СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе "Песни народов мира"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Песня. Песни народов мира.

Тип урока: получение новых знаний

Форма: комбинированный

Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с жанрами вокальной и инструментальной музыки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: польскую народную песню «Висла»; Г.Малера «Похвала знатока» (из ф-ного цикла «Волшебный рог мальчика»); Ф.Мендельсона «Песня без слов» №14 (из ф-ного цикла); наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить польскую народную песню «Висла».

Метапредметные:

* познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебником, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

* коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.

* регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

* личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: Польская народная песня «Висла»; Ф.Мендельсон «Песня без слов»№14; Г.Малер «Похвала знатока».

Учебный материал: УМК «Музыка» 5 класс изд. Дрофа Москва 2013г.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе "Песни народов мира"»

Тема урока: Песня. Песни народов мира.

Тип урока: получение новых знаний

Форма: комбинированный

Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с жанрами вокальной и инструментальной музыки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: польскую народную песню «Висла»; Г.Малера «Похвала знатока» (из ф-ного цикла «Волшебный рог мальчика»); Ф.Мендельсона «Песня без слов» №14 (из ф-ного цикла); наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить польскую народную песню «Висла».

Метапредметные:

* познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебником, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

* коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.

* регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

* личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: Польская народная песня «Висла»; Ф.Мендельсон «Песня без слов»№14; Г.Малер «Похвала знатока».

Учебный материал: УМК «Музыка» 5 класс изд. Дрофа Москва 2013г.







Сценарий урока

1.Организационный момент

2. Постановка учебной задачи

Учитель: Мы продолжаем разговор о взаимосвязи музыки и литературы. Сегодня речь пойдёт о музыке (о песне).

3. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.

Учитель: Свои собственные песни есть у каждого народа. Ведь ничто другое так ярко не выражает его характер, обычаи, как родная песня. Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

А теперь, давайте запишем в тетрадях тему нашего урока

«Песни народов мира»

Учитель: На нашей земле проживают много людей разных национальностей, у которых свой язык, культура, обычаи и конечно песни. И сегодня мы отправимся в Польшу.

Учитель: И так, мы с вами в Польше. Встречает нас своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла.

Слушание «Висла» польская народная песня.

Учитель: о чём эта песня?

Ученики: о природе…

Учитель: только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее?

Ученики: о любви к своей родине…

Учитель: А какая мелодия у песни?

Ученики: Плавная, неторопливая

Учитель: Как воды задумчивой Вислы. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.

В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.

Учитель: Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине.

Учитель: Но нам к сожалению нужно прощаться с Польшей и ее прекрасной рекой Вислой, так как за урок нам нужно побывать и в другой стране.

Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений.

Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. И так мы отправляемся в Германию, чтобы узнать поподробнее об этом.

Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике.

Среди немецких мастеров музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика».

Слушание «Похвала знатока»

Неожидано, но мы же в германии.

А может все-таки кто-нибудь услышал знакомые интонации?

Ученики: кукушка, осёл…







Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.

В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?

Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»

Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»

Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:

«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»







Учитель: совершенно верно, в основу этой песни положено шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов соловья и кукушки. Их спор о том кто лучше поёт, было предложено разрешить ослу.

-А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения?

Ученики: Крылов.

Учитель: В музыке часто встречаются такие песенки-сценки, где развёртывается целый сюжет.

Давайте мы свами почитаем по ролям

Учитель: Как вы думаете, существуют ли песни без слов?

Дети: Возможно, да.

Учитель: Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке очень многое. В том, что их составляет – в мелодии, ритме, динамике. Создаётся огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов.

Прочитайте стихотворение Николая Брауна, которое называется «Песня без слов», в учебнике на странице 66-67.

Чтение стихотворения.

Учитель: Это стихотворение передаёт то многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка. Немецкий композитор Ф. Мендельсон создал фортепианный цикл «Песни без слов». Послушайте одну из них.

Слушание «Пени без слов» №14 Ф. Мендельсона

Учитель: Почему песня получила название «Песня без слов»?

Дети: Музыка певуча, мелодична, её хочется пропеть.





3. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Как взаимосвязаны мелодия и текст?

Что характерно для песни без слов?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Учитель: Песня и мелодия неразделимы. В музыке существуют песни и песни без слов, и они нам понятны.

Мы не зря совершили такой перелет. Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни.

Но в гостях хорошо, а дома лучше.

Давайте в завершении этого урока споём песню «Дети России»

Выставление оценок

Домашнее задание: страница учебника 68, подготовить сообщение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!