СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по программе "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок письма и обучения грамоте по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по программе "Школа России"»

Урок для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п"



Цели

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву П, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Оборудование: буква П, алфавит, почтальон Печкин, слоги, картинки (для физминутки), плакат для игры “ Кто лишний?”, картинки для загадок, конверт, коробка – посылка, лента букв.

 





Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

2. Повторение изученного.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова?

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

- Какие друзьями мягких согласных? Почему?

- Какую букву мы называем хитрой?

- Почему? В чем ее хитрость?

- Что мы знаем о букве Е?

- Какая ещё гласная буква обозначает мягкость согласного звука? (Буква И)

- У вас на партах карточки с элементами изученных букв, но вам необходимо дополнить до буквы, т.е. дописать недостающие элементы. Вы посоветуйтесь между собой и выполните эту работу, затем каждый стол защитит свою работу.

3. Постановка темы и целей урока.

Чтобы разговаривать, 
Надо выговаривать
Всё правильно и внятно, 
Чтоб было всё понятно.

4. Фонетическая зарядка.

Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Каша кипит – (п-п-п)
Птенец пищит – (пи-пи-пи).

5. Работа с чистоговорками.

- Уп-уп-уп – какой же вкусный суп;

- Пу-пу-пу – мы включили лампу;

- Па-па-па – раздавил щенок клопа.

- Какой звук чаще всего мы произносили? (П)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какова цель работы на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой П. А также расширим знания о нашей родине – России, её истории.

6. Работа над новым материалом.

1) Выделение звука (п) из слова и его характеристика.

- Назовите слова с этими звуками? Какой здесь звук твёрдый или мягкий? Где стоит в начале слова, в середине или в конце?

- Найдите одинаковый звук в словах:

Плот

Плут

Липка

Лапка

Пилка. (П)

- Этот звук какой: гласный или согласный? Докажите. (Согласный. Его нельзя пропеть. Воздух встречает преграду)

- Каким может быть этот звук? (Тв., мяг)

- Когда согласный твёрдый? Мягкий?

- А согласные звуки бывают, какими еще? (звонкими, глухими)

- Давайте проверим звук (п) звонкий или глухой? (Глухой). Почему?

- Звук (п), (пь) обозначается буквой П п. (Вывешиваю)

2) Знакомство с буквой П п.

А) На что похожа буква П? (Ворота, турник)

- Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
- На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
- Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдём, 
Заглянув в дверной проём.

Б) Где живёт буква П ? (Показ на ленте букв)

В) Развитие мелкой моторики.

- Составьте букву П из палочек.

Физминутка.

3) Чтение слогов с новой буквой.

- Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. (Вывешиваю). И принёс для вас посылку! Посмотрим что там? (В коробке слоги).

- Я показываю, вы читаете. Сначала один, потом хором.

ап ып пе

Па пы поп

Пап ип пып

Пал еп пип

Оп пу пел

По пи пил

Пыл пол пул

- В каких слогах звук (п) мягкий? (Пи, пе)

- Твёрдый? (Па, по, пы, пу)

4) Работа в “Прописи” на с. 3.

- Сегодня мы учимся писать прописную букву П.

Показ на доске. В воздухе с подсчётом. Положение тетради, ручки, посадка, ноги.

7. Игра “ Не попадись в ловушку”.

- Почтальон Печкин принёс для вас, в своей большой сумке, ещё одно задание. (Достаю конверт). Он очень хочет проверить, какие вы внимательные.

- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – топаем, если (п) мягкий – хлопаем.

Плот, плут, липка, лапка, пилка, повар, пила, пух, пела, папа, пилот, пыль, песня, полка, пудель, письмо.

- Обобщите всё, что мы говорили об этих звуках. (Звук может быть мягким и твёрдым, он согласный, глухой)

Физминутка.

Развешиваю картинки по кабинету. Называю, дети должны посмотреть на неё, найти глазами, повернуть голову. (Пуговица, пластилин, пила, топор, пенал)

8. Логическое упражнение “ Кто лишний?”

На доске плакат.

- Прочитайте про себя.

Прочитайте слова из одного слога (пил, пел).

- Как определили количество слогов?

- Прочитайте слова второго столбика. Что такое папка? Найдите лишнее слово (туман). Почему?

- Прочитайте третий столбик. Что такое плот? Пилот? Найдите лишнее слово (кисть).

- Зачитайте имена собственные. (Петя, Полина)

9. Работа с учебником “Азбука”.

А) С. 82-83. Беседа по иллюстрации.

- Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трёхсотлетней давности.

- Кто знает, как звали этого русского царя?

- Что вы знаете о русском царе Петре I? (Рассказ учителя о царе Петре I).

Б) Составление рассказа по иллюстрации.

Словарь: Бояре, вельможи, простолюдины.

В) Чтение учителем отрывка из стихотворения А. С. Пушкина (с. 82).

Г) с. 83. Чтение слогов детьми (сначала про себя, потом в слух).

- Назовите профессии, начинающиеся на эту букву. (Плотник, повар, пилот, капитан)

10. Пополнение словарного запаса.

На доске слова с пометами:

Пи-ла

Пи-лит

Пил-ка

- Что общего во всех этих словах? (Общая часть пил)

- Эти слова имеют общее значение и называются родственниками.

Физминутка.

11. Закрепление нового материала.

- Почтальон Печкин принёс ещё одну посылку. Чтобы узнать, что в ней лежит, надо отгадать загадки. (Отгадки – картинки находятся в посылке – ребёнок отгадывает слово, берёт картинку и садится на место)

Загадки:

От цветка к цветку летает, 
Мёд душистый собирает. (Пчела)

Раньше всех встаёт
“ Ку-ка-ре-ку!” поёт. (Петух)

Посадим зёрнышко, 
Вырастит солнышко. (Подсолнух).

Хвост крючком,
Нос пятачком. (Поросёнок)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (Помидор)

Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке.
Там лежат в порядке
Книжки и тетрадки. (Портфель)

6. Итог урока.

- Скажите, цели, которые поставили перед собой, достигли?

- С чем мы сегодня познакомились? (Звук и буква П)

- На что похожа буква П?

- Молодцы! Мне сегодня понравились…

- И Печкин говорит нам всем “ До Свидания! До Встречи в Простоквашино!”