецких мастеров музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика».
Слушание «Похвала знатока»
Неожидано, но мы же в германии.
А может все-таки кто-нибудь услышал знакомые интонации?
Ученики: кукушка, осёл…
Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.
В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?
Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»
Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»
Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:
«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»
Учитель: совершенно верно, в основу этой песни положено шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов соловья и кукушки. Их спор о том кто лучше поёт, было предложено разрешить ослу.
-А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения?
Ученики: Крылов.
Учитель: В музыке часто встречаются такие песенки-сценки, где развёртывается целый сюжет.
Давайте мы свами почитаем по ролям
Учитель: Как вы думаете, существуют ли песни без слов?
Дети: Возможно, да.
Учитель: Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке очень многое. В том, что их составляет – в мелодии, ритме, динамике. Создаётся огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов.
Прочитайте стихотворение Николая Брауна, которое называется «Песня без слов», в учебнике на странице 66-67.
Чтение стихотворения.
Учитель: Это стихотворение передаёт то многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка. Немецкий композитор Ф. Мендельсон создал фортепианный цикл «Песни без слов». Послушайте одну из них.
Слушание «Пени без слов» №14 Ф. Мендельсона
Учитель: Почему песня получила название «Песня без слов»?
Дети: Музыка певуча, мелодична, её хочется пропеть.
3. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Как взаимосвязаны мелодия и текст?
Что характерно для песни без слов?
Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Учитель: Песня и мелодия неразделимы. В музыке существуют песни и песни без слов, и они нам понятны.
Мы не зря совершили такой перелет. Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни.
Но в гостях хорошо, а дома лучше.
Давайте в завершении этого урока споём песню «Дети России»
Выставление оценок
Домашнее задание: страница учебника 68, подготовить сообщение.