СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: " Надежная защита организма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: " Надежная защита организма"»

Окружающий мир


Тема: Надежная защита организма.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: урок-практикум; исследование.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «кожа», ее свойствами и функциями.

2. Развивать интеллектуальные и практические умения детей.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать.

Оборудование: карточки для практической работы, видео-материалы, лупы, зеркала, толковый словарь, гуашевая краска, салфетки.

Урок построен в рамках деятельного подхода, носит проблемно-поисковой характер.

Различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах. Смена видов работы: опыты, фронтальная беседа.

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей!

- Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье».

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте посмотрим друг другу в глаза, передадим частичку тепла и доброты. Улыбнитесь друг другу и мне.

2. Проверка домашнего задания.

Еще раз посмотрите на своих товарищей. Вспомните, что относится к внешнему строению человека, а что к внутреннему?!

Игра «Внутреннее и внешнее строение человека». (если то, что я называю относится к внешнему строению человека – поднимаете руки вверх, если к внутреннему – руки в стороны). Руки, сердце, голова, головной мозг, легкие, ноги, печень, спина, спинной мозг, желудок, живот, кишечник.

3. Актуализация опорных знаний.

- На прошлом уроке мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир.

Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

- Итак, сколько органов чувств у человека? (5) Перечислите их (глаза, уши, нос, язык, кожа).

- С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза; картинка). Расскажите о том, как беречь зрение.

- С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши – картинка). Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

- Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос – картинка). Когда ухудшается обоняние? (когда болеем)

- С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык – картинка) Что интересного вы можете рассказать о языке? (кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое).

- Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (без мозга – картинка)

- Как поступают сигналы в головной мозг? (по нервам – картинка)

- Молодцы, вы показали отличные знания!


4. Постановка темы и задач урока.

- Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувству.

- Для этого давайте проведем исследование через игру «Угадай, что это?». Обратите внимание на мешочки, находящиеся у меня. Вы должны, не глядя опустить в мешочек руку и определить, что за предмет в нем находится.

- Какой орган чувств помог вам, не глядя определить предмет? (кожа)

- Так о чем будет идти речь на уроке? (о коже)

Тема урока: Кожа – надежная защита организма. (картинка)

- Подумайте, какие цели мы поставим перед собой, на какие вопросы нам нужно будет найти ответы? (картинка на доске)

- Как вы думаете, зачем у нас на уроке выставка книг? (чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).

- Обратимся к Толковому словарю. Что же такое кожа?

1) кожа – это наружный покров тела человека, животного;

2) оболочка некоторых плодов, кожура.

- Какое определение подойдет нам? (первое) Верно!!! Сегодня мы вспомним все, что нам известно о коже, о ее назначении и узнаем о ней много нового.

- Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…» (прием «Верные и неверные утверждения»).

Правила игры:

  1. У вас на столах лежит таблица ( см.Приложение № 1). Цифрами указан номер утверждения.

  2. Вы слушаете утверждение, которое начинается со слов «Верно ли , что…».

  3. Если верите, то в первом столбике (до) поставьте знак «+», если нет, то «-».

Утверждение:

  1. Верно ли , что кожа наружный покров тела человека?

  2. Верно ли , что кожа защищает тело от внешних воздействий?

  3. Верно ли , что кожа участвует в дыхании?

  4. Верно ли , что кожа самый чувствительный орган?

  5. Верно ли , что кожа выделяет жир?

  6. Верно ли , что кожа очень тонкая, но прочная?

  7. Верно ли, что пот, который выделяет кожа, помогает телу человека охлаждаться?

- Вы уверены в правильности своих ответов? (Нет)

- Почему? (недостаточно знаний по теме).

5. Изучение нового материала.

Практическая исследовательская работа.

- Чтобы узнать свойства кожи мы проведем практическую исследовательскую работу.

- Работать будете в парах. В учебнике на странице 130 описаны задания практической работы, которые нужно будет выполнить с использованием зеркал, луп, они тоже находятся на столах.

Общие выводы (по работе в парах)

- Итак, какие выводы вы сделали, выполняя работу в парах? (картинка)

1) кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается; видны кровеносные сосуды – кожа тонкая;

2) на зеркале осталось пятно жира, значит кожа выделяет жир; жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой;

3) на поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры, для чего они? (кожа дышит); через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке; через поры выделяется жир и пот; пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается, так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу; кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

- Как вы думаете, хорошо или плохо, когда кожа выделяет жир и пот? (жир смазывает кожу);

4) рассмотрите свой рисунок отпечатка пальца, сравните с соседским. Какой вывод сделали? (у всех людей такие рисунки разные4 именно по таким отпечаткам, следователи уличают преступников)

- Давайте вернемся к нашим утверждениям и снова ответим на вопросы, ответы отмечаем в третьем столбике ( после)

- Вызвали ли теперь вопросы затруднения? Почему?

- Давайте подведем итог, можно ли кожу человека назвать защитной одеждой? (да)

6. Правила ухода за кожей.

- Любую одежду надо чистить, стирать. А что же делать с кожей, когда на коже скапливается много жира и пота? Об этом мы прочитаем в учебнике на странице 131 ( чтение,обсуждение).

7. Помощь при повреждениях кожи.

- Но еще важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.

- Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обмораживание)

- Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 4 научные группы.

Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи.

Деление на группы.

Группе дается карточка с названием повреждений, в некоторых указаны вопросы, опорные слова. Ваша задача – обсудить в группе все, что касается данного повреждения, через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом.

(карточка №1 – раны, №2 – ожог, №3 – обмораживание, №4 – ушиб)

Выступление детей.

Конечно, мы говорим лишь о легких повреждениях кожи. Если вы получили более серьезные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.


8. Итог урока.

От чего защищает кожа наш организм?

Выводы: Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира.

Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи.

- А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

Тест:

1. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?

а) живот; о) кожа; г) мышцы.

2. Кожа – это …

ц) орган осязания; б) внутренний орган; в) скелет человека.

3. Какие функции выполняет кожа?

а) переваривает пищу; д) защищает от ран, грязи; г) не знаю.

4. Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам; т) порам; м) жиру.

5. Пот выделяется, когда человеку …

з) холодно; и) просто так; л) жарко.

6. Кожу надо мыть …

о) ежедневно; р) иногда; е) можно и не мыть.

7. Какая травма не относится к повреждениям кожи?

н) ушиб; ы) перелом; ю)ожог.


(о; ц; д; м; л; о; ы)

Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (Молодцы) Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

9. Домашнее задание (по выбору детей).

- Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)

- Я предлагаю на выбор одно из заданий:

- стр. 130-133 чит., отв. на вопросы;

- подготовить сообщение о коже;

- гигиена кожи в картинках;

- подобрать стихотворение к теме.

10. Рефлексия.

- Оцените важность для вас того, о чем говорили на уроке:

Зеленый жетон – жизненно важно.

Синий – может пригодиться.

Оранжевый – можно не знать.


Спасибо за урок!!!

Приложения

№ 1

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


1.Верно ли вы, что кожа наружный покров тела человека?



2. Верно ли, что кожа защищает тело от внешних воздействий?



3. Верно ли, что кожа участвует в процессе дыхания?



4. Верно ли, что кожа самый чувствительный орган?



5. Верно ли,что кожа выделяет жир?



6. Верно ли,что кожа очень тонкая, но прочная?



7. Верно ли,что пот, который выделяет кожа, помогает телу человека охлаждаться?