Окружающий мир
Тема: Надежная защита организма.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: урок-практикум; исследование.
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «кожа», ее свойствами и функциями.
2. Развивать интеллектуальные и практические умения детей.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать.
Оборудование: карточки для практической работы, видео-материалы, лупы, зеркала, толковый словарь, гуашевая краска, салфетки.
Урок построен в рамках деятельного подхода, носит проблемно-поисковой характер.
Различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах. Смена видов работы: опыты, фронтальная беседа.
1. Организационный момент.
- Поприветствуем наших гостей!
- Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье».
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте посмотрим друг другу в глаза, передадим частичку тепла и доброты. Улыбнитесь друг другу и мне.
2. Проверка домашнего задания.
Еще раз посмотрите на своих товарищей. Вспомните, что относится к внешнему строению человека, а что к внутреннему?!
Игра «Внутреннее и внешнее строение человека». (если то, что я называю относится к внешнему строению человека – поднимаете руки вверх, если к внутреннему – руки в стороны). Руки, сердце, голова, головной мозг, легкие, ноги, печень, спина, спинной мозг, желудок, живот, кишечник.
3. Актуализация опорных знаний.
- На прошлом уроке мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир.
Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.
- Итак, сколько органов чувств у человека? (5) Перечислите их (глаза, уши, нос, язык, кожа).
- С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза; картинка). Расскажите о том, как беречь зрение.
- С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши – картинка). Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
- Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос – картинка). Когда ухудшается обоняние? (когда болеем)
- С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык – картинка) Что интересного вы можете рассказать о языке? (кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое).
- Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (без мозга – картинка)
- Как поступают сигналы в головной мозг? (по нервам – картинка)
- Молодцы, вы показали отличные знания!
4. Постановка темы и задач урока.
- Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувству.
- Для этого давайте проведем исследование через игру «Угадай, что это?». Обратите внимание на мешочки, находящиеся у меня. Вы должны, не глядя опустить в мешочек руку и определить, что за предмет в нем находится.
- Какой орган чувств помог вам, не глядя определить предмет? (кожа)
- Так о чем будет идти речь на уроке? (о коже)
Тема урока: Кожа – надежная защита организма. (картинка)
- Подумайте, какие цели мы поставим перед собой, на какие вопросы нам нужно будет найти ответы? (картинка на доске)
- Как вы думаете, зачем у нас на уроке выставка книг? (чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).
- Обратимся к Толковому словарю. Что же такое кожа?
1) кожа – это наружный покров тела человека, животного;
2) оболочка некоторых плодов, кожура.
- Какое определение подойдет нам? (первое) Верно!!! Сегодня мы вспомним все, что нам известно о коже, о ее назначении и узнаем о ней много нового.
- Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…» (прием «Верные и неверные утверждения»).
Правила игры:
У вас на столах лежит таблица ( см.Приложение № 1). Цифрами указан номер утверждения.
Вы слушаете утверждение, которое начинается со слов «Верно ли , что…».
Если верите, то в первом столбике (до) поставьте знак «+», если нет, то «-».
Утверждение:
Верно ли , что кожа наружный покров тела человека?
Верно ли , что кожа защищает тело от внешних воздействий?
Верно ли , что кожа участвует в дыхании?
Верно ли , что кожа самый чувствительный орган?
Верно ли , что кожа выделяет жир?
Верно ли , что кожа очень тонкая, но прочная?
Верно ли, что пот, который выделяет кожа, помогает телу человека охлаждаться?
- Вы уверены в правильности своих ответов? (Нет)
- Почему? (недостаточно знаний по теме).
5. Изучение нового материала.
Практическая исследовательская работа.
- Чтобы узнать свойства кожи мы проведем практическую исследовательскую работу.
- Работать будете в парах. В учебнике на странице 130 описаны задания практической работы, которые нужно будет выполнить с использованием зеркал, луп, они тоже находятся на столах.
Общие выводы (по работе в парах)
- Итак, какие выводы вы сделали, выполняя работу в парах? (картинка)
1) кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается; видны кровеносные сосуды – кожа тонкая;
2) на зеркале осталось пятно жира, значит кожа выделяет жир; жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой;
3) на поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры, для чего они? (кожа дышит); через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке; через поры выделяется жир и пот; пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается, так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу; кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.
- Как вы думаете, хорошо или плохо, когда кожа выделяет жир и пот? (жир смазывает кожу);
4) рассмотрите свой рисунок отпечатка пальца, сравните с соседским. Какой вывод сделали? (у всех людей такие рисунки разные4 именно по таким отпечаткам, следователи уличают преступников)
- Давайте вернемся к нашим утверждениям и снова ответим на вопросы, ответы отмечаем в третьем столбике ( после)
- Вызвали ли теперь вопросы затруднения? Почему?
- Давайте подведем итог, можно ли кожу человека назвать защитной одеждой? (да)
6. Правила ухода за кожей.
- Любую одежду надо чистить, стирать. А что же делать с кожей, когда на коже скапливается много жира и пота? Об этом мы прочитаем в учебнике на странице 131 ( чтение,обсуждение).
7. Помощь при повреждениях кожи.
- Но еще важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.
- Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обмораживание)
- Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 4 научные группы.
Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи.
Деление на группы.
Группе дается карточка с названием повреждений, в некоторых указаны вопросы, опорные слова. Ваша задача – обсудить в группе все, что касается данного повреждения, через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом.
(карточка №1 – раны, №2 – ожог, №3 – обмораживание, №4 – ушиб)
Выступление детей.
Конечно, мы говорим лишь о легких повреждениях кожи. Если вы получили более серьезные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.
8. Итог урока.
От чего защищает кожа наш организм?
Выводы: Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира.
Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи.
- А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.
Тест:
1. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?
а) живот; о) кожа; г) мышцы.
2. Кожа – это …
ц) орган осязания; б) внутренний орган; в) скелет человека.
3. Какие функции выполняет кожа?
а) переваривает пищу; д) защищает от ран, грязи; г) не знаю.
4. Благодаря чему кожа всегда мягкая?
ж) потовым железам; т) порам; м) жиру.
5. Пот выделяется, когда человеку …
з) холодно; и) просто так; л) жарко.
6. Кожу надо мыть …
о) ежедневно; р) иногда; е) можно и не мыть.
7. Какая травма не относится к повреждениям кожи?
н) ушиб; ы) перелом; ю)ожог.
(о; ц; д; м; л; о; ы)
Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (Молодцы) Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.
9. Домашнее задание (по выбору детей).
- Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)
- Я предлагаю на выбор одно из заданий:
- стр. 130-133 чит., отв. на вопросы;
- подготовить сообщение о коже;
- гигиена кожи в картинках;
- подобрать стихотворение к теме.
10. Рефлексия.
- Оцените важность для вас того, о чем говорили на уроке:
Зеленый жетон – жизненно важно.
Синий – может пригодиться.
Оранжевый – можно не знать.
Спасибо за урок!!!
Приложения
№ 1
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| 1.Верно ли вы, что кожа наружный покров тела человека? | |
| 2. Верно ли, что кожа защищает тело от внешних воздействий? | |
| 3. Верно ли, что кожа участвует в процессе дыхания? | |
| 4. Верно ли, что кожа самый чувствительный орган? | |
| 5. Верно ли,что кожа выделяет жир? | |
| 6. Верно ли,что кожа очень тонкая, но прочная? | |
| 7. Верно ли,что пот, который выделяет кожа, помогает телу человека охлаждаться? | |