СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Образование"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Составитель

Губарев Иван Игоревич, учитель истории и обществознания, МБОУ Кашарская СОШ

Дата

10.12.2024г.

Класс

10

Тема урока

Образование

Тип урока

Открытия новых знаний

Цель урока

Сформировать у учащихся представления об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 10 класс, Боголюбов Л.Н., 2010. Презентация, раздаточный материал

План урока

  1. Приоритетность образования

  2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества

  3. Основные элементы системы образования в РФ.

  4. Непрерывность образования.

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная

Основные понятия

Образование,приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения,; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

1)

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Доброе утро, ребята, меня зовут Юлия Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок.

Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь и пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.Садитесь.


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


2)Этап актуализации и пробного учебного действия


5


Беседа с учащимися


Слайд№1.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Что объединяют эти картинки?

Слайд№2.

Запишите число и тему урока в тетради

Слайд №3.Давайте, ребята попробуем выделить проблему над которой мы сегодня будем работать? Все вы знаете такую фразу «В споре рождается истина». Давайте прочтем на слайде мнения учеников и попробуем выделить мнение каждого ученика, а потом выделить из этого проблему.

После прочтения 1 мнения учитель задает вопрос: И так какая точка зрения у ученика?

После прочтения 2 мнения учитель задает вопрос: Вторая точка зрения какая?


Ответы учащихся (обучение, знание, процесс, образование…).



Ответы учащихся.










Учащиеся делают выбор.



Индивидуальная работа.


Индивидуальная работа.




Индивидуальная работа.




Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух, работают в диалоге с учителем рассуждают над поставленной проблемой



Устные ответы



Устные ответы

Записи в тетради.

Работа с раздаточным материалом

3) Этап выявления места и причины затруднения

4


Слайд №4.Теперь давайте определим проблему?


После определения учащиеся с помощью раздаточного материала делают выбор:

У вас на столе лежат цветные кружки. Поднимите красный, если вы считаете образование в современном обществе значимым и синий – если вы считаете что и без образования можно стать успешным.


Слайд№5.

Знакомство с планом урока. Что мы будем разбирать согласна этого плана?








Учащиеся слушают учителя и ведут с ним диалог





Индивидуальная работа






Устные ответы



Устные ответы


4) Этап построения проекта выхода из затруднения

20

Работа в парах

Слайд№6.

Посмотрите на следующий слайд и прочтите высказывание УиллаДюранта, американского писателя, историка и попробуйте кратко раскрыть его смысл.

Учитель читает высказывание и задает вопрос: Как вы понимаете его? Что такое невежество (недостаток знаний)?

Скажите пожалуйста, а кого вообще можно назвать образованным человеком?(это разносторонне развитый человек, который обладает обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, умеет критически мыслить и способный понимать окружающую жизнь)


Слайд №7. Теперь я предлагаю Вам выяснить что такое образование с помощью приёма «Понятийное колесо».

Учитель: Ребята, начертите в ваших тетрадях круг, в центре которого вы напишите слово «образование». Я прошу вас подобрать три ассоциации к этому слову, это могут быть не только существительные, но и глаголы , прилагательные.


Рассмотрим ваши ответы. (Учитель пишет три слова на доске)

Добавить есть что? От чего мы будем отталкиваться в определении? Только ли мы знания получаем? Мы с Вами упустили что-то важное…

Для этого обратимся к Закону об образовании РФ, к ст.2. Чтобы мы могли составить правильное понятие, найдите определение.

Показать главные слова в определении.

Запишите определение в тетрадь. (Приложение 1)

А теперь поговорим с Вами о приоритетности образования. Кто понимает что такое приоритет (значимость, стоит на 1 месте)?

Физкультминутка

Прием «Деловая игра»

Сегодня мне очень хочется стать президентом РФ. Но находясь в школе на уроке мне никак не обойтись без министра образования. А станет им……..(выбор активного ученика)

Остальные делятся на группы по 4 человека – вы – эксперты образования. Ваша задача – написать два приоритетных направления в современном образовании. В завершении группы передают министру свои листочки, которые он читает. (Приложение 4)

Слайд №10.Скажите, в чем самый главный приоритет образования? (непрерывность). Почему это характерно для постиндустриального общества?(информация главная).

Слайд №11.Давайте проверим ваши доводы, поработаем в парах. 1 ряд - заполните шаблон, работая со ст.10 Закона «Об образовании» РФ; 2 ряд – со ст.17; 3 ряд – с текстом о конкурентоспособности нашего образования.(Приложение 2-3)

Слайд№12-13

Рассмотрим ваши ответы.

Слайд №14.Какой принцип должно преследовать государство и его граждане в образовании для создания такой личности?

Учащиеся читают высказывание и формулируют краткий смысл






Учащиеся ведут диалог с учителем


Учащиеся заполняют круг и пишут то, что знают об образовании.





Учащиеся работают в тетради.









Ответы учащихся, работают с текстом закона











Учащиеся повторяют за действиями учителя



Учащиеся работают в группах.









Ответы учащихся.



Учащиеся работают в парах.





Ответы учащихся

Индивидуальная работа.



Фронтальная работа









Индивидуальная









Фронтальная работа




Фронтальная работа









Групповая работа

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют
и расширяют имеющиеся знания о дисциплине;самостоятельно выделяют и формулируют ответы;осуществляют поиск существенной информации

Регулятивные: учитывают
выделенные учителем ориен-
тиры действия, принимают
и сохраняют учебную задачу.

Личностные:понимают
значение образования для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Проверка выполнения заданий

5) Итоги урока. Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Слайд №15- Вернемся к вопросу который мы ставили вначале урока.

Слайд №16-17 Проверка усвоенного по презентации.

Слайд №18 Прием «Продолжи фразу».

Министр, помогите мне, назовите мне тех,кто по вашему мнению сегодня работал на отлично и хорошо.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)


Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

1-2


Слайд 19

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: ответить на вопрос «Как сделать российскую школу лучшей?», конспект в тетради, параграф 9, составить план

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ |

Выдержки из ст.2.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, изиического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;


Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование –бакалавриат;

3) высшее образование –специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.































Приложение №2

У ровни образования



















Ф ормы образования

































Приложение 3

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании - забота о будущем всей России.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается."

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.





















Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________




Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________




Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________




Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________



Приложение №4

Приоритетные направления образования в РФ:


1.________________________________________________________________________



2.________________________________________________________________________