Урок для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п"
Цели
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву П, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Оборудование: буква П, алфавит, почтальон Печкин, слоги, картинки (для физминутки), плакат для игры “ Кто лишний?”, картинки для загадок, конверт, коробка – посылка, лента букв.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
2. Повторение изученного.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки?
- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?
- Какие друзьями мягких согласных? Почему?
- Какую букву мы называем хитрой?
- Почему? В чем ее хитрость?
- Что мы знаем о букве Е?
- Какая ещё гласная буква обозначает мягкость согласного звука? (Буква И)
- У вас на партах карточки с элементами изученных букв, но вам необходимо дополнить до буквы, т.е. дописать недостающие элементы. Вы посоветуйтесь между собой и выполните эту работу, затем каждый стол защитит свою работу.
3. Постановка темы и целей урока.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.
4. Фонетическая зарядка.
Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Каша кипит – (п-п-п)
Птенец пищит – (пи-пи-пи).
5. Работа с чистоговорками.
- Уп-уп-уп – какой же вкусный суп;
- Пу-пу-пу – мы включили лампу;
- Па-па-па – раздавил щенок клопа.
- Какой звук чаще всего мы произносили? (П)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какова цель работы на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой П. А также расширим знания о нашей родине – России, её истории.
6. Работа над новым материалом.
1) Выделение звука (п) из слова и его характеристика.
- Назовите слова с этими звуками? Какой здесь звук твёрдый или мягкий? Где стоит в начале слова, в середине или в конце?
- Найдите одинаковый звук в словах:
Плот
Плут
Липка
Лапка
Пилка. (П)
- Этот звук какой: гласный или согласный? Докажите. (Согласный. Его нельзя пропеть. Воздух встречает преграду)
- Каким может быть этот звук? (Тв., мяг)
- Когда согласный твёрдый? Мягкий?
- А согласные звуки бывают, какими еще? (звонкими, глухими)
- Давайте проверим звук (п) звонкий или глухой? (Глухой). Почему?
- Звук (п), (пь) обозначается буквой П п. (Вывешиваю)
2) Знакомство с буквой П п.
А) На что похожа буква П? (Ворота, турник)
- Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
- На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
- Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
Б) Где живёт буква П ? (Показ на ленте букв)
В) Развитие мелкой моторики.
- Составьте букву П из палочек.
Физминутка.
3) Чтение слогов с новой буквой.
- Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. (Вывешиваю). И принёс для вас посылку! Посмотрим что там? (В коробке слоги).
- Я показываю, вы читаете. Сначала один, потом хором.
ап ып пе
Па пы поп
Пап ип пып
Пал еп пип
Оп пу пел
По пи пил
Пыл пол пул
- В каких слогах звук (п) мягкий? (Пи, пе)
- Твёрдый? (Па, по, пы, пу)
4) Работа в “Прописи” на с. 3.
- Сегодня мы учимся писать прописную букву П.
Показ на доске. В воздухе с подсчётом. Положение тетради, ручки, посадка, ноги.
7. Игра “ Не попадись в ловушку”.
- Почтальон Печкин принёс для вас, в своей большой сумке, ещё одно задание. (Достаю конверт). Он очень хочет проверить, какие вы внимательные.
- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – топаем, если (п) мягкий – хлопаем.
Плот, плут, липка, лапка, пилка, повар, пила, пух, пела, папа, пилот, пыль, песня, полка, пудель, письмо.
- Обобщите всё, что мы говорили об этих звуках. (Звук может быть мягким и твёрдым, он согласный, глухой)
Физминутка.
Развешиваю картинки по кабинету. Называю, дети должны посмотреть на неё, найти глазами, повернуть голову. (Пуговица, пластилин, пила, топор, пенал)
8. Логическое упражнение “ Кто лишний?”
На доске плакат.
- Прочитайте про себя.
- Прочитайте слова из одного слога (пил, пел).
- Как определили количество слогов?
- Прочитайте слова второго столбика. Что такое папка? Найдите лишнее слово (туман). Почему?
- Прочитайте третий столбик. Что такое плот? Пилот? Найдите лишнее слово (кисть).
- Зачитайте имена собственные. (Петя, Полина)
9. Работа с учебником “Азбука”.
А) С. 82-83. Беседа по иллюстрации.
- Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трёхсотлетней давности.
- Кто знает, как звали этого русского царя?
- Что вы знаете о русском царе Петре I? (Рассказ учителя о царе Петре I).
Б) Составление рассказа по иллюстрации.
Словарь: Бояре, вельможи, простолюдины.
В) Чтение учителем отрывка из стихотворения А. С. Пушкина (с. 82).
Г) с. 83. Чтение слогов детьми (сначала про себя, потом в слух).
- Назовите профессии, начинающиеся на эту букву. (Плотник, повар, пилот, капитан)
10. Пополнение словарного запаса.
На доске слова с пометами:
Пи-ла
Пи-лит
Пил-ка
- Что общего во всех этих словах? (Общая часть пил)
- Эти слова имеют общее значение и называются родственниками.
Физминутка.
11. Закрепление нового материала.
- Почтальон Печкин принёс ещё одну посылку. Чтобы узнать, что в ней лежит, надо отгадать загадки. (Отгадки – картинки находятся в посылке – ребёнок отгадывает слово, берёт картинку и садится на место)
Загадки:
От цветка к цветку летает,
Мёд душистый собирает. (Пчела)
Раньше всех встаёт
“ Ку-ка-ре-ку!” поёт. (Петух)
Посадим зёрнышко,
Вырастит солнышко. (Подсолнух).
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Поросёнок)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (Помидор)
Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке.
Там лежат в порядке
Книжки и тетрадки. (Портфель)
6. Итог урока.
- Скажите, цели, которые поставили перед собой, достигли?
- С чем мы сегодня познакомились? (Звук и буква П)
- На что похожа буква П?
- Молодцы! Мне сегодня понравились…
- И Печкин говорит нам всем “ До Свидания! До Встречи в Простоквашино!”